“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

О летних играх – дворовых и домашних 

10 июня 2024, 10:54  Просмотров: 90

Его величество песок 

 

Кому же неизвестно, что дети с удовольствием играют в песок, что он действует на них как магнит? Прежде чем они успеют осознать, что делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы. В нашем дворе тоже есть песочница. Неудивительно, когда в ней постоянно возится трехлетняя Малика, но поразительно, что и старшие мальчишки с удовольствием роются в песке. 

Конечно, игры с песком у них разные. Малика может до сорока минут подряд пересыпать песок из ведра в формочки и назад. Копать совком песок и наблюдать, как он «течёт» с совка в ведёрко – ещё одно непременное занятие. Домики и горки она строить не любит. 

А большие мальчики – определённо строители. Побрызжут песок водой и начинают строить замки и крепости. Да так аккуратно и виртуозно, что диву даёшься. Ещё они непременно выкапывают длинные рвы вокруг своих крепостей и каналы, которые тут же заполняют водой… 

 Я пыталась узнать, чем так привлекают детей игры с песком, есть даже специальный психологический метод работы с детьми с помощью песка – (Sandplay - игра с песком). 

Не собираюсь вдаваться в подробности, но оказывается, идея создания метода принадлежит, как это ни странно, знаменитому писателю Герберту Уэллсу. Воспитывая своих сыновей, он заметил, что в минуты волнения и расстройства им не хватает слов, чтобы выразить свои чувства. Их руки гораздо скорее находили средства выражения, когда дети играли в песок. Фантаст собрал для них коллекцию маленьких игрушек – своего рода словарь недостающих в языке слов. По следам детских игр вышла его книга «Игры на полу».


 Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: «Игра с песком предоставляет ребёнку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. 

Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики. Цель такой терапии – дать возможность ребёнку быть самим собой. 

Пересыпая песок в дворовой песочнице, Маликуша показывала мне, как ей важно не спеша тренировать координированные движения рук и глазомер. Как подобная деятельность концентрирует её внимание, а значит, развивает мышление. 

В такие моменты М. Монтессори предлагала взрослым набраться терпения и не прерывать работу малышей, даже если уже давно пора идти обедать или встречать папу. Психологи говорят, что песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Игра в песок – это прекрасное средство для «заботы о душе». 


Подушка на подушку – будет горочка 


Не во всяком доме можно поставить специальный спортивный комплекс, чтобы спонтанные движения детей, действительно, помогли им овладеть своим телом. И часто бывает, дети сами придумывают своеобразные снаряды для движения. Даже самых маленьких дедушки сажают к себе на колени и, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по маленьким пенечкам…» начинают подпрыгивать вместе с малышом. 

У нас в доме была маленькая книжка про Поросёнка, который придумывал всякие смешные домашние игры. То строил поезд из стульев, а то соорудил горку из обыкновенных подушек и залез на её вершину. Это была любимая книжка трехлетней Малики. 

Однажды, когда бабушка вышла из комнаты, Малика открыла книжку на картинке, где Поросёнок залез на свою горку, и решила воплотить картинку в жизнь. Она стащила с дивана четыре подушки и соорудила из них горку. 

Бабушка вошла в тот момент, когда Малика пыталась на эту горку взобраться. Думаете легко? Надо проявить немалую ловкость и координацию движений, чтобы горка под тобой не разрушилась. У Малики сначала ничего не получалось, и она строила горку заново и снова, и снова пыталась на неё залезть. Отличный спортивный снаряд! 

Конечно, вряд ли его можно считать монтессори-материалом и ставить в группу для самых маленьких, но для домашних занятий вполне подойдёт. Ведь движение для ребёнка – это жизнь. 

«В отличие от животных, – пишет М. Монтессори в книге «Впитывающий разум ребёнка», – человек столь щедро наделён мускулами, что едва ли существуют какие-то движения, которым он не может научиться. И речь здесь идёт не об укреплении мускулов, а об их координации, что не одно и то же. Дело в том, что изначально у человека все мускулы не координированы, и нервная регуляция всех движений, которым он учится, должна создаваться и совершенствоваться посредством действий, инициированных разумом. 

Другими словами, в ребёнке есть внутренняя способность осуществлять координацию, которую он сам создаёт и с самого начала её существования продолжает совершенствовать на практике. Определённо он сам является здесь одним из основных творческих факторов в её создании». 


Шахматы 


Общеизвестно, что игра в шахматы развивает интеллект, и что все великие шахматисты начинали играть в три года. Могу добавить. Это отличное занятие, которое можно поручить папе или дедушке. Мама с дочкой пусть делают бусики, а с сыном – читают книжки. Папина и дедушкина исторически сложившаяся обязанность научить ребёнка играть в шахматы. 

Первое дело в шахматной игре – правильно расставить на доске фигуры. Занятие очень похожее на выкладывание пар игрушек из «Волшебного мешочка». Папа или дедушка ставит, например, чёрного Короля на своём поле, а ребёнок – белого – на своё. Трёхлетний малыш запоминает построение ряда шахматных «парочек» примерно с третьего раза. И потом готов выстраивать фигуры до бесконечности. 

Обычно папы, вдохновлённые первым успехом, спешат научить детей, как надо «ходить» той или иной шахматной фигурой. Но им придётся набраться терпения, так как обычный ребёнок (не шахматный гений) способен выучить правила игры лишь после четырёх лет. 

Но тут вступает в силу другая трудность – маленькие дети не умеют проигрывать – обижаются, дуются, даже плачут и злятся. Опять надо терпеливо ждать. И вот к пяти-шести годам игра в шахматы становится любимым занятием. 

В нашей семье, например, все обожают шахматы. Каждый из детей играет с разным азартом, но все особенно любят играть с гостями. 

Мартин смел и безрассуден. Он берет противника напором. 

Бруно нетороплив и серьёзен. Играет одну партию, и, если проиграл, ни за что не станет отыгрываться. 

Настя. Она умеет просчитывать ходы. Она видит своей задачей сделать так, чтобы противнику некуда было ходить без потерь. Хитрая девочка! Очень редко проигрывает. Но если проиграет, только на Мартина не обижается. 

Малика пока не разрешает никому с собой играть. Она забирает коробку с шахматами в свой уголок, открывает её, аккуратно вынимает фигуры и, нежно разговаривая с каждой, расставляет по шахматному полю. 

Вряд ли, конечно, Мария Монтессори играла с детьми в шахматы. Но… Я заметила в ее амстердамской квартире на нижней полке книжного шкафа коробку с шахматами… 

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (23) 2010 г.
Фото автора

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?