Обязательный атрибут любого монтессори-класса – календарь
В отличие от взрослого, маленький ребенок не в состоянии чувствовать время. Он живет сегодняшним днем, настоящим мгновением. И все же бывает особенно счастлив, когда вдруг почувствует течение времени.
В общей групповой комнате на стене висят четыре полоски фанеры, набитые на высоте глаз детей. Первая полоска окрашена в белый цвет (зима), вторая — в голубой цвет (весна), третья — в красный цвет - лето) и четвертая полоска покрашена в желтый цвет (осень). На каждой полоске прибиты золотистые гвоздики. Всего их на календаре 365.
К календарю прилагается корзинка с разноцветными тесемками. И есть несколько маленьких игрушек на нитках, которыми отмечаются знаменательные даты. Это не только общенародные праздники, но и дни рождения детей, их мам, пап, друзей.
Ежедневно в начале общего занятия в кругу кто-то из детей (все по очереди) вешает на соответствующий гвоздик разноцветную ленточку или прикрепляет специальный знак Дня рождения кого-то из детей или общенародного праздника.
Упражнения по истории
Цель упражнений - запомнить цепь важнейших исторических событий, познакомиться с хронологией.
Материал. Длинный ковер из плотной ткани, разделенный на несколько частей: одним цветом выкрашено поле «до людей», другим — время «первых людей», третьим — время египетской и вавилонской цивилизаций, четвертым — время Греции и Рима, пятым — Средние века (с этого момента начинаем вводить историю России), шестым — Новое время (ХVIII-ХIХ вв.) и последним —ХХ век. (Хронология событий дается только по векам).
Короткие тексты о самом важном за это время, картинки, соответствующие текстам.
Описание работы
Ребенок разворачивает ковер и с помощью учителя укрепляет тексты в соответствующих цветных кусочках Ленты времени. Затем ползет вдоль ковра, читая тексты и подбирая к ним соответствующие картинки. (Контроль учителя).
Главная ценность материала в том, что ребенок чувствует длину минувшего времени, видит, какое множество событий случилось до его рождения. Ребенок сам определяет для себя, с каким периодом истории он будет работать. Всегда есть возможность раньше узнать то, что не было еще объяснено на общих занятиях.
Лента времени "Происхождение жизни на Земле"
Цель упражнений - узнать и запомнить последовательность появления живых существ, узнать информацию о них, подобрать к картинке соответствующий текст.
Материал. Длинная лента с изображением животных в порядке их появления на Земле (заканчивается появлением человека), короткие тексты о них. Вторая такая же лента без картинок и текстов, рисунки животных на отдельных карточках.
Описание работы
Ребенок ползет вдоль ленты, разглядывая и читая тексты. Затем на пустой ленте он раскладывает картинки в том же порядке. Обычно огромный интерес у детей вызывают истории о динозаврах, поэтому есть смысл сделать побольше текстов о них.
Коврик времени «Жизнь Александра Сергеевича Пушкина»
Этот материал родился в процессе коллективной проектной деятельности детей младшего класса московской школы Монтессори. Проект назывался «День пушкинского лицея». Понятно, что дети с большим энтузиазмом стремились узнать о Пушкине все, что было для них доступно.
Содержание материала «Жизнь Александра Сергеевича Пушкина» собирали все вместе — и дети, и взрослые, а изготовили его наставники детей Елена Литвяк и Ирина Любичева.
Материал. Длинный полотняный коврик, в верхней части которого проведена горизонтальная полоса; на ней отмечены значимые даты в жизни Александра Сергеевича Пушкина: даты рождения, поступления в Царскосельский лицей, создания первого опубликованного стихотворения, день восстания декабристов, период южной ссылки и ссылки в Михайловское, даты женитьбы на Наталии Гончаровой и гибели на дуэли.
На самом коврике начерчены рамки разной величины, в которые вкладываются соответствующие картинки. К коврику прилагаются три набора карточек. В первом собраны картинки с изображением эпизодов жизни Пушкина, атрибуты века, в котором он жил, фотографии мемориальных зданий и пейзажи пушкинских мест.
Второй набор составляют карточки с подписями к этим картинкам. В третьем наборе — карточки с текстами стихотворений Пушкина, написанных в разные годы. Все карточки имеют кайму, совпадающую с цветом рамки на коврике времени.
Как работать с материалом
Ребенок раскладывает коврик «Жизнь Александра Сергеевича Пушкина» на полу и сначала рассматривает картинки к этому коврику, пока смешанные. Он берет картинки одну за другой и, ориентируясь по рамкам на коврике, вкладывает их в эти рамки. Продолжая работу, он подкладывает под картинки карточки с подписями, а затем распределяет по годам написания стихотворения, написанные на карточках из третьей серии. Многие дети с удовольствием выучивали эти стихотворения наизусть и декламировали со сцены, которая стояла в центральном помещении школы.
Цитаты из книги Елены Хилтунен "Практическая монтессори-педагогика" и из Методических рекомендаций к Программе "Детский сад по системе Монтессори", изд. "Национальное образование", 2015 год.