Научиться с детства видеть мир во всем его многообразии — сегодня не роскошь, а способ выживания
Современный мир находится в эпицентре информационной революции и хотим мы того или нет, — способность человека в любом возрасте к самостоятельному построению общей и адекватной картины мира, а не дробление ее на отдельные предметы и знаниевые единицы (как это часто принято в детском саду и в школе), не является больше чем-то добавочным, дополнительным к традиционному содержанию образования.
Научиться с детства видеть мир во всем его многообразии — сегодня не роскошь, а способ выживания. Предложенная столетие назад итальянкой Марией Монтессори и другими педагогами-реформаторами идея объединения познаний ведущих наук о мире в единую объемную картину для «развития индивидуальности ребенка, его скрытой энергии, достижения ясного разума, более сильного характера и новых более свободных форм сознания» (Montessori М. Kosmische Erziehung, Herder, 1988) — представляется нам сегодня важнейшей идеей современного образования и воспитания детей.
В то же время методик подобного гармоничного единения наук о мире, к сожалению, чрезвычайно мало. В этом смысле предъявление старшим дошкольникам и младшим школьникам знаменитых "Больших историй" и "Ковриков времени" Марии Монтессори представляет собой именно такую редкую методику образования и воспитания детей от 5,5 лет.
Раскладывание на полу Коврика времени (будь то Коврик российской истории, Коврик происхождения жизни на земле или какой-либо другой) сопровождается рассказыванием педагога так называемой Большой истории. Такой рассказ помогает на практике осуществить принцип обучения детей от общего к частному и является одним из ключевых отличий дидактики Монтессори от традиционных детсадовской и школьной.
Большая история помогает ребенку получить общее представление о целом, о совокупности всех его элементов и связях между ними
Невозможно, например, объяснить детям патриотический настрой и героизм русских людей, одержавших победу в Великой Отечественной войне, без предоставления им хотя бы самых общих сведений о том, кто такие Александр Невский, Александр Суворов или Илларион Кутузов.
Большая история помогает детям выстроить целостную картину мира, которая в дальнейшем будет детализироваться, уточняться и углубляться. Как сказала одна монтессори-учительница, «ее главная задача — не заставить ребенка запомнить события и факты, а затронуть его воображение и произвести глубокое эмоциональное впечатление, вдохновить и поразить детей, сделать их более чуткими и «слышащими сердцем»».
Материал
Длинный узкий ковер (его педагоги подбирают сами), на котором будут раскладываться картонные карты-основания Коврика российской истории.
Карты-основания. Каждая карта-основание соответствует одному веку. В верхней части карт римскими цифрами обозначены века, начиная с IX века н. э. Верхние края карт с номером века выкрашены последовательно в разные цвета, при этом карты имеют «стыковочные» стрелочки, так что ребенок, даже не зная римских цифр, может безошибочно (по цвету) выстроить карты на коврике одну за другой в правильной последовательности.
На каждой карте-основании нанесены контуры изображений, подписей к ним и карточек-текстов, объясняющих те или иные события, происходившие в истории России. Цвет контуров совпадает с цветом карты-основания, а также с цветом окантовки картинок, подписей и текстов, и также служит для ребенка критерием правильного подбора карточек.
Важной деталью являются нанесенные на карты-основания сквозные цветные линии, обозначающие взгляд на историю России с разных сторон: — синяя линия — развитие науки и культуры, — черная линия — войны и революции, — желтая линия — события религиозной жизни, — красная линия — исторические деятели и правители России.
В отдельной коробке, состоящей из трех отделений (коробку подбирают сами педагоги), хранятся карточки-открытки трех видов: изображения того или иного события; подписи к этим картинкам и карточки-тексты с выделенным ключевым словом. С текстовыми карточками могут работать только дети, которые уже научились хорошо читать и понимать текст.
Все карточки, относящиеся к одному веку и имеющие одинаковую цветовую окантовку — разные по площади. Таким образом, раскладывая карточки, ребенок помещает их точно в свои контуры на карте-основании. Это служит дополнительным контролем правильности выполнения задания.
Цели работы с материалом
Прямая цель (цель ребенка): представить себе цепь событий русской истории от зарождения государственности и до нынешнего времени при помощи изображений на картинках и кратких пояснений к ним.
Косвенная цель (осуществляется незаметно для ребенка): создание условий для целостного восприятия событий российской истории; пробуждение патриотических чувств, способности гордиться своей Родиной, своим народом, частью которого является каждый человек, живущий в России, в том числе и каждый ребенок; освоение римских цифр, которыми обозначаются века (хронология событий дается пока только по векам); зрительное восприятие фрагментов истории, изображенных на карточках, и умение сопоставить их с названием того или иного события и кратким его описанием.
Главная ценность материала состоит в том, что с его помощью ребенок понимает, какое огромное количество времени уже минуло, отмечает, какое множество событий случилось до его рождения и пытается найти свое историческое место в происходящем ныне.
