Следовать примеру ученого и замечать каждую деталь
М. Монтессори часто сетовала, что у нас много говорится о наблюдениях детей, но мы, увы, придаем этому понятию неточный, а часто и вовсе ошибочный смысл. Сможем ли мы подняться над обыденностью ежедневных детсадовских проблем и стать настоящими исследователями, похожими на тех вдохновенных ученых, которые проводят время над микроскопом, наблюдая малейшее движение крылышка божьей коровки или ресничек инфузории туфельки?
"Каждая мелочь достойна внимания ученого, - пишет Мария Монтессори в работе "Образование для нового мира", - настоящий исследователь находит интересные подробности там, где глаз обыкновенного человека даже ни на секунду не остановится. Учительница должна безошибочно различать истину от заблуждений, следовать примеру ученого, который замечает каждую деталь, каждую простейшую и начальную форму жизни и в то же время выделяет ошибки и неясности, вносимые посторонними элементами в его поиск истины. Этому могут научить только длительное упражнение и обширные наблюдения жизни с помощью биологических наук.
Считаю необходимым для учительниц наблюдения над простейшими формами живых существ с помощью науки. Я бы сделала их микроскопистами, дала бы им знание культивирования растений и научила бы наблюдать физиологию растения. Нельзя ограничиваться одной теорией, надо самостоятельно работать в лабораториях и среди природы. Под всем этим я подразумеваю не просто теоретический курс анатомии, физиологии и гигиены.
Это прежде всего «практика» среди маленьких детей — практика, имеющая целью следить со всевозможной точностью за их развитием и предвидеть все их физические нужды.
Такая подготовка должна разбудить в сознании воспитательницы понимание жизни, преобразующее весь ее дух и вызывающее особенную активность и особенные способности для выполнения своей задачи..."
Наблюдение – один из старейших методов исследовательской работы
Ученый наблюдает поведение некого объекта, фиксирует результаты, описывает их и объясняет в терминах той или иной научной концепции. В педагогике наблюдение может осуществляться и в качестве самостоятельной процедуры, включенной в процесс экспериментирования.
Например, мы хотим с помощью предметной среды способствовать формированию у маленького ребенка так называемого «пинцетного движения» руки. Для этого предлагаем ему действовать с прищепками разной величины, пинцетами и пазлами со штырьками. Какие из этих предметов наиболее эффективны?
Мы наблюдаем свободную работу детей, анализируем, оцениваем и объясняем. Понятно, что нашему исследованию придаст вес не разовое наблюдение, а проведенное неоднократно на протяжении определенного времени, и не с одним ребенком, а со многими.
Ученые разных специальностей по-разному трактуют термин «наблюдение». Для психологов и врачей это чаще всего процесс, ограниченный во времени. Они наблюдают, тестируют, делают срез и диагностируют в один прием. Тесты, применяемые ими, отражают скорее обстоятельства, которые окружали ребенка до момента их заполнения, чем возможности самого ребенка. Тогда как для монтессори-педагога наблюдение является смыслом постоянной педагогической работы, ведь он ежеминутно наблюдает спонтанные проявления ребенка, изменения его настроения, поляризацию внимания, эмоциональные реакции.
Монтессори-педагог наблюдает не ради постановки диагноза или какого-либо терапевтического действия, а ради желания увидеть и понять уникальность каждой детской жизни, ради попытки уловить момент поляризации внимания, являющийся признаком развития ребенка, и для того, чтобы определить необходимость помощи ребенку в его самостроительстве.
На основе своих наблюдений монтессори-педагог будет соответствующим образом перестраивать окружение ребенка, чтобы его потребности были полностью удовлетворены.
М. Монтессори много раз подчеркивала важность в работе педагога умения наблюдать детей . Ведь каждый ребенок уникален и имеет индивидуальные потребности, часто не совпадающие с потребностями других детей. Именно поэтому в классе Монтессори на полках стоят десятки дидактических материалов, которые должны соответствовать самым разным потребностям детей.
Подготовленная наставницей среда отражает весь спектр потребностей конкретных детей, посещающих группу Монтессори. Установить параметры этой среды без внимательного наблюдения поведения в ней детей невозможно.
Растянутые во времени наблюдения фиксируются в дневниках
Традиционно монтессори-педагоги ведут еженедельные дневники презентаций дидактического материала, ежемесячный дневник социального развития малыша и записывают краткие наблюдения за поведением ребенка после отдельных образовательных событий. Собранные вместе и проанализированные эти записи могут привести к уникальным психолого-педагогическим открытиям, но могут и просто утвердить теоретические положения уже открытые М. Монтессори или другими исследователями.
В любом случае подобные самостоятельно сделанные открытия делают осмысленной работу монтессори-педагога, расширяют его возможности в познании ребенка. Не даром сама Мария Монтессори и ее последователи неустанно изучали жизнь детей и считали именно наблюдение основным смыслом своей педагогической работы.
