Лаборатория природы начинается с дидактического материала в классе
В хаотическое стремление ребенка осваивать окружающую его природу Мария Монтессори вносит порядок, но не прямым, а косвенным путем, через работу с дидактическим материалом. Ученый приносит в свою лабораторию самую крохотную частичку природы и изучает ее с готовыми к этой работе средствами. У каждого ребенка в классе Монтессори есть СВОЁ растение в горшочке. Ребенок ухаживает за ним и учится наблюдать все проявления, происходящие с ним, а позже видеть их и в мире большой природы.
Комод с двумя подносами, на каждом из которых лежат рамки и вкладыши с листьями основных деревьев произрастающих в природной зоне места жительства ребенка. Для детей, делающих первые шаги в чтении, к комоду прилагаются карточки гербария и отдельно подписи к листьям этого гербария.
Цели работы с ботаническим комодом
Прямая. Вставить листья-вкладыши в рамки комода. Сопоставить карточки с названиями листьев и карточки-подписи к ним.
Косвенная. Знакомство с очертаниями листьев деревьев, произрастающих в местности, где живет ребенок. Пополнение словарного запаса. Утончение Тактильного и зрительного восприятия. Координация движений руки.
Презентация
Ребенок приносит на стол или на рабочий коврик один из подносов Ботанического комода.
1 часть.
Наставница проводит трехступенчатый урок на названия тех или иных листьев-вкладышей:
- Это - лист клёна, это - лист березы, это лист дуба.
- Обведи лист клёна...
- Это какой лист?
-...
Затем ребенок вкладывает листья в соответствующие рамки подноса.
2 часть. Ребенок раскладывает на столе или на ковре листья гербария, прочитывает слова-названия и "подписывает" каждый лист. 3 часть. Ребенок обводит на листке бумаги и штрихует листья цветными карандашами. Он может так же с помощью наставницы или родителей создать свой гербарий из засушенных листьев.
Часто к деревянному комоду прикладывается еще набор карточек с листьями, обведенными линиями разной толщины. Ребенок может сопоставить деревянную вкладку-лист с таким же изображением на бумаге. Это поможет ему в дальнейшем легко рисовать листья растений карандашом.
Старшие дети, изучив очертания листьев различных растений, могут группировать их по классам растений. Для этого можно приготовить специальные таблицы. А педагогу самой заняться изучением ботаники, чтобы презентовать эти таблицы детям.
Как сделать простой гербарий
(для детей от 5 лет)
Материал. Несколько рамок и вкладышей геометрического комода с листьями деревьев, и трав, которые растут в вашем дворе. Например, вкладки березы, рябины, клена, иголок сосны, а так же вкладку листьев каких-нибудь трав.
Если нет биологического комода, можно заранее заламинировать разные листья и сложить прозрачные карточки в конверт, который и предложить ребенку для работы.
Хорошо, если у вас найдется лупа. Для создания гербария ребенку понадобятся еще ножницы, прозрачная клейкая лента и плотный лист бумаги (можно цветной). Рядом с рабочим столом можно поставить коробку для мусора, а чтобы собрать растения для гербария, понадобится небольшая корзинка.
Наставница вручает ребенку корзинку и предлагает положить в нее несколько вкладок из геометрического комода. Если ребенок еще не гуляет самостоятельно, она идет вместе с ним (или с двумя-тремя детьми) во двор и помогает отыскать деревья и травы соответствующих растений.
Наставница называет эти растения. Дети сравнивают листочки с вкладками геометрического комода, аккуратно срезают нужные ножницами и складывают в корзинку. Затем они возвращаются в комнату.
Наставница кладет перед детьми листки плотной бумаги и предлагает выбрать листья, которые войдут в их гербарий. Дети рассматривают листья в лупу, ощупывают их, вспоминают названия растений. Затем они расправляют их и укладывают красиво на листе бумаги.
С помощью прозрачной клейкой ленты дети приклеивают листья в свой гербарий. А затем берут карандаш или ручку и подписывают, какому растению эти листья принадлежат.
Когда гербарий готов, его вкладывают в прозрачный файл-пакетик и закрепляют в именную папку.