Упражнения на развитие и утончение слуха
Если вернуться к утверждению, что ничто не может быть создано интеллектом, чего не было бы раньше в чувстве, то восприятие детьми мира звуков происходит через чувственное сравнение музыки и шумов, производимых любым движением, с абсолютной тишиной покоя.
Упражнения в этом сравнении способствуют утончению слуха и формируют музыкальную интуицию ребенка. Монтессори называла их упражнениями в тишине, и они являются одной из составляющих музыкального воспитания ребенка в духе ее педагогики.
Кроме того, если мы понимаем, что непременным источником звучащего мира является движение, то вторая составляющая музыкального воспитания заключается в пробуждении чувства ритма и в «поощрении к спокойным и координированным движениям тех мускулов, которые уже вибрируют в тишине неподвижности».
Дети 2—5 лет особенно нуждаются в упорядоченном ритме жизни
Пребывание ребенка в ритмическом состоянии в течение дня — есть внутренняя концентрация его внимания на собственных движениях, при которой его тело послушно ритму общей жизни, а действия согласуются с внутренними импульсами. Дети 2—5 лет особенно нуждаются в упорядоченном ритме жизни, так как переживают сенситивный период порядка.
Весь строй жизни в группе детского сада М. Монтессори остается неизменным в течение длительного времени. Свободная работа с материалом сменяется информационным кругом, который собирает детей звуками знакомой музыки, затем следует прогулка в саду, обед, сон и т. д. Постоянный ритм успокаивает ребенка и нормализует его. Поэтому специальные фронтальные музыкальные занятия, принятые в традиционном детском саду, не играют столь значительной роли.
Гораздо важнее, но и труднее воссоздать в реальной жизни ребенка, если можно так сказать, чистый звуковой фон, то есть упорядочить и ритмизировать его звуковое окружение, предоставить возможность сравнивать голос щегла с пением человека или журчанием живых детских голосов, симфоническую музыку с игрой скрипки или флейты, звуки улицы и родного дома.
Какие предметы культуры — музыкальные инструменты — могут способствовать музыкальному воспитанию детей?
М. Монтессори писала, что для этой цели более других подходят три музыкальных инструмента, которые должны иметь место в окружающей ребенка среде: арфа, барабан и колокольчики. Она полагала, что арфа пробуждает в душе ребенка мягкие и спокойные настроения, в то время как ударные инструменты способствуют ритмизации его музыкальных движений.
Позднее немецкий педагог Карл Орф разработал методику, основанную на ритмических упражнениях, и создал уникальные ударные инструменты для детей. Один из таких инструментов — ксилофон — является одновременно и мелодическим, и ударным и в этом смысле особенно важен для музыкального воспитания ребенка.
Элементарное музицирование на ксилофоне, спонтанное сочинительство и импровизация, проговаривание образов, возникающих в результате слушания, — все это составляет фонд отдельных упражнений, включенных в программу введения ребенка в мир музыки. Сам же процесс этой работы можно разделить на три вида: пассивный — когда ребенок слушает звучание инструмента, но занят другим; частично активный — когда он, слушая музыку, предается собственным мыслям и переживает момент вдохновения; и, наконец, активный, когда он берется за инструмент или требует от взрослых воспроизведения определенной музыки. Все эти три вида слухового восприятия должны присутствовать в жизни ребенка.
Музыка у входа в детский сад и шумящие цилиндры
В детском саду М. Монтессори музыка ежедневно встречает детей у входа в группу, музыка созывает их на круг или для упражнений на линии. Если к этому прибавить уроки тишины, музыкальное рисование, рефлексию музыкальных образов, элементарное музицирование — то это и будет арсенал педагогических средств, помогающих ребенку жить в мире звуков.
И все-таки есть несколько специально придуманных дидактических материалов, тренирующих слух ребенка. К ним относятся, например, шумящие цилиндры (коробочки) и звонки (колокольчики).
Две деревянные коробки. Одна с красной, другая с синей крышкой. В каждой коробке стоят по 6 цилиндров с красными и синими крышками соответственно, которые по-разному шумят при встряхивании (от самого тихого — к самому громкому). У каждого цилиндра в одной коробке есть пара по звучанию — в другой. На донышках шумящих цилиндров нанесены метки, так как найти пару одинаково шумящих не так-то легко.
Цели работы с материалом
Прямая.Найти пары одинаково шумящих цилиндров и выстроить их в ряд. Косвенная. Развитие и утончение слуха, пробуждение акустического внимания, координация движений, концентрация общего внимания, подготовка к изучению окружающего мира и к игре на музыкальном инструменте.
