Как только ребенок поступит в монтессори-сад. Первая степень упражнений
Как только ребенок поступит в школу, ему нужно предлагать следующие упражнения. Упражнения в обыденных занятиях. Бесшумное передвижение стульев, шнуровка, застегивание пуговиц, крючков и т.п.
Упражнение чувств. Блоки с цилиндрами. Ребенок учится сосредоточивать внимание. Он делает первые сравнения, первый выбор, упражняя способность суждения, а, стало быть, и ум.
Упражнения с блоками цилиндров располагаются в порядке трудности следующим образом:
а) Цилиндры одинаковой высоты, убывающие в диаметре.
b) Цилиндры, убывающие во всех измерениях.
c) Цилиндры, убывающие только в высоте.
Вторая степень упражнений
Упражнения в обыденных житейских занятиях. Вставать и двигаться без шума; ходить шеренгой.
Упражнение чувств. Материал, относящийся к распознаванию размеров. Длинная лестница из штанг. Призмы или Коричневая лестница. Кубики или Розовая башня. Глаз ребенка улавливает различия и контролирует ошибки.
В предыдущих упражнениях ошибки механически открывал ребенку сам дидактический материал. Ребенок делал гораздо более простые движения (сидя, он раскладывал мелкие предметы руками).
Ребенок все еще продолжает смешивать два последние бруска лестницы, долго не замечая своей ошибки
В новых упражнениях он выполняет движения гораздо более сложные и трудные и производит небольшие мускульные усилия, двигаясь от стола к ковру, вставая на ноги, становясь на колени, перенося тяжелые предметы.
Мы видим, что ребенок все еще продолжает смешивать два последние бруска лестницы, долго не замечая своей ошибки, даже когда научится уже располагать другие бруски в соответствующей последовательности. Хотя разница между этими предметами измеряется одинаковой величиной для каждой пары смежных предметов, но относительное различие уменьшается с увеличением размера предметов. Так, например, кубик, ребро которого равно двум сантиметрам, вдвое больше кубика с ребром в один сантиметр, тогда как ребро самого большого кубика в десять сантиметров только на одну десятую отличается от ребра предыдущего кубика в девять сантиметров.
С теоретической точки зрения очевидно, что мы должны начинать упражнения с самого маленького предмета. Так можно поступить с материалом, знакомящим детей с величиной и длиной. Но этого нельзя делать с кубиками, которые приходится располагать в «башенку». У башни в основании всегда должен лежать самый большой куб.
Дети, которых рано привлекает «Розовая башня», с большим увлечением играют в башню, воображая, что построили ее правильно. А в действительности, по оплошности, они кладут в основании не самый большой, а второй по величине куб. Но когда ребенок, повторяя упражнение, сам поправляет себя, мы можем быть уверены, что глаз его уже привык улавливать малейшие различия между предметами.
В трех системах размеров длины брусков отличаются друг от друга на 10 сантиметров; в других же двух системах лишь на 1 сантиметр. Теоретически кажется, что длинные штанги должны прежде всего обращать на себя внимание и исключать возможность ошибок. В действительности это не так. Детей привлекает сначала серия брусков. В упражнениях со штангами они делают наибольшее число ошибок. Только после того, как они перестают делать ошибки в упражнениях с двумя другими системами, им удается правильно составить Длинную лестницу. Значит, это — самое трудное из серии упражнений на определение величины.
Увы, последовательность развития чувств на практике не соответствует теории, которую рекомендует психометрия
Чуть позже ребенок с интересом сосредотачивает свое внимание на термических и тактильных стимулах. Поэтому последовательность развития чувств на практике не соответствует теории, которую рекомендует психометрия. Эта постепенность не совпадает и с той, которой требуют физиология и анатомия при описании соотношений между органами чувств.
Тактильное чувство есть чувство примитивное. Орган осязания — самый простой и распространен по всему телу. Нетрудно понять, что при дидактическом раздражении сенсорными стимулами, на простейшие ощущения и органы чувств следует обращать внимание менее всего. Мы можем показывать ребенку шероховатые и гладкие поверхности (вслед за некоторыми термическими упражнениями, описанными уже в этой книге), когда началось воспитание внимания.
Эти упражнения, если показать их в необходимый момент, сильно заинтересовывают детей. Не надо забывать, что они имеют важное значение в самом методе, ибо на них, как и на упражнениях руки, которые мы вводим позднее, мы строим изучение письма.
Одновременно с двумя упомянутыми сериями упражнений чувств, описанных выше, мы можем приступить к упражнениям в распознавании пары одинаковых цветов. Это — первое упражнение хроматического чувства. И здесь, как в упражнениях на размеры, только глаз ребенка участвует в оценке.
Первое упражнение в цветах не представляет труда, но, чтобы повторять его с интересом, ребенок должен достаточно развить внимание предшествующими упражнениями.
