“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Обустраиваем жизнь детей в пространстве двора 

28 мая 2024, 14:42  Просмотров: 157



Они стремятся коснуться каждого предмета во дворе


Выйдем с детьми в сад перед домом. Даже в условиях городской жизни с середины весны он начинает наконец наполняться колыханием трав, запахами цветов, ощущением тепла, ежечасными изменениями света, спускающегося с небес.

На прогулке младшие дети (2-3 года) продолжают оставаться такими же, как в доме: мы опять видим их в поиске. Они стремятся коснуться каждого предмета во дворе, переместить его, заполнить чем-нибудь и вновь опустошить. Они перетаскивают палки, камни; выкапывают небольшие ямы, в которых накапливают воду или бросают в них все, что попадается под руку. Главное, чтобы кто-нибудь из детей не провалился в случайно открытый люк и не проявил чрезмерного интереса к забору, в дырках и трещинах которого малыши могут найти что-то, что никак нельзя положить в рот.

Еще одна детская страсть – вода. Падающий из водопроводной трубы поток, рассыпающийся приятными всплесками капель, или оттаявший наконец дворовый ручей всегда притягивают детей. Набор ведер, леек, воронок и бутылок – главные инструменты детей на природе. А есть ли у вас, например, шлифовальная «машина» с крышкой для песка, который быстро сохнет в деревянных песочницах?

Сидеть рядышком и помогать друг другу в работе



Двор детского сада обязательно должен быть оборудован столиками и скамейками, чтобы дети могли сидеть рядышком и помогать друг другу в работе. Младшие дети находятся в разгаре сенсомоторного периода. Но обычно их движения скованны привычками города: малышей теперь возят в колясках, на велосипедах, в машинах. Пешком они ходят все меньше и меньше.

Мощная моторная энергия, которая делает тело ребенка здоровым и сильным, буквально уничтожается нашими страхами: вдруг выбежит собака, вдруг на пути окажется крапива или другая колючая трава, вдруг ребенок упадет и разобьет коленку или испачкает свою одежду. Даже самым невинным движениям малыша препятствуют поспешность и недоверие взрослых.

А старшие дошкольники (4-6 лет)? Им важнее всего сейчас пережить знакомые социальные ситуации. У них листья превращаются в тарелки и миски, песок, украшенный ягодами, в шоколадный торт, палочки, вставленные в каштаны, или милые раковины – это товар для продажи на скамейке-прилавке. Игра в дом или в магазин для детей в этом возрасте – одни из самых важных.

Заметим, даже самые активные дети – маленькие и старшие – более тихие вступают в игры друг с другом, не создавая конфликтов. Зададимся вопросом: не будет ли вмешательство взрослых с их постоянными рекомендациями разрушать игру детей?

Давайте наконец позволим им без нашего включения в их жизнь свободно дышать и изобретать игровые ситуации по своему вкусу! Для них в этом возрасте крайне важно воображать что-то новое и без помех со стороны взрослых наслаждаться взаимодействием со сверстниками.


Холм в виде усеченного конуса


Существует не так-то много детских садов, проявляющих заботу о внутреннем содержании своих помещений. Что говорить о дворовых площадках: для их построения нужны долгосрочные проекты.

Например, чтобы удовлетворить потребности в движениях, таких как скалолазание, спуск или скольжение, необходимо подготовить холм в виде усеченного конуса, высотой около 50/60 см, диаметром не менее одного метра у основания с плоской вершиной в полметра. Этот холм должен укрепиться, затвердеть. Возможно, пройдет целый год до первого момента его использования. Еще большее время может потребоваться для укоренения дворовых деревьев, которые имеют склонность к горизонтальному расширению корней и ветвей, что облегчает ребенку возможность забраться на дерево и спуститься с него.

Выращивание высоких кустов кукурузы с початками или лавровых кустов тоже требует времени. Они необходимы детям, чтобы создать небольшие шалаши. Их можно покрыть тканью, и тогда они превратятся в настоящие дома. Можно создать небольшие «улочки» в земле, прорыв их с помощью мини-помпы. По этим улочкам можно будет ездить на трехколесных велосипедах и возить тележки с песком.

Для «альпинистов» 4-5 лет полезны небольшие деревянные лестницы со ступенями шириной не менее 1 см, которые размещаются около стены, спускаются из окна или стоят около дерева, чтобы облегчить детям подъем на него.

Во дворе одного детского сада построили круглую платформу около 70 см от земли вокруг ствола дерева; лестница позволяла легко и безопасно на эту платформу взбираться, а потом съезжать на землю по горке. Можете представить себе счастье детей! Подобное оборудование, очевидно, требует столярных навыков и определенного периода корректировки, поэтому лучше было бы начать их строительство в начале летнего периода, чтобы дети обнаружили их в своем дворе, когда вернутся с каникул в сентябре.

Полянки для шалашей



Во дворе детского сада можно предусмотреть полянки для переносных шалашей. Это может быть, например, палатка индейцев или маленький сарай из ветвей. Есть некоторые артефакты, которые маленькие дети особенно ценят: например, большие бетонные баллоны, которые строители используют для дорожных трубопроводов. Такой баллон тоже может стать «домиком», в котором кто-то из детей насладится игрой, забравшись туда с приятелем.

Хорошо оборудованный дворик детского сада должен иметь часть с крышей, чтобы дети могли гулять в любую погоду. В нем надо сделать обработанный асфальтом пол, где они будут играть и рисовать цветными мелками.


Каждый день, в любую погоду


Важно, чтобы ребятишки выходили на улицу каждый день, в любую погоду, за исключением особо тревожных бурь. Важно, чтобы они научились получать удовольствие от дождя, небольшого ветра или первого снегопада. Надо позаботиться, чтобы в любое время года у детей было все необходимое для выхода на улицу. Резиновые сапоги и плащ должны быть частью обязательного набора одежды, который следует принести из дома и оставлять в специальном шкафчике в детском саду.

Если во дворе есть место для создания огорода, не стоит пренебрегать удовольствием от занятий посадкой и пересадкой растений, сбором урожая. Даже на террасе можно разводить и потом собирать клубнику, помидоры, горох и ароматические травы, такие как базилик и петрушка. Потом их можно нарезать и добавить в салаты.

Приятным сюрпризом для детей может стать выращенный картофель – еда, любимая детьми, которую можно печь на гриле. Как сказал один мальчик: «Картошка – еда, которую делает растение вместе с землей». Если пространство двора большое и солнечное, можно посадить некоторые фруктовые деревья: вишневое дерево, абрикосовое дерево, куст лесного ореха, изгородь из ежевики и малины. Оставим место и для цветов. Некоторые из них требуют полива: глицерия, один или два подсолнуха, несколько ирисов, парочка роз или гортензий. Приглашайте друзей в ваш детсадовский дворик!

Публикация из номера 126, за 2015 год, г. Кастелланца, Италия. Интернет- перевод под редакцией Е. Хилтунен

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (62) 2018 Фото: Алексей Колабаев и интернет-источник

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?