Правила монтессори-группы
Понятно, что, если, «поработав с материалом», не поставить его на прежнее место, то в следующий раз будет трудно отыскать этот материал среди других. Эта причинно-следственная связь оказывается хорошим стимулом для наведения и поддержания порядка в классной комнате.
Большинство детей упражняются с материалом на индивидуальных ковриках или на рабочих столиках. Если кто-то из детей захочет нарушить этот порядок - будет наступать на коврик или бегать вокруг столов, задевая их, а еще хуже — разрушит работу другого ребенка, то это мало кому из детей может понравиться. В некоторых монтессори-группах дети сразу вспомнят правило: «Если коврик на пути, коврик надо обойти!» Так спонтанно рождается один из важнейших законов социальной коммуникации — не мешай другим! Хотя, если бы среда и уклад детского сада были устроены иначе, то этот закон мог бы и не родиться.
Главным способом жизни в детском саду по системе Монтессори являются свободные упражнения детей с монтессори-материалом. И дети, включаясь в общую работу, не сразу, но довольно быстро (обычно к концу адаптационного периода, который длится примерно три месяца) понимают, что любое упражнение с материалом требует внимательного (концентрированного) отношения к своим действиям с ним. А таким концентрированным действиям часто мешает шум голосов громко разговаривающих соседей по столику или по коврику. Все чаще можно услышать слова: «Тише! Ты мне мешаешь работать!» В таких случаях педагог просто вешает посреди класса табличку со словом «Тишина», и дети быстро привыкают: это знак, что шум в классе кому-то мешает спокойно работать.
Вот какие правила были выработаны во многих детских садах, работающих по системе Монтессори. Они приведены в тексте программы «Детский сад по системе Монтессори».
Мы вежливы и внимательны друг к другу.
По группе ходим спокойно.
В группе разговариваем негромко.
Убираем каждый материал или игру на место.
Бережно относимся к материалам, игрушкам, вещам в группе.
Коврик обходим — это рабочее место.
Так развивающая среда группы без слов и назиданий помогает воспитывать в детях многие полезные качества социального взаимодействия.
Ежедневное групповое занятие «Круг»
Важным ежедневным событием для детей является общее занятие в кругу. Его так и называют — «Круг». Его ведет педагог и длится он не более 15-20 минут. Методически «Круг» состоит обычно из нескольких частей.
1. «Грациозное» (термин Марии Монтессори) хождение по линии, чаще всего под музыку.
2. Урок тишины: дети несколько секунд сидят в кругу очень тихо, как бы замирают, чтобы затем рассказать, что им удалось услышать в полной тишине. Или воспитательница в полной тишине тихим шепотом просит кого-то из детей встать и выполнить какое-то действие. Такие Уроки тишины важны еще и для музыкального воспитания детей, так как они позволяют отличать тишину от звуков и шумов.
3. Педагог проводит какое-либо коллективное упражнение с монтессори-материалом (например, она раздает каждому из детей по кубу Розовой башни, и дети все вместе, выходя по очереди в середину круга, выстраивают ее).
4. Дети вместе с педагогом разучивают хором какое-то четверостишие или играют в игру-песенку. Некоторые «Круги» могут быть посвящены отдельным событиям общей жизни, подготовке к народным праздникам или становятся частью какого-то особого дневного проекта.
Когда ребенок действует самостоятельно, без особенной помощи взрослого, и к тому же его увлекает процесс работы, а не результат, то для него важно понимать, что именно он делает. Сознание самостоятельного ребенка постоянно находится в состоянии рефлексии, как определили бы психологи. –
Активное развитие рефлексивного сознания начинается примерно в 5–6–7 лет. Но до этого времени можно неспешно готовить ребенка к осмыслению собственной жизни. Развитию рефлексии сопутствует развитие языка. И первые ее симптомы можно обнаружить, когда ребенок начинает понимать речь окружающих его взрослых.