За это время ребенок слушал музыку, ходил в шеренгу под ритмический марш, постепенно научился самопроизвольно сопровождать музыку простыми движениями. Это, конечно, требует повторения. (Для приобретения чувства ритма необходимо повторение одного и того же упражнения, как и во всех формах воспитания, имеющих дело со спонтанною деятельностью) Повторяются и упражнения в соблюдений тишины.
Третья степень упражнений с материалами
Упражнения в обыденных житейских занятиях. Дети самостоятельно умываются, одеваются и раздеваются, сметают пыль со столов, учатся держать предметы и т.п.
Упражнения чувств. Мы учим ребенка распознавать градации стимулов (тактильные градации, хроматические и т.п.), позволяя ему упражняться сколько угодно. Переходим к материалам, действующим на чувство слуха (звуки, шумы), а также к барическим стимулам (дощечки, различающиеся весом).
Одновременно мы показываем плоские геометрические вкладки. Ими начинается воспитание движений руки, обводящей контуры вкладки. Эти упражнения, вместе с упражнениями в распознавании градаций тактильных стимулов, подготавливают ребенка к письму.
Карточки с геометрическими формами мы даем после того, как ребенок в совершенстве научится узнавать те же фигуры в деревянных вкладках. Эти карточки дают понятие об абстрактных знаках, из которых состоит письмо. Ребенок учится узнавать плоскую форму, и так как все предыдущие упражнения вырабатывают стройную и разумную личность, то они могут рассматриваться, как мост, по которому он переходит от упражнения чувств к письму.
Четвертая степень упражнений с материалами
Упражнения в обыденных житейских занятиях. Дети накрывают стол для завтрака и убирают со стола. Учатся убирать комнату, приучаются к тщательному уходу за своим туалетом (учатся чистить зубы, ногти и т.п.).
Ритмические упражнения шеренгой уже научили их ходить с большой свободой и устойчивостью. Они умеют контролировать и направлять свои движения (умеют соблюдать тишину, переносить разные предметы, не роняя и не ломая их и не производя ни малейшего шума).
Упражнение чувств. В этой стадии мы повторяем все упражнения чувств. Кроме того, учим распознаванию музыкальных нот при помощи двойной серии колокольчиков.
Упражнения в письме. Рисование. Ребенок переходит к плоским геометрическим вкладкам из металла. Он умеет координировать движения, необходимые для обведения контуров. Теперь он обводит их не пальцем, а карандашом, оставляя двойной след на бумаге. Он заполняет этот контур штриховкой цветными карандашами, держа их в руке так, как держат перо при письме.
Одновременно ребенка учат узнавать и ощупывать буквы алфавита, вырезанные из наждачной бумаги. В рисовании мы переходим от контуров геометрических вкладок к другим контурным фигурам, встречавшимся в нашей четырехлетней практике и служащим у нас моделями. Они не лишены воспитательной ценности и в своем содержании представляют одну из наиболее изученных деталей метода. Они дополняют развитие чувств и облегчают ребенку наблюдение среды, а также переход к письму.
После этих упражнений ребенку легко будет писать высокие и низкие буквы, а это устранит необходимость в линованных тетрадях, какие в ходу в элементарных школах.
Что касается умения пользоваться графическим языком, мы доходим до знакомства с буквами алфавита и до составления слов из подвижных букв.
Арифметические упражнения. Повторив упражнения чувств, мы показываем Длинную лестницу, но уже с иной целью. Предлагаем ребенку считать отрезки штанг, соответственно синим и красным делениям, начав со штанги с одним делением и кончая штангой с десятью делениями. Эти упражнения мы повторяем и усложняем на разные лады.
В арифметике мы знакомим с цифрами. Ребенок ставит цифры по числу синих и красных делений на каждой штанге Длинной лестницы. Дети принимаются за упражнения с деревянными веретенами. Ведутся также игры, в которых под цифрами на стол кладется соответствующее число цветных жетонов. Их располагают столбцами по два, что дает ребенку понятие о четных и нечетных числах (это упражнение заимствовано у Сегена).
Пятая степень упражнений с материалами
Продолжаем предыдущие упражнения. Приступаем к более сложным ритмическим упражнениям.
В рисовании начинаем:
- пользоваться акварельными красками;
- свободно рисовать с натуры (цветы и т. п.). Дальше идет составление слов и фраз из подвижных букв.
- Самопроизвольное письмо слов и фраз.
- Чтение с бумажек, надписанных наставницей.
Продолжаем арифметические действия, начатые с Длинной лестницей. В этой стадии дети обнаруживают любопытные стороны развития. Они точно бегут навстречу знаниям, удивительно регулируя собственный умственный рост. Их духовным развитием мы наслаждаемся в полной мере. Только тот, кто экспериментировал, может сказать, как велика бывает жатва от подобного рода посева.
Цитата из книги: Мария Монтессори. Дом ребенка. Метод научной педагогики Любое издание.