Способность наблюдать приходит не сразу
Прежде всего, надо глубоко изучить теорию монтессори-педагогики. Тексты самой М. Монтессори и ее русской коллеги Юлии Фаусек, которые являются для нас главными теоретическими текстами, написаны простым и ясным языком и изобилуют многочисленными примерами, взятыми из практики работы с детьми. Их чтение способно увлечь и вдохновить любого педагога. Вам непременно захочется в реальности заметить те или иные проявления сенситивных периодов, концентрацию и поляризацию внимания ребенка на работе с материалом, степень овладения детьми культурными навыками и многое другое.
Во-вторых, способность наблюдать жизнь детей присуща лишь тем, кто по-настоящему их любит, легко устанавливает контакт и обладает эмпатией, то есть, умением безоценочно вчувствоваться в ребенка и принимать любое его переживание, в какой бы форме оно ни было выражено.
Стиль работы монтессори-педагога похож на стиль любого исследователя. Сначала кропотливо и терпеливо собираются объективные факты, затем они анализируются, и педагог приходит к определенным выводам о направлениях дальнейшей работы. Причем, выводы делаются, именно по поводу уточнения обстановки в классе создания новых и новых условий для детей, делающих самостоятельные шаги по пути своего саморазвития.
Есть несколько несложных технологий, помогающих вести наблюдение. Владение этими инструментами для монтессори-педагога является обязательным условием его успешной работы.
Фото и видео камера сопровождает процесс наблюдения
С помощью камеры монтессори-педагог фиксирует наиболее яркие моменты поведения ребенка во время работы с дидактическим материалом: его напряженное или, наоборот, расслабленное личико, показывающее концентрацию внимания; ловкое или неловкое движение пальцев при работе с мелкими предметами или карандашом и многое другое.
Полученные фотографии, как и краткие дневниковые записи, анализируются и служат объективным источником информации о развитии ребенка. Например, замечено, что самое главное происходит с ребенком в начале его работы с материалом. Именно этот момент и должна фиксировать фото камера. М. Монтессори говорит, что надо быть внимательными к мелочам. Фотоаппарат помогают увидеть мелочи.
Видео камера используется для съемок контекста свободной работы детей в группе или коллективных образовательных событий. Снятый материал так же анализируется.
Надо отличать документальные фильмы от исследовательских
Речь идет не о съемках успехов педагогов, организовавших детей на некое хорошее дело (праздник, дидактический круг, или презентацию материала), а именно о фиксации состояний ребенка, как объекта пристального наблюдения Монтессори-педагога в момент, важный для хода исследования.
Во-вторых, необходимо владеть современными компьютерными программами (Микрософт Ворд, Фото-шоп и другими) для того, чтобы выделить только те фрагменты фото-видео иллюстраций, которые необходимы для уточнения моментов исследования.
В-третьих, (возможно, это самое главное) надо уметь записывать свои наблюдения в дневник и интерпретировать записанное с точки зрения педагога-исследователя, а не просто внимательного наблюдателя.
«Записки немолодого отца»
В нашей педагогической истории существует немало дневников, показывающих с разных сторон жизнь маленьких детей. Из последних и наиболее любопытных «Записки немолодого отца» Анатолия Марковича Цирульникова. Это блестящий литературно-документальный текст, созданный под впечатлением исторических записей князя Петра Галицина (1874 год), и собственных переживаний отцовства автора дневника.
Текст этого произведения уже сейчас можно назвать классикой жанра. Но для монтессори-педагога дневник Анатолия Цирульникова, к сожалению, не может служить образцом.
Дело в том, что настоящее исследование жизни детей предполагает рефлексивные записи видения не себя в ребенке, как это у Анатолия Марковича, и других авторов, ведущих свои дневники, а ребенка в себе, то есть, описание проявлений детей с точки зрения собственного понимания научной концепции детства (в нашем случае - концепции М. Монтессори).
Это вовсе не означает создание сухого и малопонятного, методологического текста, лишенного эмоций и переполненного научной терминологией. Ребенок есть живой, изменчивый в каждом движении своей души человек, а не просто объект научного наблюдения. Поэтому говорить о нем можно только с любовью. При этом видеть и описывать то, что находится в поле зрения вашего научного интереса.
В этом смысле записи различных ситуаций из жизни детей самой М. Монтессори, а так же педагогические дневники Юлии Ивановны Фаусек могут стать главными учебниками в освоении жанра исследовательских дневников монтессори-педагогов.
Основными терминами, в которых описывается поведение ребенка и его восприятие действительности будут самые обычные психологические термины: радость, энтузиазм, повторение действия, напряжение без усилий, стремление к совершенству, концентрация внимания.