После пяти-шести лет, по окончании сенситивного периода развития речи, ребенок в состоянии вполне осознанно выразить с помощью языка свое внутреннее состояние и личное отношение к происходящим событиям.
Вот как описывала Мария Монтессори подобное занятие с детьми в Доме ребенка. «...Наставница приглашает детей вступить с ней в беседу. Она расспрашивает их о том, что они делали накануне, стараясь задавать такие вопросы, чтобы детям не вздумалось сообщать об интимных происшествиях в семье, а только о своем личном поведении, об отношении к родителям. Она спрашивает, научились ли они ходить по лестницам, не пачкая их, вежливо ли они говорили с приятелями, с которыми встречались, помогали ли в чем-нибудь матери, рассказывали ли дома, чему их учат в школе, играли ли на улице и т. д...
Беседы в этом роде способствуют развитию речи и имеют большую воспитательную ценность. Наставница не позволяет детям пересказывать происшествия в их доме или у соседей, а старается выбирать темы, пригодные для приятной беседы и, тем самым, направляет внимание детей на вещи, о которых желательно говорить, — то есть на вещи, которые нас занимают в жизни, особенно же на происшествия, по преимуществу интересующие детей, как крестины, именины и т. п. О таких вещах дети сами охотно рассказывают». (Монтессори М.., 1916).
Начинается «Круг» обычно с музыки
Дети, поддаваясь ритмическим звукам, — тихим и плавным, — любят дирижировать или подпевать. Им нравится, когда учитель сам берет в руки гитару, скрипку, флейту или другой инструмент. Начало круга похоже на короткую медитацию, а через несколько минут можно начинать беседу, общий разговор, чтение вслух или групповую работу с материалом.
Содержание ежедневных «Кругов» столь разнообразно, что вряд ли возможно все их описать. Дети поют народные песенки, слушают сказки и истории, выкладывают на коврике диковинные узоры, разучивают скороговорки, играют в игру с пальчиками. В «Кругу» они могут заниматься чем угодно: историей, биологией, географией, физикой, иностранным языком, пантомимой и театром. Все это можно назвать открытием мира. Важно, что в «Кругу» не только маленьких, но и взрослых не раз посещали мысли о великом, о вечном, о красоте нашего мира.
Узоры
Детям раздаются мешочки с разноцветными бусами, палочками, шнурками, камешками, ракушками. Они садятся на ковре по кругу, и каждый выкладывает около себя какой-нибудь узор в виде маленького кружочка из этих бусин и палочек. Звучит тихая музыка.
Шарик по кругу
Дети сидят на стульчиках вокруг линии эллипса. Учитель кладет на линию деревянный шарик или камешек и тихо называет имя одного из детей: «Таня!» Таня выходит на эллипс и двигает шарик ножкой или ручкой — как ей больше нравится. Шарик движется по кругу. Так делают и все остальные дети. Дети сидят в кругу. Звучит тихая музыка.
Педагог достает из корзинки различные геометрические фигуры и передает их по кругу. Дети ощупывают предметы. Музыка замолкает. Дети перестают передавать предметы. Педагог называет имя ребенка, и тот говорит всем, какую фигуру он держит в руке: шар, куб, призму, цилиндр и т. д.
Колокольчики
Дети сидят на стульчиках вокруг эллипса. В центре на маленькой табуретке стоит поднос с коллекцией разнообразных колокольчиков. Педагог выходит в круг, берет один из колокольчиков и, позванивая им, проносит по линии эллипса. Она ставит колокольчик на место. Дотрагивается до одного из детей, и ребенок повторяет движения педагога, выбрав другой колокольчик.
Постепенно все дети проходят по эллипсу с колокольчиками. Они стараются двигаться грациозно и слушают, как по-разному звучат колокольчики.
Дети сидят в кругу. Педагог берет с подноса колокольчики и ставит на полу около каждого ребенка. Она шепчет имя одного из детей. Ребенок встает, поднимает высоко свой колокольчик, звенит им и приносит в центр круга. Так же делают все остальные дети.
