Цветные таблички. Третья коробка
Деревянная коробка с 9 отделениями, в каждом из которых лежат серии по 7 табличек одного какого-то цвета, но разных оттенков: от темного — к светлому. Серии табличек имеют следующие цвета: красный, синий, желтый, лиловый, фиолетовый, оранжевый, зеленый, коричневый, серый.
Цели работы с материалом
Прямая: выстроить сериационный ряд табличек одного цвета, но разных оттенков (от темного к светлому).
Косвенная: развитие цветового восприятия, утончение зрения, различение оттенков одного цвета, умение выстроить сериационный ряд, сравнение и анализ, концентрация внимания, координация движений, подготовка к углубленному изучению окружающего мира, к художественному творчеству.
Презентация
Ребенок и педагог приносят на рабочий коврик третью коробку с цветными табличками, открывают ее и несколько секунд любуются набором разноцветных табличек. Затем педагог спрашивает: «Какой цвет тебе нравится больше других?» «Синий!» «Давай будем вынимать из коробки синие таблички и класть их на ковер!»
Когда эта работа выполнена, крышка коробки закрывается, а саму коробку отставляют в левый верхний угол. Педагог берет за кант самую темную синюю табличку и устанавливает в центре ковра горизонтально. «Мы будем строить ряд табличек сверху вниз от самой темной к самой светлой».
Она выбирает из оставшихся и лежащих в беспорядке на ковре табличек наиболее темную и приставляет ее к уже лежащей в центре самой темной табличке. Педагог продолжает работу на глазах у ребенка, пока не поставит на место последнюю самую светлую табличку.
При презентации можно строить сериационный ряд и слева направо. В этом случае надо, чтобы белый кант таблички располагался горизонтально — так легче сравнивать оттенки цвета. Надо сказать, что это довольно сложная работа, так как соседние таблички очень мало отличаются по тону. Если ребенку трудно работать со всеми семью табличками, можно начать с трех-четырех, отличающихся сильнее.
Сразу после презентации можно предложить ребенку самостоятельно под наблюдением педагога выстроить оттеночный ряд цветных табличек. Педагог может сама назвать свой любимый цвет, и ребенок с удовольствием возьмется за работу, отыскав таблички этого цвета в коробке.
Контроль ошибок в этом материале визуальный. Новые слова. Словарный запас ребенка пополняется с помощью трехступенчатого урока на освоение слов: темный — светлый, самый темный - самый светлый, темнее — светлее, темнее чем — светлее чем.
Упражнения
Дети любят строить оттеночные ряды различных цветов. Они выкладывают из них лучи «солнышка», «дорожки», «змейки». Специально для упражнений сделана коробка 4 с парами оттеночных табличек. В этой коробке 8 ячеек, в каждой из которых лежат по 4 пары табличек одного из следующих цветов: красного, синего, желтого, зеленого, коричневого, серого‚ фиолетового и малинового. Ребенок упражняется и в составлении пар, и в построении оттеночных рядов.
Коллективная игра в наименование цветов и их оттенков, в которую играли дети первого Дома ребенка в Милане почти 100 лет назад
«Директриса отделяет таблички с бледными оттенками и раздает их со словами: «Теперь я раздам бледные цвета», причем, требует от детей громкого названия краски. Затем говорит: «Инессе я дам...» и т. п. Затем таким же образом она раздает яркие краски. Разница та, что бледные краски прижимаются к груди левой рукой, а яркие краски — правой.
После этого директриса опять садится посреди зала и говорит: «Бледные краски, ступайте ко мне!» А когда дети станут перед ней, она у каждого спрашивает: какая?» Ребенок кланяется и громким голосом, почти крича, отчетливо произносит название краски: «Я — розовая!» или «Я — лазоревая!»
Директриса выстраивает их в линию в одну сторону и ту же процедуру повторяет с яркими красками. Когда дети станут двумя рядами директриса командует: «Поклонитесь!» и дети кланяются. Потом она командует: «Перемешайте все цвета!» И, дав детям повертеться, она говорит: «Краски! Разыщите каждая свою бледную, и возьмите ее за руку». Дети отыскивают друг друга и становятся по два ряда, взявшись за руки.
Директриса делает смотр шеренги и каждый из детей, проходя мимо нее должен поднять вверх руку, в которой держит краску и прокричать ее название» (Монтессори М., «Дом ребенка. Метод научной педагогики», 1913).