Механизм действия карточек в руках ребенка можно назвать ключевым словом «проживание»
Все материалы коллекции для чтения Ю. Фаусек обладают так называемой изоморфностью, когда сама структура материала и его место среди других соответствует логике формирования того или иного понятия, связанного с развитием языка. Механизм их действия в руках ребенка можно назвать ключевым словом «проживание». Методика индивидуальной работы с материалом предполагает обязательный перевод простой манипуляции в целенаправленное действие. Таким же способом осуществляется и контроль ошибок.
Если следовать логике М. Монтессори и понимать значение изоморфности автодидактического материала, то для ребенка следующей после механического чтения слов ступенью будет чтение с картинками. Ему предстоит соотнести прочитанное слово с его образом, изображенным на картинке. Так укрепляются представления об осмысленности прочитанного.
Карточки для чтения имен существительных и глаголов с картинками
Карточки в коробке с названиями предметов упорядочены таким образом, что ребенок может определить их совокупность по одному признаку и в то же время распределить на три группы. В первой группе карточек (зеленый цветовой код) собраны карточки с названием предметов из мира растений, во второй (красный цветовой код) – из мира животных, и в третьей (красный цветовой код) – из мира человека. Все же вместе они обозначают названия предметов, и чуть позднее ребенок узнает, что к ним можно задать вопрос «кто это?» или «что это?».
В верхней части коробки стоит символ слов языка, обозначающих названия предметов или состояний – черный треугольник. Этот символ принят в Монтессори-педагогике, так как треугольник, как геометрическая фигура, символизирует основательность и прочность. В школьные годы ребенок узнает, что слова, обозначающие название предметов или состояния называются термином «Имя существительное». А пока он просто учится интуитивно выделять такие слова в языке и упорядочивать их.
В коробке с карточками, изображающими действия живых или не живых предметов, можно заметить только этот принцип – некое движение выполняемое героями картинок, подписи к которым ребенку предстоит прочитать. В верхней части коробки стоит монтессорийский символ глагола – красный круг. Видимо, круг был выбран М. Монтессори для обозначения глагола, поскольку эта фигура наиболее нестабильна и подвержена передвижению в пространстве. Чтение карточек с глаголами и соотнесение их с картинками так же не является работой по изучению грамматики, но лишь интуитивное, косвенное ее восприятие.
Как работать с коробкой для чтения слов с картинками?
Ребенок приносит коробку на стол или на ковер и раскладывает картинки первой серии горизонтально в верхней части ковра. Подписи к этим картинкам он кладет на ковер в беспорядке. Затем ребенок читает слово на любой из карточек-подписей, пытается понять, что оно обозначает и подкладывает карточку к соответствующей картинке. В том же духе можно продолжить работу с другими сериями карточек.
Если ребенок все еще предпочитает чтение письменного шрифта печатному, он может перевернуть карточку и сверить написание слова в том и другом варианте. Ю. Фаусек пишет, что дети, начинающие читать лишь рукописный шрифт, на этом этапе совершенно незаметно переходят к печатному.
«Показывать и изучать печатные буквы так, как это делалось с письменными, не приходится: дети узнают их с легкостью, самостоятельно сравнивая с рукописными». Контроль ошибок в работе с этим материалом осуществляет наставница или более опытный ребенок.
Монтессори описывает изумивший ее факт
Спустя совсем небольшое время после работы с материалом, состоявшим из подписей к отдельным игрушкам или предметам окружающей среды, дети отказывались от участия в этой игре предметов и начинали прочитывать карточки, удовлетворяя себя только этим процессом. Они откладывали игрушки и спешили читать одно за другим слова на карточках.
М. Монтессори пишет: «Я молча глядела на них, пытаясь разгадать секрет их души, величие которой так мало знала. И вдруг меня осенила мысль, что они полюбили знание, а не глупую игру! Это открытие исполнило меня изумлением и заставило ярко почувствовать все величие души человеческой».
А вот свидетельство Юлии Ивановны Фаусек. «То же самое явление наблюдали и постоянно наблюдаем мы с нашими русскими детьми, все равно, обладали ли они дома игрушками или нет. Раз они начали читать, они читают, не тратя времени и отделяя игрушки и картинки от билетиков со словами. Игрушками они играют, картинки рассматривают, а билетики читают. Мы пробовали также устраивать общую игру в чтение слов, утилизируя картинки и билетики. Все дети – и умеющие и не умеющие читать, принимали в этом участие.
Умеющие читать прочитывали билетики не умеющим
Не умеющие читать дети брали себе обозначенные на карточках слова и раскладывали к картинкам на столиках. И вдруг оказалось, что картинками пользовались лишь не умеющие читать, умеющие только читали, а не брали картинки. Читать же про себя они предпочитали в одиночку. В группе читали для младших братьев, не завоевавших еще себе их умения».
Это означает, что дети готовы перейти на следующую, более абстрактную ступеньку освоения чтения – чтение с интерпретацией отдельных предложений. Маленькие ученики Юлии Ивановны Фаусек назвали такие карточки – «приказаниями».
Статья из журнала "Монтессори-клуб" № 1 (21), 2010