Описание работы
Часть 1
Ребенок или несколько детей приносят с полки деревянный поднос (коробку) с материалом и расстилают на полу длинный узкий ковер ленту. С помощью взрослого (а впоследствии самостоятельно) дети раскладывают на ленте карты основания так, чтобы они сочетались по оттенкам цветов, и знакомятся с римскими цифрами, написанными вверху каждой карты. Педагог помогает детям справиться с этой работой:
— Мы раскладываем с вами Коврик истории нашей Родины. Эта история началась давно, когда никого из нас на свете еще не было. Римским цифрами обозначены века. Век — это 100 лет. Мало кто из людей прожил такой длинный срок.
Педагог просит кого-нибудь из детей принести коробку с сотнями из бусин Золотого математического материала и положить около каждой карты, обозначающей тот или иной век, одну пластинку-сотню из бусин. Дети считают, сколько веков-сотен лежит по всей длине Коврика и узнают, что именно столько веков прошло с начала истории России.
В конце Коврика наставница предлагает детям положить заранее заготовленную ею фотографию группы. Затем педагог раздает детям только карточки-картинки из Коврика российской истории. Она предлагает им выстроиться вдоль Коврика соответственно цвету каемок на картинках, и после этого начинает неспешно рассказывать Большую историю нашей Родины.
Дети рассматривают картинки и по мере этого рассказа постепенно раскладывают все картинки Коврика. На этом заканчивается первая часть работы. Прежде чем приступить к презентации этого материала, педагогу нужно хорошо потренироваться в рассказывании Большой истории, чтобы по времени ее повествование не занимало более 15 минут — это предел концентрации внимания детей при слушании.
Часть 2
Вторая часть презентации Коврика российской истории происходит на следующий день или через несколько дней. На этот раз педагог не рассказывает Большую историю, а предлагает детям самостоятельно разложить картинки на Коврике российской истории.
Как только дети рассмотрят картинки и аккуратно разложат их на картах-основаниях в правильной последовательности, педагог говорит:
— Вы уже вспомнили многое из того, что мы с вами узнали в прошлый раз. Теперь мы будем раскладывать подписи к картинкам, которые вы уже разместили на нашем Коврике российской истории. Кайма и размер подписей помогут вам выполнить эту работу успешно. Те ребята, которые умеют читать, будут помогать тем, кто пока этому еще не научился. Я тоже помогу вам в этом.
Дети раскладывают подписи под картинками под наблюдением педагога. Они радуются своей успешной работе и в заключение обходят Коврик вокруг и любуются им. Коврик может оставаться разложенным на полу до конца дня.
Часть 3
Через пару дней дети вместе с педагогом вновь возвращаются к работе с Ковриком российской истории. На этот раз они самостоятельно, но под наблюдением взрослого раскладывают и картинки, и подписи к ним. Затем, как уже принято, дети выстраиваются вдоль коврика, и педагог раздает им несколько карточек с текстами о событиях русской истории.
Поскольку дети в большинстве своем еще медленно читают и с трудом понимают текст, работа будет продолжаться немного дольше, чем прежде. Подсказками им послужат выделенное на карточке ключевое слово, размер карточки и цвет ее окантовки.
По опыту можно сказать, что дети 6–7-летнего возраста выполняют третью часть презентации примерно за 20 минут. Но в самостоятельной работе с материалом концентрация внимания на работе может не ослабевать и дольше.
Педагог помогает детям в работе, вдохновляет, подбадривает их и старается ответить на все возникающие вопросы. Если ответить на тот или иной вопрос не удается, то нужно запомнить его и, подготовившись, возможно в дальнейшем вернуться к нему в разговоре с ребенком.
Часть 4
К работе с Ковриком российской истории дети могут возвращаться множество раз: раскладывать его целиком или по частям. Особенно интересно проследить развитие отдельных исторических линий. Например, разложив основание Коврика, выделить только линию развития науки и культуры в России, начиная с Х–XI века и вплоть до сегодняшних дней. Или посмотреть, кто и в какие времена правил нашей страной.
Такая работа обычно нравится детям. Они с удовольствием зарисовывают исторические последовательности на листах бумаги или в своих рабочих тетрадях.
Упражнения
• Дети могут самостоятельно, без помощи взрослых раскладывать Коврик российской истории целиком или по частям.
• Дети зарисовывают отдельные события на листах бумаги или в тетради. • Дети, умеющие писать, составляют и записывают так называемые «доклады» о тех или иных событиях русской истории и предлагают их к обсуждению на одном из дидактических кругов.
• Дети заполняют тетрадь «Моя Родина — Россия», опираясь на материалы Ленты российской истории.
Цитата и картинки из методических рекомендаций Е.А. Хилтунен к Программе "Детский сад по системе Монтессори", изд. "Национальное образование" 2015.