“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Как отличить друг от друга семена растений?

9 июля 2023, 11:36  Просмотров: 167

Семена на ладони и в прозрачном мешочке


Самой удивительной для ребенка историей кажется история с семенами. Вот маленькое семечко, такое крошечное, что на ладошке еле видно. И вдруг - раз и прорастает оно, появляется зеленый росток, а из него целая большая травинка! И вот что интересно: все это происходит с любым семечком: желтеньким и плоским огурца, кругленьким оранжевым помидора или черненьким семечком капусты. Но осенью обнаруживается, что это были семена совсем непохожих растений, и они дали совсем разные плоды. Прежде чем сажать семена в землю, научимся различать их сорта.

Материал «Семена», о котором пойдет речь, выставляется на полку в классе Монтессори ранней весной, когда люди начинают доставать из кладовок коробочки с собранными прошлой осенью семенами цветов и овощей и проращивать их для посадок. Из каких семян что вырастит? Как отличить семена друг от друга, чтобы не посадить на клумбу семена морковки, а на грядку в огороде – семена садовых ромашек? 

Материал "Семена овощей" рассчитан на детей, которые еще не умеют читать. В нем только картинки и «живые» семена, которыми можно наполнить маленькие баночки или прозрачные пакетики. 4-х – 5 летние дети, уже умеющие зрительно сравнивать и сопоставлять предметы, с энтузиазмом будут сравнивать семена разных растений, и определять их названия. 

Коробка, в которой лежат: три широких картонных полоски рабочих карт белого цвета; 5 контрольных карточек с изображением плодов овощей и их семян; 5 баночек или пакетиков с семенами; 5 маленьких карточек с изображением плодов соответствующих овощей. Обратная сторона всех карточек выкрашена в зеленый цвет – цветовой код растений. Все карточки имеют зеленую кайму и связаны резинками. 


Изготавливаем материал Семена 

 

Итак, приступим к изготовлению материала "Семена овощей". Если Вы  нашли в старых журналах изображение овощей, надо вырезать эти картинки и наклеить на зеленый картон. В других журналах попытайтесь найти изображения тех же овощей, только в уменьшенном размере. Можно воспользоваться картинками на пакетах семян, которые вы приобрели заранее для изготовления этого материала. 

Наклеиваем на картон или ламинируем белые полоски рабочих карт. Вырезаем контрольные карточки с изображением овощей и их семян и маленькие карточки-подписи. Каждую карточку ламинируем или приклеиваем на картон и вырезаем еще раз. Аккуратно собираем материал в картонную коробку. Карточки скрепляем резинками. 

Если Вы хотите поставить материал в детскую группу Монтессори, коробку лучше обклеить тканью или плотной бумагой. Желательно, чтобы у коробки была легко съемная крышка с надписью названия материала. Можно заказать в мастерской или на фабрике монтессори-материалов деревянную коробку размером примерно 48х25 см.  

При ламинировании карточек старайтесь, чтобы пленка для ламината была максимально плотной. Острые углы на всех – и больших, и маленьких – картах следует округлить для безопасности работы детей с материалом. 

Если Вы хотите самостоятельно подобрать картинки к карточкам, стремитесь, чтобы они были выполнены на белом фоне. Лучше использовать фотографии овощей или реалистичные рисунки. Стилизованные изображения для материалов созданных в духе монтессори-педагогики не годятся! 

Не забудьте, что цветовой код всех материалов Монтессори, рассказывающих о мире растений – ЗЕЛЕНЫЙ. Значит, все карточки должны иметь зеленую кайму. 


Определяем цели работы ребенка с материалом Семена


Не только сама Мария Монтессори, но и любая работающая в монтессори-группе наставница может подтвердить, что вслед за кратковременным освоением нового для малыша пространства монтессори-группы, наполненного многочисленными коробочками и баночками, идет спонтанный выбор того или иного предмета окружающей среды (материала) и затем сосредоточенная работа малыша с этим предметом в режиме постоянных повторных действий, которые и дают ребенку толчок к внутреннему развитию. 

