Реально представить и физически ощутить строение человеческого тела
"Дети выбирают то, что им хочется, их предпочтения продиктованы внутренними потребностями психического развития. Ребенок занимается выбранным предметом сколько хочет, его поведение соответствует уровню зрелости сознания, а созревание нуждается в постоянной длительной работе. Никакой руководитель, никакой педагог не смог бы угадать внутренние потребности каждого ученика и время, необходимое для его личного созревания. Только сам ребенок открывает нам эту тайну, если он свободен". Мария Монтессори. 1916 год.
Упражнения с этими материалами дает возможность детям реально представить и физически ощутить строение человеческого тела. Для детей, которые уже умеют читать, есть возможность сопоставить зрительный образ написанного и изображенного с реальной частью человеческого тела. Дети легко и оживленно воспринимают это упражнение и в дальнейшем с удовольствием продолжают работу парами.
Цель упражнения - изучение строения человеческого тела на самом человеке. Интуитивное и осмысленное чтение, пополнение словарного запаса.
Материал
Таблички длиной в 15 см и шириной в 5 см, на которых обозначены названия частей тела человека: рука, нога, голова, шея, лицо, плечо, живот, грудь, спина, бедро и т. д.
Описание работы
Занятия проводятся с группой детей в кругу. В центр кладется коврик. Учитель предлагает детям взять себе ту или иную табличку. Одному из детей предлагается лечь на коврик, расставив руки и ноги. Дети по очереди выходят в круг и кладут свою табличку на лежащего ребенка, предварительно прочитав, что на ней обозначено. То есть они кладут табличку со словом «рука» к руке, со словом «голова» к голове и т. д.
Строение тела человека
Цель упражнения - первоначальное знакомство ребенка со строением человеческого тела. Косвенно — расширение запаса слов.
Материал
Коробка, в которой лежит кукла без одежды. К ней прилагаются наклейки, на которых написаны названия частей человеческого тела: голова, рука, локоть, грудь, спина и т. д. Описание работы Ребенок достает из коробки куклу, кладет перед собой и, прочитав одну из наклеек, прикрепляет ее к кукле. Так он делает до тех пор, пока все части ее тела не обретут свои названия.
Изучение анатомии для ребенка в этом возрасте представляет огромный интерес. Он постоянно сравнивает свои отвлеченные познания с собственным телом, своими ощущениями. Тем не менее процесс абстрагирования обязательно происходит, и ребенок с удивлением обнаруживает, что строение тела человека похоже на строение тела многих животных. Он сделает это открытие самостоятельно, если однажды в коробке рядом с куклой появится фигурка какого-то животного, например собаки, а таблички при этом останутся прежними. Он попробует приклеить их к частям тела собаки и обнаружит, что это вполне возможно.
Скелет человека
Материал. В коробке лежит маленькая модель скелета человека, которого можно приобрести в учебном коллекторе. На ней представлены основные кости человеческого скелета. Кроме того, в коробке лежат три вида карточек:
1) контрольные карты с изображением скелета и выделенных красным цветом костей,
2) карты только с картинками,
3) карты только с подписями.
Для старших детей можно сделать еще карточки с краткими описаниями частей скелета человека.
Описание работы
Сначала педагог вместе с ребенком рассматривают модель скелета человека и определяют, названия каких его частей ребенок знает. Затем на столе раскладываются горизонтально контрольные карты. Сверху над ними кладутся карты с картинками, а снизу — карты с подписями. Теперь контрольные карты переворачиваются, а все остальные смешиваются. Ребенок пробует восстановить картину на ковре. Последними он переворачивает контрольные карты, чтобы себя проверить.
Материал
Несколько контрольных карт с изображением внутренних органов человека и подписями к ним. Набор карт с изображением отдельных внутренних органов. Например: глаз, сердце, ухо, таз, череп, мозг. И карты с подписями.
Описание работы
Ребенок раскладывает контрольные карты и затем около каждой картинки кладет соответствующую карту из набора картинок. Около подписей он кладет карты с подписями. Затем контрольные карты переворачиваются тыльной стороной, а картинки или подписи смешиваются. Ребенок раскладывает подписи под картинками, проверяя себя по контрольным картам.