Картина из шнурков
Педагог проносит по кругу корзинку, и каждый из детей берет из нее шнурок. Все шнурки разных цветов. Педагог выкладывает из своего шнурка в центре на коврике маленькую фигуру. По ее просьбе дети один за другим дополняют картину и выкладывают свои шнурки на ковре. Звучит тихая музыка, и дети несколько секунд любуются своей работой.
«Расскажи, что ты видишь»
Педагог кладет в центр круга картинку, на которой нарисована сцена из жизни людей. Например, «Завтрак в моей семье», или «Мы с папой идем в зоопарк», или «Моя улица». Педагог предлагает одному из детей рассказать, что он видит на этой картинке. Малыш выходит в центр круга и описывает ее. Следующий ребенок высказывает свою версию или дополняет рассказ.
Чувствуем ножками
Дети садятся на стульчики вокруг эллипса. Педагог выкладывает по линии эллипса дорожку из скомканной бумаги, поролона, гальки, деревяшек, ткани, зерен, соломы и т. д.
Под тихую музыку дети снимают тапочки и медленно идут друг за другом по линии дорожки. Потом они вновь садятся на стульчики. Педагог предлагает одному из детей закрыть глаза и, держа его за руку, проводит по линии эллипса. Ребенок отгадывает, на какой материал наступают его ножки. Дети наблюдают. Упражнение повторяют остальные. Место педагога занимает уже прошедший по дорожке ребенок.
Как ходят в Индии
Дети сидят в кругу на стульчиках. В центре стоит глобус, лежит карта Индии, кокосовый орех, красивый сосуд (кувшин), бусы, браслеты, шелковый шарф, связка бамбука. Педагог раздает детям открытки с изображением сцен из жизни Индии. Они рассматривают их. Детям предлагается сесть на ковер в позу лотоса. Каждому прикрепляется на лоб цветная точка. Зажигается кадильница с ароматом. Педагог кладет свою открытку на карту Индии, надевает шарф, ставит кувшин на голову и, придерживая его рукой, проходит по кругу. То же предлагается делать каждому из детей, выбирая, какой предмет он хочет нести на голове. Дети обходят круг, кладут все вещи в центр и садятся на свое место.
Музыкальные фантазии
В центре круга под красивым платком лежат металлофон и ударная полоска. Около металлофона лежит маленький коврик-подушечка. Дети сидят вокруг на стульчиках. Педагог встает на колени на подушечку перед металлофоном и ударяет палочкой по клавишам. Рождается короткая мелодия.
Дети слушают. Педагог передает молоточек одному из детей и предлагает сочинить свою музыку. Таким образом, палочка постепенно передается по кругу, и каждый из детей сочиняет свою музыку.
Упражнение в тишине
Когда мы говорим о создании доброжелательной, деловой и защищенной атмосферы в детской группе, нас интересуют секреты монтессори-педагога, умеющего организовать свободную и активную работу детей. Одним из таких секретов являются кропотливые упражнения детей в тишине, умение не мешать другим спокойно и сосредоточенно работать. В этих упражнениях нет ничего особенного. Но дети привыкают к тихому голосу педагога, которая помнит, что чем тише она говорит с детьми, тем спокойнее и они переговариваются друг с другом.
Дети привыкают вслушиваться в голоса природы, города, своих друзей и педагога. Они стараются не нарушать спокойную и деловую атмосферу свободной работы.
Разумеется, в адаптационный период жизни группы ничего подобного не наблюдается. Но постепенно, в ежедневных упражнениях в тишине дети привыкают работать напряженно и слаженно. степенно, в ежедневных упражнениях в тишине дети привыкают работать напряженно и слаженно.
Цели
Прямая: установить тишину в рабочей комнате.
Косвенная: осознанное восприятие тишины, развитие самообладания, концентрация внимания, терпения.