«Вероятно, – говорит М. Монтессори, – внутреннее чувствование этого развития привлекает ребенка к удовольствию от упражнения, к постоянной и длительной работе. Подобно тому, как жаждущему недостаточно только видеть или испробовать воду, но нужно пить ее до полного насыщения, так и в этом роде психического голода и жажды недостаточно «беглого взгляда на вещи» или «почувствовать их описания». Необходимо владеть ими и употреблять их до тех пор, пока это необходимо его внутренней жизни» (Цитата взята из работы Ю.И. Фаусек «О внимании у маленьких детей»). Становится понятным, какую важную роль играют повторяющиеся действия ребенка с разнообразными предметами (материалами) окружающей его среды. 

Работу Юлии Ивановны Фаусек «О внимании у маленьких» Вы можете прочитать в книге «Юлия Фаусек. Педагогика Марии Монтессори», издательство «Генезис» 2007 год.  

Если мы научимся видеть предмет концентрированной работы ребенка, нам легко будет определить прямую цель этой работы - как бы сформулировать за него, чего он хочет добиться. Но тут окажется, что эта цель ребенка не совпадает с тем, что мы, взрослые, задумывали, создавая дидактический материал. Ничего удивительного в этом нет. Просто всех "наших" целей малыш достигает незаметно для себя! Но мы, вглядываясь в работу ребенка, можем увидеть по его сосредоточенному личику, положению тела, настроению, энтузиазму достигает ли он этих косвенных целей. 

Возвращаясь к материалу «Семена», который мы сегодня обсуждаем, попробуем сформулировать прямую и косвенную цели работы с ним. 

Прямая. Разложить пакетики с семенами соответственно картинкам на карточках. 

Косвенная. Знакомство с основами ботаники. Практический навык распознавания семян растений. Концентрация внимания. Сравнение, распределение и анализ. Упорядочивание сознания. Утончение зрительной памяти. 


Презентация работы с коробкой материала Семена

 

Прежде всего, разложим на столе или на рабочем коврике белые картонные полоски рабочих карт. Затем освободим от резинки контрольные карточки с изображений овощей и их семян и аккуратно разместим их на средней рабочей полоске. Ребенок рассматривает контрольные карточки и называет все изображенные на них овощи. Вместе с наставницей они разглядывают и изображения семян овощей. 

Наставница предлагает ребенку взять мешочки с семенами и разложить их на нижней полоске соответственно изображениям на контрольной карте. Ребенок визуально сравнивает семена с контрольным изображением и заполняет нижнюю рабочую карту. Теперь можно разложить и изображения овощей. 

Ребенок действует методом визуального сравнения картинок – очень простая для него работа. Таким образом, заполняется и верхняя рабочая карта. Не забудем, что цель ребенка научиться различать семена овощей. Поэтому ему предстоит разложить семена без опоры на контрольные карты. 

Наставница перевертывает контрольные карточки, перемешивает карточки с изображением овощей и переставляет белую рабочую карту вниз. Ребенок раскладывает картинки-подписи под мешочками с семенами. 

Теперь необходимо проверить, точно ли разложены картинки-подписи. Для этого ребенок пользуется контрольными карточками. Обычно детям очень нравится переворачивать их и обнаруживать, что не ошиблись, раскладывая материал. 


Упражнения с этим материалам заключаются в повторной работе с ним


Если ребенок не чувствует себя уверенно в распознавании семян, он, обычно еще и еще раз берет с полки коробку с ним. Детям предлагается зарисовать овощи и их семена в рабочую тетрадь. Можно заменить прозрачные пакетики стаканчиками, наполненными семенами и предложить ребенку назвать, каким овощам они принадлежат. 

Отвечаем на детские вопросы 


Детский тест о семенах 

А. Готовы ли вы ответить на вопросы детей 4 – 5 лет?
1. У моркови где семена?

  • На самой морковке
  • У нее нет семян.
  • На месте отцветших цветов.
  • Другой ответ.

