“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Опыты в маленькой лаборатории 

29 августа 2023, 14:12  Просмотров: 135

Это была попросту полочка, на которой помещалось несколько небольших стаканчиков, две стеклянные воронки, две-три колбочки, стакан со стеклянными палочками и простыми ложечками


Тут же лежали фильтровальная бумага, разрезанная на небольшие квадратики, тряпочки, ножницы. В закрытых баночках находились различные вещества для опытов — мелкий чистый песок, глина в порошке, смесь глины с песком, смесь мела с солью, сахарный песок и т. п. Две бутылочки — в одной уксус, другой масло. 

В коробочке, тоже на полочке, лежали карточки, и на них были описаны опыты. Например:
 1) Налей в стакан воды до трех четвертей, всыпь в нее полную ложку песка, размешай и посмотри, что выйдет.
 2) Налей в стакан воды до трех четвертей, положи в него две полные ложки смеси глины и песка, размешай и посмотри, что выйдет. 

Таких «опытов» у нас имелось достаточное количество, и обставлены они были так, что дети, выполняя их, получали прямые эффекты. 


Упражнения были рассчитаны на грамотных детей — на тех из них, которые интересовались этой стороной знаний


Опыты были описаны ясным, сжатым и точным языком, так что для грамотного ребенка читать и понимать написанное было вполне доступно. Но оказалось, что манипуляции со стаканчиками, воронками, колбочками притягивают к себе даже еще слабо читающих детей, и они просили у нас позволения поработать в «лаборатории». 

Получив это позволение, дети не моложе 6,5 лет просили товарищей прочитать указания к опыту и объяснить им, как работать. Таково было наше условие — обращаться за помощью главным образом не к нам, а к старшим товарищам. 

Дети с огромным удовольствием растворяли, мешали, распускали, отмывали, фильтровали и прочее. От них требовалась большая аккуратность в работе. 

«В химической лаборатории работают только очень аккуратные и точные люди», — сказала я им. И дети свято выполняли это правило. Эти упражнения воспитывали в детях большую сдержанность, точность действий, терпение и внимание. Они гордились тем, что занимаются «химией». 

Многие из работающих схематически зарисовывали опыты в тетрадке, а те, кто умел, записывали свои выводы, а именно:
1) песок оседает на дно,
2) глина распускается,
3) сахар растворяется и прочее.
Были и такие, которые совсем не интересовались описанными занятиями».

  (Фаусек Ю. «Опыт работы в детском саду Монтессори. 1927—1930 год»). 


Как распространяется звук 

 

Материал
Ложка, к которой привязан шнурок с двумя свободными концами. 

Описание опыта

Ребенок подносит свободные концы шнурка, к которому привязана ложка к ушам и ударяет ложкой о твердый предмет. Он слышит продолжительный звон, который передается по шнурку к ушам. 


Как обнаружить воздух вокруг нас? 

 

Материал
1. Тазик, кувшин с водой, стакан, кусочек пластилина, салфетка.
2. Стеклянная воронка, воздушный шарик.
3. Таз, кувшин с водой, стакан, соломинка, губка, кирпич, комок земли.   

Описание опыта1
Ко дну стакана прикрепляем кусочек пластилина, а к нему — сухую бумажную салфетку. Стакан опускаем горлышком вниз в тазик, наполненный на три четверти водой. Вынимаем стакан из воды и обнаруживаем, что салфетка сухая! Значит, воздух, который наполнял стакан, не дал воде замочить салфетку. 

Описание опыта 2
Ребенок надевает воздушный шарик на горлышко воронки., опускает воронку в воду и замечает, что, по мере опускания воронки, шарик надувается. Значит, воздух из воронки вышел в шарик! 

Описание опыта 3
Ребенок наливает в стакан воду и дует в нее через соломинку. На стекле появляются пузырьки воздуха. Ребенок опускает в таз губку и опять видит пузырьки воздуха на стенках таза. Они появляются и тогда, когда в воду опускают комок земли или кирпич. После каждого опыта ребенок делает записи в рабочую тетрадь или отдельный листок. 


Как очистить воду? 

 

Материал
На подносе кувшин с водой, стакан для грязной воды и песок в пакетике. 4 стакана для очистки воды разными способами. Палочка для размешивания и воронка. Марля, целлофан, вата, фильтровальная бумага. 

Описание опыта
Ребенок приносит поднос на стол. Он наливает в один из стаканов воды на три четверти и смешивает ее с песком. Теперь воду надо очистить. Для этого он вкладывает в пустые стаканы воронку сначала с ватой, потом с марлей, с целлофаном и с фильтровальной бумагой. Результаты очистки воды записывает на лист бумаги. 


Вода – растворитель 

 

Материал
На подносе стоят два стакана с метками, кувшинчик с водой, пакетики с сахаром, солью, лист для записей, лежит палочка для размешивания и чайная ложка для определения вкуса. 

Описание опыта
Ребенок приносит поднос с материалом на стол. Он наливает воду из кувшина в стаканы до метки. В первый стакан он высыпает сахар, размешивает и пробует с помощью ложечки получившийся раствор. Он сладкий. Затем ребенок делает то же самое с солью и обнаруживает, что и соль тоже растворяется в воде. Раствор получается солёный. 

Из Методических рекомендаций для педагогов к Программе «Детский сад по системе Монтессори» Изд. «Национальное образование» 2015 год

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?