“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Монтессори-материалы живут даже в домашней прихожей

22 июля 2023, 15:14  Просмотров: 312

Все предметы для чистки обуви должны быть настоящими


Активность ребенка проявляется, прежде всего, в обстоятельствах обыденной жизни. Многие предметы, с которыми работает ребенок, незаметно обучаясь нехитрым житейским умениям, не надо специально изготовлять на фабрике или покупать в магазине. Их можно найти в собственной прихожей. Главное, чтобы предметы были не игрушечными, а самыми настоящими. 

К таким относятся, например, щетки и крем для чистки обуви. В корзинке или на подносе лежат различные предметы, с помощью которых ребенок может научиться чистить ботинки. Каждый из этих предметов имеет свое строгое назначение и название. 

Если в дальнейшем, в обыденной жизни ребенку придется чистить обувь как-то иначе, это не означает, что он не должен знать, как пользоваться всем этим набором. Поэтому корзинка для чистки обуви стоит именно на одной из полок в рабочей комнате, а не в прихожей под вешалкой. 


Что лежит в корзинке для презентации?


Для презентации корзинки для чистки обуви в нее складывают: жесткую щетку для очищения ботинок от дорожной грязи; маленькая щеточка для намазывания их обувным кремом; сам обувной крем (лучше бесцветный) в коробочке или в тюбике; мягкая щетка для чистки ботинок и бархотка для наведения блеска. 

Для презентации понадобится еще фартук, небольшая клеенка и старая бумажная салфетка. Разумеется, еще нужны детские ботиночки, которые наставница и ребенок будут чистить. 


Попробуем в этом свете сформулировать прямые и косвенные цели работы с Корзинкой для чистки обуви  


Прямая цель: ребенок учится самостоятельно чистить ботинки. 
Косвенная цель: движение по пути независимости, координация движений, развитие мелкой моторики, концентрация внимания, аккуратность. 

Презентация и упражнения 


Ребенок берет с полки корзинку с материалом для чистки обуви и ставит ее на пол. Наставница: 
 – Сначала я покажу тебе. как чистят ботинки, а потом ты сам попробуешь это сделать. Давай наденем фартуки, закатаем рукава и расстелем на полу клеенку и бумажную салфетку.
Они делают все это вместе с ребенком. 

На клеенку справа вверху ставят ботинки. На бумагу раскладывают предметы из корзинки в следующем порядке. Слева сверху вниз лежат: жесткая щетка для очищения ботинок от дорожной грязи; коробочка или тюбик с обувным кремом; маленькая щетка для намазывания ботинка кремом; щетка для полировки ботинка; бархотка для наведения блеска. Корзинка отставляется вверх, вправо. 

Наставница берет один из башмачков и, «надев» его на левую руку, правой, взяв жесткую щетку, сметает грязь с подошвы и с ранта. Лучше не отрывать каблучок ботинка от пола, иначе грязь будет разлетаться в стороны. 

Затем наставница оставляет ботинок, берет коробочку или тюбик с кремом, открывает крышечку и набирает крем на маленькую щетку. Она снова «надевает» ботинок на левую руку и щеточкой намазывает на него обувной крем. Можно подождать несколько секунд, чтобы крем подсох. После этого можно взять мягкую щетку и отполировать ей ботинок, а затем бархоткой начистить до блеска. 

Когда работа закончена, наставница предлагает ребенку сравнить чистый и грязный ботинок.
 – Второй ботинок ты можешь сделать таким же красивым и чистым сам, – говорит она ребенку. И ребенок продолжает работу самостоятельно. 

Наконец оба ботинка начищены до блеска, все щеточки, бархотки и крем укладываются в корзину. Грязная салфетка аккуратно складывается к центру и выбрасывается в мусорное ведро. Фартуки снимаются, а корзинка ставится на полку. 


 Наблюдение за работой ребенка 


 «Природа устроила так, – пишет М. Монтессори в работе "Разум ребенка", – что всякое живое существо стремится к независимости: каждый организм действует самостоятельно, и даже в этом ребенок подчиняется общему плану природы. Завоевывая свободу, он выполняет первое жизненное правило природы. Как именно ребенок обретает независимость? Через постоянные усилия. Единственное, что невозможно сделать на жизненном пути, это остановиться и замереть. Независимость не может быть статичной, она все время требует действий. Непрерывная работа дает человеку не только освобождение, но и силы для самоусовершенствования. 

Первый инстинкт ребенка – действовать самостоятельно, без помощи окружающих, поэтому его первый сознательный шаг к обретению независимости – защититься от тех, кто пытается ему помочь. Чтобы быть самостоятельным, ему все время приходится предпринимать большие усилия. 

Свою независимость – телесную и духовную – ребенок ищет в труде. Его не волнует, что знают другие, он хочет до всего дойти сам, хочет самостоятельно познать мир. Мы должны ясно понять, что предоставляя ребенку свободу и независимость, мы даем свободу трудоголику, который живет только своей работой, только своей активностью». 

Пятилетняя Настя и семилетний Мартин с удовольствием согласились показать, как они чистят свои ботинки. По всем правилам. Они притащили из домашней прихожей корзинку с необходимыми предметами, и Мартин принес свои ботинки. Конечно, они были чистые, но просьба была именно показать, как правильно чистят обувь. 

Сначала приступил к делу Мартин. Он даже не забыл надеть на себя фартук. И все у него хорошо сладилось, так как он помнил с раннего детства последовательность действий при чистке обуви. Я отметила, сколь серьезным и даже напряженным было его лицо. Видно было, что рука вполне слушается указаниям мозга. 

Мартин спокойно и сосредоточено выполнил все действия. Но и Насте не терпелось показать свое умение. Она так торопилась начать, что забыла про фартук. Я не стала ее отвлекать. Настя работала левой рукой, но от этого презентация ни коем образом не изменилась. Точно так же сверху вниз и слева она положила щетки и крем для обуви, но чистить ботинки стала левой рукой, вставив правую руку в свой ботинок. 

 Было ясно, что пяти-шести-летние дети легко справляются с этой работой. Руки слушаются их замечательно. Впрочем, в прежние годы я много раз наблюдала и у младших детей интерес к чистке обуви. Начиная буквально с трех лет малыши выполняют эту работу с большим энтузиазмом и очень серьезно.

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?