2. Луковица – это корень?

  • Да
  • Нет
  • Такой особенный цветок.
  • Другой ответ 

3. Все овощи съедобны?

  • Да
  • Нет
  • Другой ответ 

Б. Готовы ли вы ответить на вопросы детей 5 - 6 лет? 

1. У всех сортов томатов одинаковые семена?

  • Да
  • Нет
  • Другой ответ 

2. Зачем семена проращивают в блюдечке?

  • Чтобы они ожили.
  • Чтобы определить самые лучшие
  • Другой ответ 

3. Сколько семян у одного растения?
Всегда много
Одно
Другой ответ. 

В. Готовы ли вы ответить на вопросы детей 6 – 7 лет? 

1. Как хранят семена?

  • В темноте
  • В пакетиках с надписями
  • Другой ответ 

2. Все ли растения размножаются с помощью семян?

  • Нет, не все
  • Да, все
  • Есть растения с семенами, но размножаются они с помощью, например, корней
  • Другой ответ. 



Наблюдаем за детьми, работающими с материалом 

 

Материал Семена предназначен для самостоятельной работы старших дошкольников во время свободной работы в классе Монтессори или дома, если родители изготовили его для своего ребенка. Материал обычно лежит на низкой полке так, чтобы ребенок мог сам его выбрать из других и перенести на рабочий стол или на коврик. Обычно самостоятельный выбор материала сопровождается серьезным настроем на работу с ним. 

Ребенок сразу приступает к делу, разложив перед собой рабочие карты и, освободив от резинок карточки с изображением овощей и мешочки с семенами. Можно наблюдать, как ребенок спонтанно ищет наиболее устойчивую позу, для работы. Он либо присаживается на ковер, либо садится на стул, придвинув его к столу. 

В этой связи хотелось бы напомнить, что в классе Монтессори мебель подобрана по росту детей, рабочие коврики одноцветные и имеют длину не меньше 1 метра и ширину не меньше 50 см. Работа носит индивидуальный характер, поэтому рабочие коврики являются автономной территорией ребенка, нарушать которую можно только с его разрешения. 

Презентация материала дается лишь один раз, когда ребенок впервые берет материал. В дальнейшем взрослый помогает малышу лишь по его просьбе. Обычно наставницы договариваются с детьми, что эта просьба будет выражена поднятием руки, а не громким зовом, который может помешать в работе другим. Наблюдение за работой ребенка ведется, можно сказать, произвольно. Наставница записывает в свой блокнот лишь несколько важных фраз. Например. 

 Мартин Х. 5 сентября 2007 года, 6 лет и 7 месяца 

 Самостоятельно выбрал материал после того, как увидел, как другие дети вместе с наставницей сажают в ящики семена гороха. Решил рассмотреть и запомнить, как выглядят семена разных овощей. Раскладывал мешочки с семенами сначала с помощью контрольных карт, а затем без них. Перепутал изображения семена капусты и моркови. Подглядел на контрольных карточках и поправил сам себя. Был серьезен и сосредоточен на работе с материалом. Аккуратно все сложил и поставил коробку с материалом на полку. 

Настя Ш. 31 августа 2007 года, 5 лет и 2 месяца 

Материал для нее сделала бабушка, и она работала с ним дома.. Получила презентацию и решила поработать самостоятельно. Ей показалось, что она сразу запомнила, у каких овощей, какие семена. Она не стала раскладывать контрольные карты, а сразу же стала к каждому мешочку с семенами прикладывать карточки-подписи. Но… Оказалось, что не так-то все просто. Открыв контрольные карточки, она поняла, что дважды ошиблась. Настя огорчилась и решила отложить работу на завтра… 

При подготовке текстов наблюдений за работой ребенка советуем прочитать подобные дневники Юлии Ивановны Фаусек. (Юлия Фаусек. Педагогика Марии Монтессори. Издательство «Генезис» 2007 год. Стр. 138 – 143 и на других страницах этой книги).

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?