Презентация
Ребенок и наставница приносят на стол коробки с шумящими цилиндрами и устанавливают их на небольшом расстоянии друг от друга. Они открывают коробки и крышки кладут перед коробками. Наставница достает один из шумящих цилиндров и встряхивает его, держа большим и средним пальцами за донышко и крышечку.
Ребенок и наставница прислушиваются к шуму цилиндра. Ребенок тоже пробует вынуть из коробки цилиндр и встряхнуть его. Заметим, что цилиндр нельзя держать в кулаке, так как шум его будет искажаться. Все цилиндры вынимаются из коробок и устанавливаются на красную и синюю крышки коробок. А два из них — красный и синий — наставница ставит на стол, чтобы можно было сравнить, как они шумят.
Сначала эти цилиндры один за другим встряхивает наставница. Она делает предположение: «По-моему, они шумят по-разному! Затем их встряхивает ребенок и соглашается: «Да, они шумят по-разному». Цилиндр с синей крышкой отставляется в сторону и на его место для сравнения выставляется следующий.
Работа продолжается до тех пор, пока не будут найдены два одинаково шумящих цилиндра. Их выставляют парой между коробками. Когда ребенок привыкнет к ритуалу сравнения шумящих цилиндров, он продолжит работу самостоятельно. Окончив занятие, он установит цилиндры в соответствующие коробки и отнесет их на полку.
Контроль содержится в самом материале — сначала на слух, а потом визуально, по меткам на донышках цилиндров.
Новые слова. Можно провести трехступенчатые уроки на введение в словарь новых для ребенка слов: громкий — тихий; громкий — громче — самый громкий; тихий — тише — самый тихий; громче, чем... — тише, чем...
«Для распознавания звуков, — объясняла М. Монтессори в 1913 году, — мы применяем пиццолиеву серию свистков; для распознавания оттенков шума берутся коробочки, наполненные веществами более или менее мелкими (от песка до гальки). Шум мы производим, встряхивая коробочки...Упомяну еще серию из 6 картонных цилиндрических коробочек, заклеенных совершенно или закрытых деревянными крышечками. Если их потрясти, они производят различные звуки — от очень громкого до почти неслышного, — в зависимости от того, какое вещество внутри. Коробочек двойное количество. Первое упражнение с ними состоит в том, чтобы подобрать попарно коробочки, производящие звуки одинаковой интенсивности. Во втором упражнении ребенок сравнивает звуки друг с другом: он располагает шесть коробочек по степени силы звука — от самого громкого до самого тихого.
Это упражнение аналогично упражнению с цветными катушками, которые тоже размещаются в известной градации. Ребенок работает с коробочками за своим столиком. Учительница объясняет что делать, а потом ребенок упражняется сам; для концентрации внимания ему завязывают глаза".
Игра «Найди себе пару»
Дети стоят в кругу. Наставница раздает им шумящие цилиндры из обеих коробок и предлагает поднести к уху свой цилиндр и послушать, как он шумит. Затем она говорит:
— Попробуйте отыскать пару своему цилиндру!
Дети ходят по кругу, слушают как шумят цилиндры у других и отыскивают себе пару. «Пара» подбегает к наставнице:
— Мы нашлись!
Игра заканчивается, когда все пары цилиндров найдены и установлены в коробки.
Упражнение «Что шуршит?»
Дети сидят в кругу. Рядом с наставницей на полу платком покрыты несколько предметов: газетная бумага, целлофановый мешок, два камня, махровая салфетка, две набольшие щетки. Наставница устанавливает торжественную тишину, поднимает платок, и дети рассматривают предметы под ним. При этом наставница потирает эти предметы друг о друга, и все слышат, как, например, шуршит бумага или махровая салфетка. Затем наставница снова покрывает предметы салфеткой и под ней заставляет предметы шуршать. Дети отгадывают, что шуршит в руках у наставницы. Ее место может занять кто-то из детей, и занятие продолжится в том же духе.
Урок «Позови меня по имени»
Дети сидят в кругу или за рабочими столиками. Наставница объявляет тишину и предлагает подойти к ней того из детей, кого она назовет по имени. И она зовет, но делает это очень тихим голосом или даже шепотом. Детям приходится замереть на несколько минут, чтобы расслышать свое имя, и двигаться к наставнице на цыпочках, чтобы не нарушать тишину. Когда все соберутся около наставницы, она открывает дверь и разрешает всем шумно и врассыпную выбежать из рабочей комнаты.
М. Монтессори: «Я водворяю в классе торжественную тишину, завешивая темным окна и заставляя детей склонить голову на руки, которые они держат перед глазами. Затем я называю детей по именам одного за другим шепотом, более тихим для тех, кто поближе, и более отчетливым для сидящих подальше. Каждый ребенок во тьме ожидает слабого голоса, который позовет его, и напряженно вслушивается, готовый с восторгом броситься на таинственный и столь желанный зов...»