О первых в истории уроках ботаники
«Без сомнения, человек создал себе много радостного в общественной жизни и внес в нее великий гуманизм и любовь. Тем не менее, он все еще принадлежит природе. Ребенок в особенности обязательно должен черпать из нее силы, необходимые для развития его тела и духа. Мы находимся в теснейшем общении с природой, оказывающей влияние – даже материальное – на рост нашего тела», – писала Мария Монтессори.
Перечитывая труды Монтессори, мы обнаружили в самой первой ее книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики» упоминание о Люси Леттэр (Lucy R. Latter), с которой она вместе с Аличе Франкетти познакомилась в своих многочисленных поездках по миру. Это было примерно в 1908 году. Уже работал Дом детей Марии Монтессори в Риме, а в имении Ла Монтеска баронесса Аличе Франкетти уже открыла свои первые аграрные школы для детей работниц ткацких мастерских.
Люси Леттэр жила в Англии и занимала должность суперинтенданта Лондонского Совета по школьному образованию. Она была удивительной женщиной – почитательницей трудов Песталоцци и Фрёбеля, в особенности их идей, связанных со значением практического садоводства в школах и детских садах. После окончания университетского курса профессора Геддеса (Geddes) – педагога и ботаника Люси Леттэр проводила свои эксперименты в школе, расположенной в народном квартале Лондона (London, Deptford).
Став директором этой школы, она, вопреки тогдашним правилам преподавания в школе, ввела в программу серию уроков по выращиванию комнатных растений. Для своей любимой школы ей удалось выхлопотать маленький участок земли, на котором могли работать ученики. Она ввела изучение природы как школьный предмет. В него входило возделывание растений как садовых, так и огородных и уход за ними.
Выходит, сегодня мы можем констатировать, что предмет «ботаника» в младших классах современной школы и предмет «биология» в старших классах, как отдельные предметы школьной программы, появились в наших школах именно с легкой руки Люси Леттэр.
В современном мире нет школ, в которых этот предмет не преподавался бы. А тогда – в начале девятнадцатого века – Аличе Франкетти и Мария Монтессори подхватили идеи Люси Леттэр и привезли их в Италию.
Вот что пишет о посещении английских школ баронессой Франкетти мисс Инголдсбай (Mrs. Ingoldsby): «Школы, которые мы посетили, вдохновляли нас к новой работе. Думаю, что наиболее интересными были заведения Школьного Совета Лондона, в которых работала мисс Леттэр».
Вернувшись из своих поездок в Италию в 1909 году, Мария Монтессори писала: «Если в интересах физической жизни необходимо подвергать ребенка животворному влиянию сил природы, то в такой же мере интересы его психической жизни требуют, чтобы мы приводили душу ребенка в соприкосновение с мирозданием и чтобы он мог открывать ее прямому воздействию воспитательных сил самой природы. В этой связи, лучше всего приучать ребенка к сельскохозяйственному труду, к разведению животных и растений и к разумному наблюдению природы».
В Англии госпожа Лэттер уже применяет новый метод воспитания, положив в его основу садоводство и огородничество. В наблюдении развивающейся жизни она видит основу веры, так как душа ребенка восходит от создания к Создателю.
Госпожа Леттэр видит в своем методе отправную точку также и умственного воспитания через сообщение детям первых сведений о растениях, насекомых и временах года, играющих роль в сельском хозяйстве, и дает им представление о хозяйственной жизни, через кулинарию. Приготовленная еда, которую дети сами затем подают на стол, заодно приучит их и мыть кухонную утварь».
О «личных садиках»
Те, кто всерьез интересовался историей метода Монтессори, наверняка, обратили внимание на часто публикуемую архивную фотографию детей из школы Аличе Франкетти в Ла Монтеска, на которой изображены ее маленькие ученики со своими так называемыми «личными садиками». До сих пор во многих школах Монтессори мира дети имеют такие собственные садики и выращивают в них травы, цветы и даже деревья.
На самом деле создание личных садиков Люси Леттэр подсмотрела в Париже, где они предлагались для работы с детьми господином Бачелли, вдохновленным идеей организации при начальных школах во Франции так называемых «образовательных групп» для дошкольников. Наставницы вместе с детьми в таких группах засевали различные сельскохозяйственные растения, чтобы продемонстрировать, как и когда надо сеять и убирать, сколько времени требует созревание различных культур, как подготавливать почву и обогащать ее естественным или химическим удобрением.
