Кубик справа, кирпичик — слева
Цитата из книги «Дом ребенка. Метод научной педагогики», 1913 год
«Первоначальный дидактический материал, которым мы пользовались, состоял из фрёбелевских кирпичиков и кубиков. Обратив внимание ребенка на форму этих двух геометрических тел, мы давали ему тщательно ощупать их с открытыми глазами, причем повторяли какую-нибудь фразу, сосредоточивавшую его внимание на особенностях фигур.
После этого мы просили ребенка положить кубик справа, а кирпичик — слева, ощупав их, но не глядя. Наконец, мы повторяли это упражнение, завязав ребенку глаза. Почти всем детям оно удавалось, и после двух-трех раз они исправляли свои ошибки.
Кирпичиков и кубиков у нас было двадцать четыре, так что внимание ребенка сосредоточивалось на этой игре довольно долгое время, но наслаждение ею неизмеримо повышалось, когда за упражнением наблюдала группа его друзей, горячо интересующихся игрой.
Мне это казалось трудным для ребенка трех лет
Однажды наставница обратила мое внимание на трехлетнюю девочку из самых маленьких наших воспитанников, которая в совершенстве проделывала описанный ряд упражнений. Мы удобно усадили девочку в креслице возле стола. Затем, поставив перед нею на стол 24 фигурки, хорошо их перемешали и, обратив внимание девочки на различия в форме, велели ей класть кубики направо, а кирпичики —налево. С повязкой на глазах она начала упражнение, брала по предмету в руку, ощупывала его и клала куда следовало. Порою она брала два кубика или два кирпичика, порою брала кирпичик правой рукой, а кубик — левой. Надо было и узнавать форму, и помнить во все время эксперимента, куда класть тот или другой предмет.
Мне это казалось очень трудным для ребенка трех лет. Однако, наблюдая малютку, я заметила, что она легко проделывает движение, которому мы ее научили, а именно в ощупывании предметов не нуждается. В самом деле, в ту секунду, как она брала два предмета в руки, если случалось, что кубик попадал в левую, а кирпичик — в правую, она немедленно их меняла и только после этого приступала к тщательному ощупыванию формы, которое она считала обязательным. Распознавала же она предмет с первого легкого прикосновения.
Феномен ambidestrismo funzionale
Продолжая исследовать этот случай, я убедилась, что эта крошечная девочка наделена замечательным функциональным двуручием (ambidestrismo funzionale). Я охотно произвела бы более широкое исследование этого феномена, имея в виду одновременное воспитание обеих рук.
Я повторила эти упражнения с другими детьми и убедилась, что они все распознают предметы ДО их ощупывания, особенно это справедливо в отношении маленьких. Значит, наши воспитательные приемы дали превосходное упражнение в ассоциативной гимнастике, развивающее поистине изумительную быстроту суждения, вполне доступную совсем маленьким детям.
Упражнения стереогностического чувства могут варьироваться на разные лады. Они увлекают детей, которые не просто воспринимают предмет-стимул, как в термических упражнениях, но конструируют в своем сознании тот или иной предмет. Детям можно давать ощупывать оловянных солдатиков, шарики, а в особенности монеты. На ощупь они могут распознавать мелкие и родственные формы, например, отличать просо от риса.
Дети гордятся тем, что умеют видеть без глаз, протягивают свои ручонки и кричат: «Вот мои глаза, я могу видеть руками, мне не нужно глаз!» И я часто отвечаю на их радостные крики: «Хорошо! Давайте заклеим глаза! На что они нам?» Право, наши малютки, каждый день повергают нас в изумление своими непредвиденными успехами. И часто, когда они бурно радуются какой-нибудь новой победе, мы с глубочайшим восхищением наблюдаем за ними».
Игра «Найди предмет»
В любой окружающей ребенка среде можно найти предметы, напоминающие геометрические тела. Наставница вместе с детьми расстилает коврик, раскладывает на нем в ряд синие геометрические тела. Она предлагает детям пройтись по комнате и принести на коврик предметы, похожие на те, что лежат на нем. Дети расходятся, и через несколько минут коврик заполняется коробочками, похожими на призму, мячиками — на шар, стаканчиками — на цилиндр. Кто-то принесет книжку, подушку, стакан...
Сортировка орехов
Упражнение хорошо описано в книге Марины Геннадиевны Сороковой «Жизненная практика и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори».
Материал.
Корзина с низкими краями, разделенная перегородками на 5 частей; лесные орехи, грецкие орехи, земляные орехи, миндальные орехи в скорлупе. Количество их зависит от величины корзины, но должно быть не менее 4 штук.
Презентация.
1. Наставница, заметив, что ребенок трогает орехи, спрашивает: «Нравится? Ты знаешь, зачем нужна эта корзина с орехами? Нет? Тогда ты можешь взять и поставить ее на стол».
2. Наставница садится справа от ребенка. Она говорит: «Мы будем сортировать эти орехи». Она берет любой орех, например грецкий, ощупывает его пальцами обеих рук, передает ребенку. Ребенок тоже ощупывает орех и отдает его наставнице, которая кладет его в одно из пустующих отделений корзины.
3. Наставница берет орех другого сорта, например лесной, и повторяет все вышеназванные действия. Лесной орех она кладет в другое пустующее отделение. Точно так же она поступает с земляными и миндальными орехами.
4. Далее орехи берут в произвольном порядке, ощупывают их и кладут в то же отделение, в котором уже лежат орехи того же вида. Так поступают, пока все орехи не будут рассортированы.
5. Орехи снова перемешивают и кладут в опустевшее отделение. Ребенок повторяет упражнение.