100 золотистых стерженьков-десятков
Цепочка тысячи представляет собой очень длинную цепочку из 100 золотистых стерженьков-десятков, соединенных друг с другом. К ней прилагается коробочка со стрелками разных цветов, на которых написаны цифры. Есть зеленые узенькие стрелки с цифрами от 1 до 9; есть стрелки синие с цифрами десятков до 90; стрелки красные более широкие, на которых записаны сотни, и самая широкая золотая стрелка с числом 1000.
Раскладывать цепочку-тысячу лучше в коридоре, так как она занимает много места. Или можно разложить ее по кругу, но тогда пропадет эффект ее необыкновенной длины.
Итак, дети снимают Цепочку-тысячу с крючочка, на котором она обычно висит, и раскладывают на полу во всю длину
Затем дети упорядочивают стрелки, вынув их из коробки, и начинают считать бусины. Около первых десяти бусин они кладут зеленые стрелочки-единички. Затем около десятой бусины они ставят синюю стрелочку 10.
Порядковый счет продолжается: 11, 12, 13... Около двадцатой бусины они ставят синюю цифру 20, и так до 100. Стрелочка-сотня — красная. Затем снова идут синие стрелочки 110, 120 и т.д. вплоть до 200. Стрелочка 200, как и все сотни, — красная. В том же духе ребенок или несколько детей работают с цепочкой-тысячей до тех пор, пока не поставят к последней бусине золотую стрелочку 1000.
Описание цепочки-тысячи в книге Марии Монтессори «Арифметика в детском саду»
«Я велела приготовить цель, связав вместе десяток цепочек по десяти бус в каждой, которая была названа «цепь ста». Затем, при посредстве небольших цепочек очень легко сгибаемых, я соединила десять цепей в сотню, получив, таким образом, «цепь тысячи».
Эти цепи одинакового цвета с цепочками десятков, то есть они все состоят из оранжевых бус. Их взаимная длина поразительна; положим прежде всего одну бусину (единица), затем цепочку из 10, длина которой приблизительно 7 см (десяток), затем цепь сотни, длина которой 70 см (сотня) и, наконец, цепь тысячи, длина которой приблизительно 7 метров. Этот скачок тысячи непосредственно переносит нас к количеству другого порядка.
В то время как, и 10, и 100 можно держать на столике, чтобы заниматься с удобством, не хватает длины комнаты, чтобы вместить цепь тысячи! Надо выйти в коридор и пройти в большой зал, надо нескольким детям соединиться и терпеливо поработать, чтобы придать ей прямую линию и ходить затем взад и вперед, чтобы рассмотреть ее всю. Это «впечатление» отношения количества настоящее событие.
В течение нескольких дней поразительная «цепь тысячи» занимает умы детей. Цепочки между сотнями и сотнями дают возможность складывать цепь тысячи, которые можно расположить одну цепь близ другой, образуя таким образом фигуру длинного прямоугольника, что позволяет расположить на поверхности количество, которое раньше поражало своей длиной... На столике можно теперь расположить их одна под другой; единичную бусину, затем цепочку в десяток, цепь сотни и наконец полосу тысячи.
Дети начинают считать терпеливо бусину за бусиной - от одной до сотни
Кто задается вопросом, как привести ребенка к оценке численных пропорций количества, ясно видимого глазом, задает себе тот же вопрос, который был поставлен себе и нами. Теперь же дети начинают считать терпеливо бусину за бусиной, от одной до сотни. Затем собираются по двое или по трое вокруг цепи-тысячи, нисколько не останавливаясь перед тяжелой задачей, готовые прийти друг другу на помощь, чтобы подсчитать так же и цепь тысячи.
«Сто, что идет после сто? — Сто один. А в конце? — Двести, двести один...» Так в один день дошли до семисот. «Я устал», — сказал ребенок. «Сделай отметку, и будем продолжать завтра». Семьсот и, семьсот... «Смотри! — сказал другой. — Их семь; семь сотен; да, считай цепи: семь сот, восемь сои, девять сот, тысяча.
Синьора! Синьора! Цепь тысячи имеет десять цепей в сто, вот оно что! И другие дети, работавшие с цепями в сто, начинают также привлекать внимание других: «О, смотрите, смотрите! Цепь в сто содержит тоже десять цепей по десяти» Чем более мы оставим ребенка «с его интересом» — тем ценнее будут плоды, которые можно будет собирать».