“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Трехлетние дети умеют «читать», не зная букв. Мы называем это интуитивным чтением

30 июня 2023, 10:46  Просмотров: 128

Впечатление - ощущение - ассоциация - запоминание - анализ и синтез


Вряд ли кто-нибудь усомнится, что развитие речи ребенка естественным образом связано с процессом становления его мышления. Вот как можно схематически представить логическую нить, связывающую развитие органов чувств малыша и его мышление. Сначала – некое впечатление, воздействующее на органы чувств (например, зрительное). Затем внутреннее ощущение, рождающее представление. Затем – ассоциация по поводу этого представления. Затем – запоминание его в сознании. И, наконец, анализ и синтез, то есть, собственно, процесс мышления.

На основании этой схемы можно определить место так называемого интуитивного детского чтения в процессе развития мышления. Интуитивное чтение протекает на фоне утончения зрительного чувства ребенка, в момент активного пополнения его словарного запаса в возрасте примерно от 2-х до 4-х лет и предшествует освоению письма и чтения постепенного, осмысленного.


Создается впечатление, что ребенок считывает  текст с картинок


Как известно, М. Монтессори, вопреки общепринятому взгляду, утверждала, что письмом ребенок способен овладеть прежде, чем чтением. Но еще раньше мышление ребенка становится способным сопоставлять предметы с другими предметами, предметы с картинками, картинки с картинками, написанные слова с другими написанными словами и все это озвучивать. Создается впечатление, что ребенок считывает нечто, но не с печатного текста, а, например, с картинок. Поэтому мы и говорим: малыш «читает» интуитивно.

Окончанием периода интуитивного чтения можно считать освоение букв, попытки складывать из них слова, переводя звук в букву в возрасте 4 – 5,5 лет. М. Монтессори предлагает детям упражняться для этого с шершавыми буквами и затем с подвижным алфавитом и карточками, написанными курсивом.

Ошибкой было бы использовать дидактические материалы, помогающие детям «читать» интуитивно, как средство обучения настоящему или «постепенному», как говорил Лев Николаевич Толстой, осмысленному чтению. Это всего лишь один из этапов языкового развития.

Картинка на классических карточках Монтессори для интуитивного чтения – есть «звучащее» слово, которое ребенок сравнивает с его письменным образом. А написанное на карточке слово – не что иное, как сильно уменьшенный, по сравнению с большим подвижным алфавитом, склад букв. Недаром слово на карточке в классическом варианте написано письменным шрифтом.

Выходит, презентация этого материала должна иметь совершенно другие, чем принято, цели и методику проведения, либо карточки могут быть использованы иным образом.



Материалы доазбучного периода


Наблюдения за маленькими детьми помогли составить небольшую коллекцию дидактических материалов, развивающих мышление ребенка с помощью языка в доазбучный период. Именно их мы называем материалами для развития интуитивного чтения, так как целью работы с ними является, прежде всего, развитие языковой интуиции.

В эту коллекцию входят знакомые всем материалы, такие как «Назови предмет», «Простые и сложные парочки», «Предмет-картинка», «Предметы из окружающей среды». Из классических монтессори-материалов можно использовать Большой подвижный алфавит. (Дети отыскивают одинаковые буквы и укладывают их в ячейки коробки).


Интуитивное чтение подписей под картинками


В 3 – 3,5 года сознание ребенка естественным образом созревает до состояния, когда ему можно предложить сравнивать еще более абстрактные, чем картинки, изображения. Речь идет о попытках сравнивать написанные слова. Причем, если рядом со словами оставить и картинки, то внешним впечатлением от процесса работы с таким материалом будет – «он уже читает!». Но, конечно, ни о каком настоящем чтении речь пока не идет.

По картинке ребенок интуитивно догадывается, какое слово он «прочитал». Но представление о том, что каждый предмет можно изобразить неким специальным знаком и потом произнести его вслух – «прочитать», – укореняется в сознании ребенка. Фактически это последний этап интуитивного детского чтения.


Материал Большая коробка с наборами карточек


Здесь есть наборы подписанных картинок с изображением предметов из жизни растений, животных и человека и другие карточки, на которых стоят только слова названия этих предметов. В каждую из серий входят по три набора карт и подписей к ним.

К коробке прилагается продолговатая деревянная подставка, в которую карточки можно вставлять так, что не будут видны подписи под картинками. Подставка пригодится ребенку для самостоятельных упражнений с материалом. Она будет служить механическим контролем ошибок.

Цели

Прямая. Объединить подписанные картинки с соответствующими словами, напечатанными на карточках.

