Следуя представлениям М. Монтессори о заключительном этапе сенситивного периода развития речи, мы должны понимать, что дети спонтанно осваивают не письмо и чтение, как таковые, а именно МЕТОД письма и чтения, то есть анализируют звуки речи и сливают их в слова, интерпретируя в понятия.
«Слово, которое читает ребенок, находится в таком же отношении к письменной речи, как и слово, которое он пишет, к членораздельной речи. И то, и другое помогают ему воспринимать речь, направленную к нему другими. Поэтому, пока ребенок не воспринимает понятий при помощи письменных слов, он не читает», - говорит, Монтессори.
Можно проследить этот процесс и определить, на каком из его этапов находится развитие ребенка.
1. Выделение графического изображения и его анализ (интуитивное чтение).
2. Выделение буквы, как основы графического языка (контролируется действием – раскладывание букв в ячейки подвижного алфавита).
3. Механическое составление слова (по заранее написанному на карточке - работа с подвижным алфавитом).
4. Механическое переписывание слов (контролируется действием).
5. Выделение звука в слове (игра «Начало-середина-конец»).
6. Звуковая интерпретация букв (контролируется действием — работа с шероховатыми ми буквами).
7. Складывание слов на слух (Большой подвижный алфавит. Контролируется переводом в действие).
8. Механическое чтение (успешное воспроизведение написанных слов).
9. Записывание слов на слух, грамматическое письмо (контролируется переводом в действие)
10. Интерпретация написанных или сложенных слов (контролируется действием чтение номенклатуры с предметами или с картинками).
11. Чтение отдельных слов и предложений и их интерпретация действием (контролируется переводом в действие — «приказания», диалоги).
12. Грамматическое письмо (изложение и сочинение).
13. Осмысленное красноречивое чтение вслух (контролируется действием - драматизации).
14. Чтение книг.
«Подпиши картинку»
Это упражнение — еще один шаг от механического складывания букв в слова (механическое чтение) к чтению с пониманием. Ребенок прочитывает уже не отдельные слова, а целое предложение, вдумывается в его смысл и сопоставляет с картинкой-изображением. Работа происходит в высоких слоях сознания, так как сравниваются два абстрактных образа: картинка с изображением конкретных предметов и текст — его письменное воплощение. Ребенку приходится не только интерпретировать смысл картинки, но и подбирать к ней соответствующее письменное воплощение.
Материал и работа с ним
Коробка с двумя отделениями. В одном лежат картинки, а в другом — на отдельных полосках — подписи к ним.
Ребенок приносит материал на свой рабочий стол и раскладывает картинки перед собой в беспорядке. Затем он достает из коробки по одной полоски-подписи, прочитывает их и «подписывает» соответствующую картинку. С помощью контрольных меток он самостоятельно проверяет правильность выполненной работы.
«Сложи рассказ»
Работа с этим материалом окончательно подводит ребенка к чтению с пониманием. Он проделывает сложную мыслительную работу, действуя теперь уже только с текстовыми образами без картинок и сравнивая и сопоставляя мысленно письменные тексты. Размышляя над прочитанными фразами, он проникает в замысел автора текста, и чтение, таким образом, входит в свою высшую стадию — становится понятийным.
Ребенок пробует читать, понимать законченную мысль и складывать рассказ из отдельных фраз. Он начинает интуитивно чувствовать последовательность авторского сюжета.
Материал. Стойка, на которой висят полоски с отдельными строчками маленьких рассказов из «Азбуки» Л. Н. Толстого. Каждый рассказ записан на полосках одного цвета. К ним прилагается сама «Азбука» для самостоятельного контроля над ошибками.
Ребенок снимает со стойки группу полосок с текстом одного цвета. Он раскладывает их перед собой в беспорядке. Затем он прочитывает текст на каждой полоске, пытаясь понять его и сопоставить с остальными. Выстраивает полоску одну под другой так, чтобы получился связный рассказ. Затем проверяет правильность выполненной работы по «Азбуке», из которой взят текст.
Книжки из «Азбуки» Л. Н. Толстого
Эти маленькие книжечки педагогам Первой московской школы М. Монтессори пришлось делать самим. Часть из них представляла собой легкие для прочтения, но вполне осмысленные тексты и картинки к ним. На одной странице — картинка, на другой — текст. Другая часть — это маленькие книжки, составленные по «Азбуке» Л. Н. Толстого.
Тексты Толстого погружают ребенка в чистый, яркий, богатый русский язык, какого не найти ни в каких современных текстах. Вот почему московские педагоги школы Монтессори воспользовались именно ими. К тому же было замечено, что у старших детей, стремящихся работать с настоящими учебниками, именно «Азбука» Л. Н. Толстого была самой популярной.
Современные первые книги для чтения дети не так часто брали с полки, как эту «Азбуку». Лев Николаевич словно предугадал последовательность предъявления ребенку материала для чтения. Розовая серия «легких слов» Монтессори прямо повторяет III раздел «Азбуки» Л. Толстого, где записаны слова без трудностей для прочтения. Многие его рассказы из «Новой азбуки» тоже могут служить основой для книжек Монтессори.
Конструируя этот материал, педагоги пользовались также дневниковыми записями Ю. Фаусек, в которых она приводила много собственных текстов для Первых книжек. Надо сказать, что эти тексты более сложны, чем толстовские, и дети приходят к ним несколько позже. Наряду с классическими первыми книжками, наставницы школы Монтессори всегда предлагают свои собственные тексты, актуальные для детей конкретной группы.