"Прилагая научные методы к воспитанию маленьких детей в «Case dei Bambini» мы остановились в изумлении, мы оказывались глупцами перед истинной сущностью маленьких детей: они, например пренебрегали игрушками и предпочитали им предметы, на которых могли упражнять свободно свой разум." (М. Монтессори).
Этой цитатой вслед за М. Монтессори воспользовалась Юлия Ивановна Фаусек в книге "Детский сад Монтессори" (1920 г.) недавно переизданной в России. С первых страниц книги она объяснила первостепенное значение специально подготовленных автодидактических материалов предназначенных не только для психологических измерений развития детей.
Коробки с деревянными шарами и десять кубов "лежащей" Розовой башни
Сад был маленький, помещался в одной комнате Коммерческого Училища М.А. Шидловской и открывался всего на 2 часа в день: с 10 до 12 утра. На низеньких полках Юлия Ивановна Фаусек, которая в то время работала преподавателем Училища, расставила драгоценные игрушки: коробки с деревянными шарами разной величины, десять кубов «лежащей» Розовой башни...
Внимательно рассмотрев фотографии, можно увидеть монтессори-материалы, которые не выпускает сейчас ни одна фабрика в мире. Это коробка с деревянными шарами разной величины, 10 кубов «лежащей» Розовой башни, призмы, отличающиеся по высоте и, конечно же, старинная рамочка с резинками и застежками для чулок. Такими застежками ребятишки начала века пристегивали свои чулочки к лифчику, который надевался под платье у девочек и под рубашку у мальчиков. Здесь же Вы можете найти разноцветные деревянные мотушки и уникальный подвижный алфавит – немецкие буквы, вырезанные из настоящего бристольского картона.
Время оказалось не властным над этими замечательными дидактическими материалами. Они хранят тепло рук малышей, переживших разруху Гражданской войны и голод первых лет Советской власти. Но с не меньшим энтузиазмом в наши дни российские ребятишки строят Розовую Башню и вкладывают в ячейки блоков деревянные цилиндры.
С помощью этих материалов Юлия Ивановна Фаусек проводила первые в нашей стране тренинги для желающих стать монтессори-наставницами. Но и сегодня сотни молодых педагогов учатся давать детям классические презентации этих материалов. Они уцелели в Ленинградскую блокаду (вероятно, никто не догадался, что их изготовили из прекрасного сухого дерева, и, может быть, в войну кладовка, в которой они лежали, попросту не открывалась).
Ключик от этого шкафа хранился в деканате
После войны в кабинете дошкольного факультета педагогического института им. Герцена, где они и лежали нетронутыми долгие годы, решили сделать ремонт и организовали историческую аудиторию. По стенам повесили стенды, портреты великих педагогов, а про шкаф с бесценными материалами, можно сказать, опять забыли. Ключик от этого шкафа хранился в деканате, и его иногда выдавали преподавателю, который читал лекции на историческую тему.
Когда несколько лет назад в эту аудиторию вошли слушатели Курса «Основы педагогики Марии Монтессори», съехавшиеся в Санкт-Петербург из разных городов России, и открыли заветный шкаф, их сердца наполнил трепет. Они в буквальном смысле слова с волнением смахивали пыль истории с уникальных детских игрушек, цены которым сегодня просто нет. Для любого российского монтессори-педагога великая честь держать их в руках…
Эти самые фотографии и отправились из России сначала в Италию, а потом в Америку на Всемирную Выставку, посвященную 100-летию педагогики Марии Монтессори вместе с русскими подвижными алфавитами и переводами на русский язык книг М. Монтессори.
«Мой метод заключается в том, что я произвожу эксперименты с дидактическим предметом из материала и дожидаюсь непосредственной, самопроизвольной реакции ребенка: метод, во всех отношениях сходный с приемами экспериментальной психологии», - пишет Монтессори. Вот почему с таким трепетным вниманием относится каждый монтессори-педагог к старинным чудом сохранившимся до нашего времени старинным материалам Монтессори.
Статья из журнала "Монтессори-клуб" №2/ 2007 г.
Фото Елены Хилтунен