Люси Леттэр, действительно, считала ботанику и биологию ядром физического, интеллектуального и духовного воспитания детей и подростков. В течение учебного года во время каждого из четырех сезонов ученики наблюдали на практике процесс жизненного цикла растения от семени до плода. Отталкиваясь от своих наблюдений жизни цветка или маленького животного, ребенок приходил к выводу, что ничто в этом мире не обособлено и все в природе взаимосвязано.
Точности ради следует сказать, что Мария Монтессори, хотя и использовала методы работы Люси Леттэр в своих детских садах и школах, все же не во всем была с ней согласна. «Идея г-жи Леттэр, – пишет Монтессори, – слишком односторонняя, но ее приюты, получающие все больше и больше распространения в Англии, без сомнения, дополняют собою естественное воспитание, которое оказалось столь действительным и целебным для физического здоровья английских детей, хотя до последнего времени оно и ограничивалось этой одной стороной».
О человеческой мудрости из посаженного в землю семечка
Понятно, что целью воспитания детей не может быть исключительно воспитание средствами биологии. Но и сельскохозяйственные работы и разведение животных уже сами по себе являются драгоценными средствами нравственного воспитания, внутреннее содержание которого нельзя переоценить.
Вот что пишет по этому поводу Мария Монтессори в своей книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики»: «Ребенок приступает к наблюдению жизненных явлений. С растениями и животными состоит в отношениях, аналогичных тем, в которых находится по отношению к нему наблюдающий наставник. С возрастанием интереса и наблюдательности растет и усердие ребенка в уходе за живыми существами, а благодаря этому он учится ценить заботы своей наставницы и матери.
Ребенок спонтанно знакомится с понятием предусмотрительности. Убедившись, что жизнь растения, посаженного им, зависит от правильной поливки, а жизнь животного – от заботливого кормления, без чего растения засыхают, а животные страдают от голода, ребенок становится иным.
Подобно человеку, почувствовавшему свое призвание в жизни, в нем говорит голос, отличный от голоса матери или наставницы, призывающий к его обязанностям и убеждающий не забывать о принятой ответственности. Это – жалобный голос беспомощного организма, живущего лишь при его попечении.
Таинственная связь
Между ребенком и выращиваемым им живым созданием зарождается таинственная связь, побуждающая ребенка выполнять многое без вмешательства наставницы, т.е. ведущая его к самовоспитанию. Награда, которую, в данном случае, получает ребенок, естественно вытекает из проявления его заботы.
В один прекрасный день после долгих забот о доставлении корма и соломы голубям, сидящим на яйцах, ребенок вдруг обнаруживает голубят! Видит множество цыплят вокруг курицы, которая еще вчера неподвижно сидела на гнезде! Находит крохотных нежных кроликов в садке, где прежде одиноко проживала пара больших кролей, которым он столько раз носил зелень, подобранную в кухне матери.
Когда дети, посадив зерно в землю, ждут, пока оно прорастет, и видят первое появление бесформенного растения; дожидаются цветения и превращения цветка в плод; наблюдают, как одни растения прорастают раньше, а другие позднее; как быстро протекает жизнь однолетних растений и как медленно растут плодовые деревья, – они, в конце концов, приобретают душевное равновесие и усваивают первые зародыши мудрости, которая характеризовала земледельцев в эпоху их первобытной простоты.
Дети вдохновляются чувством природы, питаемым чудесами мироздания. А природа вознаграждает их щедростью, несоизмеримой с трудами человека, помогающего ей развивать жизнь своих созданий. В процессе работы между душой ребенка и живыми существами, развивающимися с помощью его ухода, возникает род взаимодействия.
Ребенок горячо любит любые проявления жизни: г-жа Лэттер сообщает, что малыши способны заинтересоваться даже земляными червями и движениями личинок в навозе, не испытывая при этом отвращения, которое мы, выросшие вдали от природы, питаем к некоторым животным. Желательно развивать это чувство доверия к живым существам. Ведь это особая форма любви и единения с природой.
Но больше всего чувство природы развивается при разведении живых организмов. Они своим естественным развитием дают гораздо больше, чем получают, а их красота и разнообразие почти беспредельны». Люси Латтэр не стало в 1907 году. А уже через два года, в 1908-м, ее книгу «School Gardenery for little children» баронесса Аличе Франкетии перевела на итальянский язык и выпустила в издательстве Лапи. Все финансовые расходы она взяла на себя. Как вечная память об этой замечательной женщине, на детских столиках во всех детских садах Монтессори мира традиционно ставятся маленькие горшочки с цветами, за которыми ухаживают сами дети.
По материалам книги Maria Luciana Duseghin «Cara Marietta...» и страницам книг Марии Монтессори.
Елена Амаро, Елена Хилтунен. Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (33) 2012 г. Фото предоставлено авторами.