Мария Монтессори была сторонницей идеи о том, что творчество, в том числе и детское, есть конструирование нового из первоначального интеллектуального материала, собранного в окружающей среде с помощью утончения чувств и развития пальцев руки. Художественное творчество сообразно природе ребенка и призвано «готовить руку ребенка к движению, глаз — к видению, а душу к чувствованию».
В чем состоит задача монтессори-педагога?
Задача монтессори-педагога, работающего с маленькими детьми, состоит не в том, чтобы научить их рисовать, делать аппликации, лепить из глины, и даже не в предъявлении различных художественных техник, а в том, чтобы подготовить детей к точному наблюдению над миром, чтобы обеспечить им материал для творческого воображения.
Выходит, что творчество маленького ребенка естественным образом вплетается в его обыденную жизнь, вырезает ли он фигурки из теста для выпечки, украшает ли бутерброды, пытается ли он нанизывать бусы из рябиновых ягод или плести венок из полевых цветов. Художественный вкус ребенка развивается даже в выборе фартучка или заколки в волосы, носочков к туфелькам (если, конечно, такой выбор у ребенка есть).
Ни одна нарисованная ребенком картинка, сделанная им аппликация или даже листок с первой написанной буквой не могут быть выброшены, как и первый неуклюжий пирожок или криво сколоченная табуретка. Все эти детские работы должны хотя бы некоторое время украшать жилище ребенка, висеть и стоять в том месте, которое выбрал сам малыш.
Как делают аппликацию или коллаж для украшения стен в доме
Материал
Поднос с тремя отделениями, в одном из которых лежат фигурки из цветной бумаги, лоскутки, серебряные звездочки, травинки, соломинки, перышки; в другом — листы тонированной бумаги; в третьем отделении лежит клеевой карандаш или стоит баночка с клеем и кисточкой. К этому прилагается небольшая однотонная клеенка.
Цели
Прямая. Ребенок создает одну из первых своих творческих работ, изготавливает аппликацию для украшения дома.
Косвенная. Развитие самостоятельности, проявление фантазии, концентрация внимания, координация движений, освоение последовательности действий, упражнение для пальцев рук.
Презентация
Наставница вместе с ребенком расстилают на рабочем столе клеенку и приносят поднос с материалом. Они открывают крышечку клеевого карандаша или бутылочки с клеем. Наставница показывает ребенку приемы наклеивания фигурок из бумаги или лоскутков на листок тонированной бумаги. Ребенок продолжает работу самостоятельно. Он намазывает клеем фигурки и прикрепляет их к листу, прижимая и разглаживая кончиками пальцев.
Готовую работу наставница подписывает именем ребенка, и они вместе прикрепляют ее к стене на уровне детских глаз. Иногда вдоль стен специально протягивают шнурок, к которому детские работы прикрепляют с помощью обыкновенных бельевых прищепок.
Новые слова
Клей, клеевой карандаш, фигурка, клеить, прижимать, разглаживать, прикреплять.
Как затачивают карандаш
Материал
На небольшом подносе — точилка для карандашей, 2 простых карандаша, небольшая пластмассовая мисочка или стаканчик для стружки.
Цели
Прямая. Научиться пользоваться точилкой для карандашей.
Косвенная. Контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.
Презентация
1. Учитель: «Посмотри, твой карандаш совсем затупился! Его нужно заточить. Я покажу тебе, как это делают. Возьми, пожалуйста, с полки этот поднос и отнеси его на стол». Ребенок относит поднос на стол.
2. Учитель: «Сначала я заточу свой карандаш, а потом ты — свой». Учитель берет точилку тремя пальцами левой руки таким образом, что большой и указательный пальцы захватывают ее с боков, а средний — снизу. Отверстие точилки должно быть направлено вправо, чтобы в него было удобно вставлять карандаш. Лезвие точилки должно быть повернуто вверх и хорошо видно. Мисочку для стружки учитель ставит перед собой.
3. Учитель берет карандаш правой рукой и вставляет его затупившимся концом в отверстие точилки. Он слегка нажимает на карандаш и поворачивает его. Ребенку хорошо видно, как из щели для лезвия появляется стружка.
4. Учитель вынимает карандаш из отверстия точилки, смотрит на грифель, достаточно ли он острый, и стряхивает остатки стружки в мисочку. Если грифель еще недостаточно заточен, учитель продолжает работу. По окончании работы он кладет карандаш в сторону в качестве образца, чтобы ребенок его хорошо видел, проводит пальцем вдоль щели для лезвия, освобождая его от стружки, и слегка ударяет по краю миски, вытряхивая остаток стружки. При этом миску необходимо придерживать.
5. Ребенок затачивает свой карандаш, затем он может заточить и другие карандаши. Если все карандаши заточены, стружку выбрасывают в мусорное ведро, а материал относят на место.
Как промывают кисточки
Материал
На подносе клеенчатый фартук, две миски, два стаканчика для кисточек, бумажные салфетки, тарелка, 3—4 кисточки, акварельные краски в коробке, губка, тряпочка для просушивания, ведро для грязной воды, полотенце.
Цели
Прямая. Подготовка к рисованию красками; ребенок учится промывать кисточки после рисования красками.
Косвенная. Контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.
Презентация
1. Учитель — ребенку: «Ты умеешь правильно мыть кисти для рисования? Ты можешь научиться этому! Я покажу тебе, как это делают. Возьми, пожалуйста, этот поднос и отнеси его на стол». Ребенок относит поднос на стол. Показать, как промывают кисточки, можно и непосредственно после рисования, но можно это сделать и отдельно в качестве самостоятельного упражнения. Обычно дети забывают промыть кисти или же делают это недостаточно тщательно; поэтому важно показать, как правильно их промывать.
2. На стол стелют клеенку, сверху слева ставят кувшин, ниже рядом друг с другом: стаканчик с кисточками, предназначенными для мытья, открытую коробку с акварельными красками, две миски для промывания кисточек, стаканчик для чистых кисточек. Еще ниже слева кладут пачку бумажных салфеток, а справа ставят тарелку, кладут губку, тряпочку для просушивания, полотенце.
3. Ребенок и учитель надевают фартуки. Учитель просит ребенка принести в кувшине прохладной воды и налить ее примерно до половины в обе миски.
4. Учитель: «Я покажу, как промывают кисточки, а потом попробуешь ты». Он берет кисточку из стаканчика, обмакивает ее в воду, затем в краску и говорит: «Эта кисточка испачкана краской».
5. Учитель окунает кисточку в левую миску и некоторое время «болтает» ее в воде. Вода окрашивается. Если необходимо, остатки краски смывают с ручки кисточки руками. Затем учитель окунает эту же кисточку и прополаскивает ее в чистой воде, налитой во вторую миску. Он берет салфетку, касается ее волосками кисточки и промокает ее. При этом важно, чтобы кисточка располагалась под небольшим углом к бумаге, а ни в коем случае не перпендикулярно, чтобы не повредить волоски.
6. Чистую просушенную кисточку учитель ставит в правый стаканчик и предлагает ребенку промыть свою кисточку.
7. По окончании работы производят уборку материала. Воду из мисок сливают в ведро, миски промывают чистой водой, смывая осевшую краску с помощью губки. Воду из ведра выливают, ведро промывают чистой водой. Все предметы вытирают тряпочкой для просушивания, которую затем вешают сушить, вместо нее кладут сухую. Клеенку‚ если необходимо, вытирают. Все предметы складывают на поднос и относят на полку.