Умение встать в объективную позицию по отношению к ребенку
Есть и еще одно важное условие педагогического исследования. Умение встать в объективную позицию по отношению к ребенку. Принципиально не судить о том, что с ним происходит, не поддаваться собственной личностной оценке происходящего. Интересно, что если Монтессори-педагог будет тренироваться в этом направлении, то незаметно такой стиль общения с ребенком станет его собственной педагогической позицией, линией поведения в отношениях с детьми.
По М. Монтессори дети – это не те, кем управляет учитель или директор школы или даже родители. Дети работают вместе со взрослыми в ситуации сотрудничества. Правда, задачи у них разные.
Какие основные моменты жизни ребенка наблюдает учитель-исследователь, когда он хочет проследить процесс его нормализации? Об этом Мария Монтессори написала в работе «Спонтанная активность в воспитании».
Глубокая концентрация внимания, которая появляется у ребенка, когда он работает в подготовленной среде с материалами, которые отвечают его потребностям в познании мира, не только стимулируют его развитие, но и приводят к изменениям в его поведении. Ребенок становится тихим, дисциплинированным, социально сознательным.
«Все, что было беспорядочным и неустойчивым в сознании ребенка, вдруг начинает организовываться в духовное существо, удивительные качества которого воспроизводятся в каждом индивидууме» (М. Монтессори. "Спонтанная активность в воспитании").
Четыре схемы наблюдений
В этой же работе она предложила схемы подобных наблюдений. Этих схем четыре. Каждая соответствует одной из стадий нормализации.
1. Ребенок пока не может длительно концентрироваться на выбранной работе. Его поведение беспорядочно.
2. Первоначальный интерес к работе. Наблюдение за деятельностью других. Беспорядочно берет с полки материалы. Беспокойство и в то же время активная внутренняя работа.
3. Ребенок способен концентрироваться длительное время. Период неуверенности в себе постепенно исчезает. Легкий и точный выбор материала для занятий.
4. Эту стадию М. Монтессори называет «общим подъемом». Главная характеристика ребенка – настойчивость, упорство в достижении цели, спокойствие, внутренняя дисциплина.
Разумеется, стадии научного наблюдения, имеющего другие исследовательские цели, будут иными. Например, при изучении последнего периода сенситивной фазы развития языка у детей 6-летнего возраста можно отметить отдельные моменты развития руки, овладевающей орудием письма, и спонтанное начало изображения письменных знаков, заканчивающееся настоящей письменной речью.
Или наблюдая овладение детьми методом прочтения текста, мы отметим путь ребенка от механического слияния написанных знаков до понимания прочитанного текста. Если монтессори-учитель способен вести наблюдение объективно, и в то же время оставаться критически настроенным к своим наблюдениям, – как говорила М. Монтессори, иметь «научные сомнения», – он становится обладателем множества преимуществ. И, прежде всего, получает постоянную обратную связь, по результатам которой, может немедленно перестроить свою работу.
Когда проводить исследования?
Резонный вопрос, который может задать любой педагог, принимающийся за исследовательскую работу в своей детской группе: когда же проводить подобные исследования, если школьный день наполнен многочисленными событиями, требующими ежеминутного реагирования со стороны воспитателя. Секрет кроется в создании специально подготовленной среды классной комнаты.
Почему у монтессори-педагогов к слову «среда» принято добавлять «специально подготовленная»? Для кого эта среда специально готовится? Для ребенка? Для наставницы? В том-то и дело, что специально подготовленная среда предназначена не только для свободной работы детей, как это понимает не искушенный в монтессори-педагогике человек. Ее готовит педагог-исследователь, как свое рабочее место, как настоящую научную лабораторию, в которой он собирается изучать жизнь детей.
Мария Монтессори безусловно права, когда говорит, что взрослые должны дать ребенку право действовать самостоятельно. Только, являясь мудрым посредником между ребенком и его окружением, мы получаем роль не руководителя и начальника (кстати, вожделенную для многих из нас), а настоящего ученого-исследователя, что гораздо увлекательнее и выше любой другой роли. Хотя и сложнее.
Следование за ребенком означает, данное самим себе обещание не мешать исполнению его жизненных планов. Мы осуществляем его с блокнотом в руках, поскольку дети разрешают нам работать рядом с ними и вести свои взрослые научные наблюдения.
Заранее подготовленная среда помогает наставнице выступать как бы сразу в двух ролях, наблюдателя и направляющего работу группы. При этом она видит не только одного осваивающего подготовленную среду ребенка, но и всех остальных детей, активность которых и достижение успеха складывается из десятков маленьких деталей. Их-то и описывает в своих наблюдениях монтессори-педагог.
Но в то же время без заранее и специально приготовленной среды, являющейся и научной лабораторией педагога-исследователя, и детской классной комнатой, такое наблюдение жизни детей невозможно. Можно сказать, в этой феноменальной взаимосвязи и состоит научный метод воспитания детей, предложенный Марией Монтессори.