Вы можете сделать и самодельную рамку с кнопками
Квадратная рамка с двумя половинками ткани, застегнутых по центру с помощью кнопок. В Институте Детства педагогического университета им. Герцена хранятся старинные монтессори-материалы, привезенные Юлией Ивановной Фаусек из Германии в начале прошлого века. Там есть и рамка с кнопками - "автоматическими пуговицами" - одно из новейших изобретений того времени.
Вы можете сделать и самодельную рамку с кнопками. Вырежьте из картона рамку с широкими краями. Пришейте справа и слева половинки цветной ткани. На одной половинке ткани прорежьте и обметайте вертикальные петли, а на другую вставьте кнопки. Рамка готова! Но использовать ее можно только в домашних условиях, так как она совсем не прочная и легко может сломаться.
Попробуем сформулировать прямые и косвенные цели автодидактического материала Рамка с кнопками
Прямая цель. Расстегнуть и застегнуть кнопки на половинках ткани деревянной рамки. Жизненно необходимый навык. Самостоятельность, концентрация внимания, тренировка пальцев рук, координация движений, аккуратность, последовательность действий.
Косвенные цели. Жизненно необходимый навык. Самостоятельность, концентрация внимания, тренировка пальцев рук, координация движений, аккуратность, последовательность действий.
Презентация и упражнения
Наставница и ребенок приносят и кладут перед собой рамку с кнопками, так, чтобы ребенку хорошо было видно и саму кнопку и ее основание. «Я покажу тебе, как застегивают и расстегивают кнопки», – говорит наставница. Она начинает работу с верхней, расстегивая ее, и придерживая ткань около основания кнопки.
Уголок верхней половинки ткани всегда откидывается, чтобы показать, что кнопка уже расстегнута. После второй-третьей кнопки ребенок расстегивает кнопки самостоятельно. Когда эта работа закончена, обе половинки ткани откидываются в стороны, а потом вновь соединяются, чтобы ребенок увидел и обратный процесс, то есть, увидел, а потом и попробовал сам, застегивать кнопки.
Итак, наставница начинает застегивать кнопки, как обычно, сверху вниз шаг за шагом. Ребенку нравится, что после каждой застегнутой кнопки он слышит негромкий щелчок, означающий, что она застегнута. И после второй или третьей кнопки, он повторяет движения наставницы самостоятельно.
Долой мученья с кнопками, если они вызывают у детей лишь отрицательную мотивацию к овладению навыком!
Часто можно услышать, что процесс работы с рамками заметно отличается от настоящего застегивания и расстегивания одежды. Тогда не лучше ли детям тренироваться на настоящих ботинках или платьицах? Наблюдения за жизнью детей показывают, что для них гораздо увлекательнее и значимее не прямое обучение, а опосредованное. То есть, долой мученья с кнопками если они вызывают у детей лишь отрицательную мотивацию к овладению навыком! А в работе с отвлеченным предметом – рамкой с кнопками, где после презентации наставницы все кажется удивительно простым, ребенок без принуждения и, наоборот, с энтузиазмом овладевает этим необходимым в обыденной жизни навыком. Застегивая курточку с помощью кнопок, ребенок, вернее всего, не повторяет до мелочей всех движений работы с рамкой, а делает это как-то по-своему. Но уже натренированные пальцы почти рефлекторно и ловко управляются с работой.
Новые слова: кнопки, отверстие, щелчок, застегнуть, расстегнуть.
Возраст: С 2,5 – 3-х лет.
Наблюдение детей в процессе их работы
Материал Рамка с кнопками предназначен для самостоятельной работы детей 3 - 4-х лет во время свободной работы в группе для детей от 3-х до 6 лет или дома, если родители изготовили такую рамку для своего ребенка.
Материал обычно лежит на низкой полке так, чтобы ребенок мог сам его выбрать из других и перенести на рабочий стол или на коврик.
Самостоятельный выбор материала сопровождается серьезным настроем на работу с ним. Ребенок сразу приступает к делу, положив перед собой рамку. Если ему требуется презентация, наставница садится на маленький стульчик рядом с ребенком справа. Рамка должна лежать в центре стола, как бы между наставницей и ребенком, и они вмести составляют своеобразный треугольник, помогающий ребенку сосредоточиться, сконцентрироваться на работе с рамкой.
Хотелось бы напомнить, что в классе Монтессори мебель подобрана по росту детей, рабочие коврики одноцветные и имеют длину не меньше 1 метра и ширину не меньше 50 см. Работа носит индивидуальный характер, поэтому рабочие коврики или столики являются автономной территорией ребенка, нарушать которую можно только с его разрешения.
Презентация материала дается лишь один раз, когда ребенок впервые берет материал. В дальнейшем взрослый помогает малышу по его просьбе. Обычно наставницы договариваются с детьми, что эта просьба будет выражена поднятием руки, а не громким зовом, который может помешать в работе другим.
Наблюдение за работой ребенка ведется, можно сказать, произвольно. Наставница записывает в свой блокнот лишь несколько важных фраз.
Настя Ш. 15 июля 2007 года, 4 года и 10 месяцев.
Девочка леворукая. Выбрала рамку с кнопками по совету взрослого. Получила презентацию работы с рамкой. Бабушка показывала ей, как работать с рамкой, как она делала бы это с праворуким ребенком. Настя решила работать самостоятельно и повернула рамку так, как ей это было удобно. Начала работу, как и положено с верхней кнопки. Но она оказалась слишком жесткой и не сразу поддалась девочке. Ей трудно было удержать рамку на столе, и она периодически поднимала ее над столом.
Когда кнопки были расстегнуты, Настя сразу же решила их застегивать. Это занятие ей понравилось гораздо больше. Она радовалась, когда после застегивания каждой кнопки раздавался щелчок. Он-то и подгонял девочку, как бы приглашая ее застегнуть следующую и следующую кнопку. Словом, девочка справилась с работой легко и весело.