Ученье через действие
Изучение частей речи по Монтессори – это не запоминание свода грамматических правил учебника, а живое восприятие слов языка через их согласование в речи, анализ и «проживание». Это происходит примерно так же, как в период освоения чтения дети выстраивали из букв подвижного алфавита слова. Теперь они работают с целыми предложениями. В этом смысле Монтессори и вслед за ней Ю. Фаусек понимали грамматику как функциональную систему, которую можно освоить только через целенаправленное действие.
Материал
Коробка с символами частей речи;
- 10 цветных деревянных коробок с «приказаниями» к различным частям речи;
- 11 цветных деревянных коробок с отделениями для раскладывания больших и малых карточек; цветные коробочки с маленькими и большими карточками к каждой части речи для упражнений.
Существует четыре методики, которые легко осваиваются детьми и используются ими в самостоятельной работе с грамматическим материалом. Роль учительницы неизменна: она дает короткие индивидуальные уроки-объяснения, как работать с тем или иным материалом, и отслеживает учебную активность каждого из своих учеников.
Приказания на ту или иную часть речи для введения ее символа и термина.
- Согласование слов в предложении (анализ).
- Удаление отдельных слов из предложения (проявление смыслов).
- Перемещения (смысловое значение порядка слов в предложении.
- Творчество внутри языка).
Начинается работа с грамматической коллекцией материалов Монтессори-Фаусек с карточек с приказаниями.
Карточки с приказаниями
Прямая цель: Выполнить действие, записанное на карточках, и определить одинаковую часть речи, которая в них встречается. Запомнить символ той или иной части речи.
Косвенная цель:Ребенок проживает ту или иную часть речи, выделяя ее среди других.
Презентация и наблюдения работы с «приказаниями» описаны в книге «Юлия Фаусек. Русская грамматика по методу Монтессори».
Согласование слов в предложении
Всерьез изучать части речи невозможно, если мы не понимаем смысла этой работы. Большинство детских речевых ошибок связано с неправильным согласованием слов в предложении. Особенно это касается имен прилагательных. Можно сделать акцент на свойство языка – связывать между собой слова и обороты речи. При правильном согласовании слов становится понятным смысл высказывания или записи.
Если придать этому философский смысл, как всегда у М. Монтессори, то перед нами предстанет картина единения мира. Все сущее связано между собой и жизнеспособно лишь при точном согласовании отдельных частей. Каждому растению соответствует характерный для него цветок и плод, каждая рыбка в пруду обладает только ее виду рыб присущими плавниками. Только зимой выпадает снег, и только осенью опадают листья с деревьев...
Ярче всего можно показать согласованность слов в русском предложении на существительных и прилагательных – для этого есть специальная коробка с маленькими черными и каштановыми карточками.
Но можно воспользоваться и первой грамматической коробкой, раскладывая с ее помощью все карточки, включая те, что лежат в черной и коричневой цветных коробочках для упражнений.
Работа с грамматическими коробками
Работа с грамматическими коробками происходит всегда одинаково. Рассмотрим, например, коричневую грамматическую коробочку с двумя отделениями – «Имя прилагательное».
Ребенок решает, что будет работать со второй коричневой грамматической коробкой, и вместе с ней приносит на стол или на ковер одну из коричневых коробочек со словами. Они находят в отдельной коробке символ имени прилагательного – каштановый треугольник и кладут его в верхней части стола (ковра).
Учительница обращает внимание ученика на название коричневой коробочки: «Качественные прилагательные». Они открывают эту коробку и перекладывают все карточки в грамматическую коробочку, обращая внимание на несколько коричневых карточек с качественными прилагательными и обсуждая, почему они так могут называться.
Пустая коричневая коробка отставляется в верхнюю часть стола, освобождая место для работы. На стол (или на коврик) выкладываются карты с предложениями, имеющие кайму одного цвета.
Если ребенок хочет работать с предметами, он приносит в данном случае толстую призму и тонкую призму. Учительница не забывает обратить внимание ученика на разницу в значении прилагательных «тонкий» и «толстый».
Затем ребенок находит среди маленьких карточек в грамматической коробочке нужные и кладет их рядом с предметами. Он обнаруживает, что с помощью прилагательного можно различать качество одного и того же предмета. Можно работать с карточками коробки и без предметов.
В более сложных коробках, начиная уже с красной (глагол), можно использовать следующие ступеньки работы с материалом: удаление отдельных слов или перестановки.
***
В России презентационная часть грамматической коллекции коробок с карточками Монтессори-Фаусек изготавливается на фабрике «Монтессори-Питер». Но изучение русской грамматики, особенно во второй ступени начальной школы, не может быть ограничено только презентацией этих коробок.
Каждая часть речи в нашем языке многогранна и требует серьезной работы учеников внутри языка. Поэтому к грамматическим коробкам прилагаются по несколько штук цветные коробочки с карточками для отдельных частей речи. Содержание этих карточек хорошо описано в русской редакции второго тома двухтомника Марии Монтессори «Научная педагогика» (изд. «Народная книга»), а также в работе Юлии Ивановны Фаусек «Школьный материал Монтессори. Грамота». Большие и маленькие карточки для этих коробок педагогам начальных школ Монтессори предлагается изготовить самостоятельно.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (54) 2016
Фото автора