Косвенная. Умение сравнивать и сопоставлять друг с другом слова, символы изображений на картинках, написанные печатным шрифтом. Развитие образного и языкового мышления. Оказывается, любой предмет можно не только изобразить на бумаге в виде слова-символа, но и «прочитать» это слово. Расширение словарного запаса. Подготовка к осмысленному чтению.

Презентация

Наставница вместе с ребенком приносят на коврик коробку с карточками и открывают ее.
Наставница:
– С какими картинками ты хотел бы работать?
Ребенок:
– Вот с этими, где животные.
Наставница выкладывает на ковер серию карточек с изображением домашних животных и предлагает ребенку разложить их в ряд в верхней части ковра. Малыш делает это.

Наставница обращает его внимание, что внизу каждой картинки стоит подпись – напечатанное слово. Она берет в руки первую табличку со словом и, сравнивая его с подписями под картинками, находит такое же по очертаниям и кладет под картинкой.

После второй-третьей подписи ребенок продолжает работу самостоятельно. Когда все слова разложены под картинками, наставница предлагает ребенку «прочитать» их. Малыш водит пальчиком под словами и «читает», ориентируясь, чаще всего, по картинкам. В его сознании создается реальная модель себя читающего. Он даже может объявить:
– Я уже умею читать! Ощутив себя читателем, малыш, увидев любую надпись, например, вывеску над магазином, может очень серьезно «прочесть» ее:
– Мама! Смотри! Там написано «Ма-га-зин»! Хотя на вывеске стоит название магазина «Пятерочка».

Или можно услышать такой забавный разговор:
– Так ты умеешь читать? Что же написано на твоей майке?
– Коф-тыч-ка!…

Разумеется, не надо поправлять ребенка или, тем более, смеяться над ним. Наоборот, стоит молча отметить, что он сделал большой шаг в развитии своего мышления. Дело за малым – научиться писать, а потом и читать по-настоящему.


Наблюдение интуитивного чтения


Малике три с половиной года. Она с удовольствием работает с большинством сенсорных материалов Монтессори и с некоторыми языковыми. Период разрушения собственных построений у нее уже окончился, и она исключительно аккуратна в работе. Дать ей возможность работы с картинками самое время.

Мы с ней вместе открыли коробку с карточками для интуитивного чтения. Разложили сначала в ряд карточки-картинки с изображением домашних животных, как она попросила. Внизу карточек написаны слова названия изображений, и я показала, как с ними надо сравнивать карточки-подписи.

После третьей карточки Малика принялась за дело самостоятельно. Все шло хорошо, пока одна из карточек-подписей случайно не перевернулась. Знаки, составляющие слово сразу изменились и перестали быть похожими на подписи под картинками. Как их сравнить? Малика остановилась в растерянности.

А ведь это моя ошибка! Надо было, когда изготавливала карточки к этому материалу, на картинках снизу, а на подписях сверху черной полосой обозначить линию состыковки. Как на конструктивных треугольниках. Тогда Малике было бы ясно, где верх, а где низ карточек …

Пришлось помогать и следить за тем, чтобы карточки-подписи не переворачивались. Очень скоро я обнаружила, что Малика легко сопоставляет написанные печатным шрифтом слова друг с другом. И появилась идея дать ей возможность сделать то же самое, но с письменным шрифтом.

Это требовало значительной коррекции материала. Карточки надо было делать двусторонними – с тем и другим шрифтами. Это дело близкого будущего.

Видите, как много значит – наблюдение работы ребенка с материалом!

Величина карточек Малику явно устраивала. Она укладывала их аккуратнейшим образом, соблюдая идеальный порядок. Но поскольку девочка увлеклась работой и не хотела ее прекращать, места на маленьком коврике ей явно не хватало. И, кроме того, она, видимо, уставала работать в одном положении, ей хотелось то встать, то улечься на ковре, не прекращая сравнивания подписей.

Карточки в коробке все не кончались. Тогда она вышла за пределы маленького коврика и разложила их на большом белом ковре (хорошо, что он у нас одноцветный). Опять пришлось сделать вывод о том, что материал не слишком совершенен.

Карточек в коробке должно быть гораздо меньше. Тем более, что Малике, конечно же, не хотелось каждую серию после раскладывания собирать и прятать в коробку, она с удовольствием любовалась на свою работу и приглашала других сделать то же самое.

Мне стало ясно, что убирать на место всю эту чудесную картину, в конце концов, придется мне, а не ей, так как она просто устанет ее создавать. Опять наблюдение за работой ребенка показало несовершенство материала, которое следует исправить. Но, может быть, именно в такой кропотливой работе и сама Мария Монтессори создавала свои замечательные дидактические материалы? Хотелось бы следовать ее путем.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (21) 2010 г. Фото автора

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?