“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

О счастье быть самостоятельным в простых житейских делах 

23 марта 2024, 15:23  Просмотров: 114

Как Мария Монтессори понимала самостоятельность ребенка? 

 

Перед вами страницы книги «Дом ребенка. Метод научной педагогики». «Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны вырабатывать его самостоятельность. Маленькие дети начинают требовать самостоятельности уже с момента отнятия материнской от груди. 

Знатный барин, у которого слишком много слуг, не только впадает все в большую зависимость от них, но делается в конце концов их истинным рабом. Его мышцы слабеют от бездеятельности и утрачивают свою природную способность к работе. Ум человека, который не трудится над удовлетворением своих нужд, но требует их удовлетворения от других, становится тяжелым и неповоротливым. Если такой человек когда-нибудь прозреет и, сознав свое жалкое состояние, пожелает вернуть себе самостоятельность, он убедится, что у него не осталось для этого сил. 

Вот о каких опасностях должны думать родители, если желают, чтобы их дети самостоятельно и по праву пользовались преимуществами, принадлежащими им. Излишняя помощь есть несомненное препятствие развитию природных сил. 

Пагуба раболепства и зависимости состоит не только в бесполезном «прожигании жизни», культивирующем беспомощность, но и в развитии индивидуальных черт, слишком ясно свидетельствующих об извращении нормальной человеческой натуры. Я имею в виду властность, деспотизм, примеры которого нам слишком хорошо известны. 

Деспотизм развивается рука об руку с беспомощностью. Он внешний признак душевного состояния того, кто существует трудом других людей. Слишком часто хозяин является тираном своего слуги. Деспотизм — дух надсмотрщика, поставленного над рабом. 

Представим себе умного и искусного работника, не только способного сделать много превосходной работы, но и, умеющего руководить мастерской, в которой он работает и направлять общую деятельность. 
Человек, господствующий над своей средой, будет улыбаться в тот момент, когда другие предаются гневу, и обнаружит огромное самообладание, которое является следствием сознания своего превосходства. 

Но нас ничуть не удивит, если мы узнаем, что у себя дома этот искусный рабочий бранит жену за то, что суп невкусен или не подан в назначенный час. 

Дома он перестал быть искусным работником; здесь искусный работник — его жена, готовящая ему обед. Он благодушный и невозмутимый там, где силен своей работой, и деспот, где служат ему. Быть может, если бы он умел стряпать суп, он был бы милейшим человеком! 

Человек, собственными силами выполняющий все работы, побеждает себя, тем самым умножая свои способности и совершенствуясь, как личность. Из юного поколения мы призваны создать сильных людей, а сильными людьми мы называем людей самостоятельных и свободных. 


Чистка металлических предметов 

 

Материал      

Матерчатый фартук; в коробке или корзинке лежат: небольшая клееночка-подстилка, баночка с кремом для чистки металлов, маленькие тряпочки или шарики ваты в коробочке, маленькая мусорница, бархотка для полировки, металлические предметы для чистки (медная тарелка, ложка, стакан, кольцо для салфетки и пр.). 

Цели 

Прямая: ребенок должен вычистить и отполировать металлические предметы. Косвенная: развитие самостоятельности, умения заботиться об окружающей среде, развитие последовательности действий, координация мелких движений руки, концентрация внимания, тренировка пальцев, подготовка руки к письму. 

Презентация 

Педагог вместе с ребенком приносят корзинку с материалом на рабочий стол и раскладывают предметы следующим образом. Слева направо они ставят баночку с бесцветным кремом, коробочку с шариками ваты, мусорницу, бархотку. Затем ребенок надевает фартук, закатывает рукава и расстилает на столе маленькую клееночку-подстилку. 

Педагог предлагает ребенку выбрать предмет для полировки и показывает, как чистят и полируют металл. Она открывает баночку с кремом, набирает его на ватный шарик и намазывает металлический предмет мелкими круговыми движениями. Грязный шарик кладется в мусорницу. Затем предмет несколько минут подсыхает, и только после этого его можно полировать бархоткой. 

Лучше, если педагог отполирует только половину металлического предмета, чтобы ребенок мог сравнить обе части и самостоятельно вычистить, отполировать вторую половину. 

Когда работа закончена, коробочка с кремом закрывается, мусорница очищается, клеенка и фартук складываются, все предметы складываются в корзинку и относятся на место. После работы и педагог, и ребенок не забывают помыть руки. 

Новые слова: названия металлических предметов, крем, полировать, чистить, блестеть. 


Вбивание гвоздей 

 

Материал 

Круглый срез дерева (березы или сосны); коробочка с гвоздями разной величины, не слишком тяжелый молоток (настоящий, а не игрушечный!); плоскогубцы (тоже настоящие). 

Цели 

Прямая: научиться вбивать гвозди. Косвенная: развитие самостоятельности, концентрация внимания, координации движений руки, тренировка мускулатуры руки, развитие глазомера. 

Презентация

Деревянный срез или лесной пенек стоит среди других материалов для развития навыков самообслуживания. Обычно это одно из излюбленных рабочих мест мальчиков. Когда ребенок в первый раз берет в руки молоток и гвоздь, педагог показывает ему, как этот гвоздь с помощью молотка вбивают в дерево. Молоток держат в правой руке, а гвоздь — в левой (сначала берут гвоздь с самой широкой шляпкой). Острым концом гвоздя намечают дырочку и крепко придерживают гвоздь у основания. Не слишком высоко поднимая молоток, прицеливаются и ударяют молотком по шляпке гвоздя. Затем несколько раз повторяют движение, пока шляпка не окажется у самой поверхности деревянного среза. 

Далее педагог показывает ребенку, как с помощью плоскогубцев гвоздь можно вытащить назад. Если гвозди во время работы погнулись, их надо отложить и в дальнейшем заменить прямыми. 

Новые слова

Молоток, гвоздь, плоскогубцы, прибивать, колотить, вбивать. 

Цитаты из книги Марии Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики» и Елены Хилтунен «Методические рекомендации к программе «Детский сад по системе Монтессори», изд. «Национальное образование», 2015 год.

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?