Презентация
Педагог предлагает детям сесть в круг на стульчики. Она держит в руке маленькие песочные часы и говорит: «Наши ноги стоят на полу. Наши руки лежат на коленях. Наши рты закрыты. Кто хочет, может закрыть глаза. А теперь давайте помолчим ровно одну минуту, пока пересыпается песок в песочных часах». Все сидят молча и неподвижно, не производя никакого шума.
Когда песок в часах пересыпался, педагог предлагает детям сказать, кто из них что-либо услышал в тишине. Дети называют шорох крана, шум машины за окном, чей-то голос за дверью и пр.
После презентации педагог может шепотом подозвать к себе одного за другим детей, и сделать это так тихо, чтобы им пришлось, сохраняя тишину, внимательно слушать и терпеливо дожидаться, когда назовут их имя.
Можно придумать множество вариантов упражнения в тишине. Юлия Ивановна Фаусек, например, писала на доске слово «тишина», которое было сигналом начала тихой работы, и через несколько минут, когда шут в классе возобновлялся, стирала его. И тут же объявляла, сколько минут дети сегодня «продержались» в тишине.
Постепенно тихая работа становится нормой в группе или классе Монтессори. «Мой «урок молчания», — писала Мария Монтессори, — нашел себе широкое применение во многих школах, где о других сторонах моего метода пока еще и не думают. Объясняется это тем, что «уроки молчания» необычайно приучают к самообладанию и сосредоточенности и имеют громадное практическое значение в области дисциплины. Дети учатся «не двигаться».
Остановить все моторные импульсы, возникающие по какой бы то ни было причине, создать действительную «неподвижность» возможно лишь, если мы возбудим в самих детях инициативу контроля над своими движениями. Воспитательница не ограничивается простым заявлением: «сидите тихо», а сама первая показывает, как сидеть абсолютно тихо, как добиться, чтобы ноги не двигались, тело не двигалось, не двигались голова, руки; показывает, как сделать неслышным даже само движение дыхания.
Детей надо научить, как идеально выполнять упражнение «неподвижности». Основное условие, чтобы ребенок нашел себе удобную позицию — равновесия. Перед упражнением дети усаживаются поудобнее на маленьких стульчиках или на полу. Когда достигли неподвижности, занавешивают окна, или дети закрывают глаза или кладут головы на руки.
«Молчание» — громадное наслаждение для малышей: они как будто отдаются какому-то очарованию, застывают в блаженном самозабвении. Постепенно каждый ребенок начинает следить за собой, все больше и больше становится «неподвижнее»; тишина нарастает, как сумерки перед заходом солнца, пока не воцаряется такой абсолютный покой, что ему нет названия.
Тиканье часов, чириканье воробья в саду, полет бабочки слышны в комнате. Мир кажется наполненным нежнейшими звуками, звуки наводняют глубокую тишину, не нарушая ее, как звезды сверкают на темном небе, не прогоняя тьму ночи. Как будто новый мир открывается там, где покой. Сумерки громких звуков и грохота подавляли дух. А теперь он снова на свободе, и раскрывается, как чашечка цветка. Каждый из нас помнит, как чувствуется на заходе солнца, когда все яркие краски и звуки смягчаются, стихают. Мы не забываем дня, но наша душа растет, тоньше делаются чувства, ближе внутренняя жизнь...
Уроки тишины, молчания делают слух ребенка более тонким, более способным воспринимать звуки. Резкие звуки становятся неприятны для уха детей, когда они научились наслаждаться тишиной, открыли для себя мир новых, мягких звуков.
С этого момента дети начинают воспитывать самих себя: стараются ходить легко, не задевать за мебель, передвигать свои стульчики бесшумно, класть предметы осторожно. Результат этого самовоспитания сказывается и в походке, и во всех движениях. Ценнее всего, конечно, самый процесс, которым достигаются перемены. Красота тишины и полного покоя рождает в душе ребенка жажду грации и покоя движений, — новое приходит «изнутри». Душа ребенка стремится освободиться от надоедливости слишком громких звуков, от всего, что мешает миру его работы. Во всем этом дети слуги своего духовного «я».» (Монтессори М., 1913)