“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Вот как надо наблюдать детей, штрихующих с помощью рамок и вкладок Монтессори

5 октября 2023, 17:25  Просмотров: 116

Рисунки детей по геометрическим вкладкам в 1925–1930 годах


Геометрические вкладки, предназначенные для штриховки, как косвенной подготовки к письму, используются детьми (при условии предоставления им достаточной свободы упражнений), так же как средство для артистического рисования, составления часто сложных и художественных орнаментов.

Для облегчения этой задачи детям, кроме обычных крупных вкладок Монтессори, предоставлялись такие же точно мелкие круги – в 6,5 и 3, мелкие квадраты, треугольники, ромб, трапеция, пятиугольник, шестиугольник, эллипс, звездочка, сферический треугольник.

В составлении подобных орнаментов у детей уже не играет роли случайность, как это бывает в первоначальных упражнениях в штриховке, когда ребенок накладывает одну вкладку на другую или повертывает одну и ту же вкладку в различных направлениях и в результате получает ту или иную комбинацию (см. альбом № табл. 2 – комбинация из двух треугольников, табл.4 – комбинация из двух кругов, табл. 7 – комбинация из двух квадратов).

Ребенок выбирает из многих геометрических вкладок две, три или больше фигур и из них составляет орнамент; он пробует их на бумаге, отбрасывает или прибавляет ту или иную фигуру, и, остановившись на определенной комбинации, принимается за работу.


Почему ты выбрал именно эту фигуру?


Часто мы видим, как ребенок решительно подходит к вкладкам и без колебаний берет фигуры. На вопрос, почему он выбрал эти фигуры, а не другие, он говорит: «я так придумал, я знаю, что из них выйдет». У ребенка сложился в уме определенный образ, он точно видит его перед собой и, взяв необходимые фигуры, воспроизводит на бумаге, прибавляя иногда различные детали просто от руки.

Окончив работу, ребенок может «прочитать» свой орнамент, то есть рассказать, из каких элементов (геометрических фигур) он его составил. Например (Табл.2 – орнамент составлен из квадрата и маленького круга – 3 см в диаметре, табл. 5 – из двух больших и двух маленьких квадратов, табл. 6 и 7 – из двух больших квадратов и маленького восьмиугольника, Табл. 13 – из двух больших квадратов, двух маленьких ромбов и маленького круга, табл. 27 – из двух больших квадратов и двух маленьких сферических треугольников и т.д.)


В такой работе ребенок производит, следовательно, синтез (составление орнамента) и анализ («чтение» орнамента)


Ребенок может также «читать» не только свои орнаменты, но и составленные другими детьми, а также часто очень сложные орнаменты на стенках и решетках.

Примером этого могут служить три рисунка на табл. 22 и 23: трое детей, гуляя в Михайловском саду, обратили внимание на решетку одного из мостиков. Они долго рассматривали одну из частей сложного орнамента, состоявшего из круга, шестиугольника со вправленной в него розеткой и маленького круга с шестью полу эллипсоидами. Они смотрели на него не только глазами, но и трогали руками, обводя пальцами детали орнамента.

Придя в детский сад, одна из девочек Ася Т. (7 лет) принялась за работу: она взяла шестиугольник, разделила его на шесть частей и врисовала в него розетку из шести лепестков, в середину поместила круг, разделенный на шесть частей, и все это вписала в круг. Мальчик Витя Т. (6 лет) начал с круга, девочка Оля Г. (7 лет) подражала Асе. Таблицы. 24, 25, 26, 27 показывают разработку геометрических фигур, как элементы украшений.

Цитата из наблюдений Юлии Ивановны Фаусек в Альбомах штриховок детей ее детского сада в 1926 - 1930 году. Предоставлено Музеем Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?