“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

О наглядно-образном восприятии мира и развитии речи в играх со словами 

18 сентября 2023, 11:37  Просмотров: 203

"Приказания" на имена существительные


Оказывается, еще сто лет назад Мария Монтессори придумала, как без всяких учебников и наставлений, без специального научения дать детям возможность мыслить логически, сравнивать, анализировать и определять структурные единицы речи, которые прежде жили в них неосознанно.

Материал состоит из коробочки черного цвета, в которой лежат или лежат карточки с «приказаниями». Слова, которые являются именами существительными, выделены курсивом. К этому прилагается коробка с символами частей речи.


Цели

Прямая: ребенок должен выполнить действие, записанное на карточках, и определить одинаковую часть речи, которая на них встречается; запомнить символ имени существительного и его цветовой код.

Косвенная: ребенок проживает часть речи имя существительное, интуитивно выделяя ее среди других.


Презентация

Педагог с ребенком берут черную коробочку с приказаниями. Педагог вынимает первую точку и читает: «Принеси карандаш». Она делает акцент на слово «карандаш». Ребенок выполняет действие. Педагог спрашивает: «Что ты мне принес?» Ребенок отвечает: «Карандаш».

Педагог предлагает ребенку самостоятельно прочитать приказание на следующей карточке и выполнить действие. Ребенок выполняет. Педагог спрашивает, например: «Что ты начертил?». Ребенок отвечает: «Круг». Педагог сообщает: «Все названия предметов, похожие на те, с которыми ты сейчас работал, и отвечающие на вопрос «кто?» или «что?», обозначаются большим черным треугольником. Позднее ребенку можно сообщить, что они называются именами существительными.

Педагог предлагает ребенку разложить все карточки-приказания на столе, выбрать из коробки с символами частей речи символ имени существительного и положить его над каждым названием предмета на карточках. Ребенок работает самостоятельно.


"Приказания" на имена прилагательные

В материал входит коробочка коричневого цвета, в которой стоят или лежат карточки с приказаниями. Слова, которые являются именами прилагательными, выделены курсивом.

Цели

Прямая: выполнить действие, записанное на карточках и определить одинаковую часть речи, которая на них встречается; запомнить символ имени существительного и его цветовой код.
Косвенная: ребенок проживает часть речи имя существительное, интуитивно выделяет ее среди других.

Презентация

Для презентации имени прилагательного понадобится материал под названием «Ферма» с игрушечным домиком семьи фермеров и фигурками домашних животных разных расцветок.

Педагог подзывает ребенка к себе и просит его: «Принеси мне из фермы фигурку коня». Ребенок приносит. Педагог: «Нет! Я просила другого коня». Ребенок: «Какого?» Педагог: «Рыжего! А ты принес вороного». Ребенок приносит из фермы рыжего коня. Педагог: «Какой конь у тебя в руках? Ребенок: «Рыжий» Педагог: «Все слова, которые обозначают признак или качество предмета, и отвечают на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», обозначаются коричневым треугольником. Позднее ребенку можно сообщить, что такие слова называются именами прилагательными.

Педагог предлагает ребенку разложить все карточки-приказания на столе, выбрать из коробки с символами частей речи символ имени прилагательного и положить его над каждым соответствующим словом на карточках. Ребенок работает самостоятельно.


Суть выполняемых ребенком действий состоит в реальном проживании части речи

Наглядно-образное восприятие мира пяти-шестилетним ребенком ведет его к развитию словесно-логического речевого мыследействия, которое завершается устойчивым пониманием грамматического явления. Метод приказаний облекает этот процесс в дидактическую форму.

Оказывается, еще сто лет назад Мария Монтессори придумала, как без всяких учебников и наставлений, без специального научения дать детям возможность мыслить логически, сравнивать, анализировать и определять структурные единицы речи, которые прежде жили в них неосознанно.

Юлия Ивановна Фаусек применила метод приказаний к освоению детьми частей речи русского языка. Вот как она описывает презентацию приказаний на прилагательные. «Когда дело касалось прилагательных, я предлагала детям действия, выделяя прилагательное: «Алеша, дай мне красный карандаш!» «Галя, подними правую руку!» «Костя, принеси мне большой куб!» «Соня, достань из шкафа новую книгу!» Дети замечали ударение на прилагательных и, когда я пробовала их пропускать, делая паузы, они часто вставляли их сами вопросами: «какой? какая?».
— Алеша, дай мне... карандаш.
— А какой? — спрашивал Алеша.
— Галя, подними ... руку.
— А какую? — спрашивала Галя.
— Я знаю, — говорил Алеша, — Вы хотите, чтобы мы приносили Вам не просто вещи какие-нибудь, а всегда определенные (он знал всякие мудреные слова, а здесь употребил такое слово очень правильно: «Вещи всегда бывают с чем нибудь, то есть у них бывает цвет, или из чего они сделаны, или по величине, — сказала мне восьмилетняя девочка. " А в коробочках эти слова (ну, красный, большой, длинная) написаны на коричневых карточках».

Взяли одну из коробочек, проверили, и на карточке, обозначающей отделение с коричневыми карточками, написано «прилагательное».


Для индивидуальных занятий существует конвертик с этикеткой «прилагательное» и с набором карточек

На карточках написаны фразы из трех слов: «Принеси розовый куб», «Начерти маленький квадрат», «Напиши длинное слово», «Принеси красный флаг», «Построй высокую башню». Прилагательные подчеркнуты коричневым карандашом, соответственно коричневым карточкам в грамматических коробочках. Здесь предложения (приказания) вызывают у ребенка более сложные действия, требуя от него точности выполнения действия с определенными предметами — не просто флаг, а красный флаг, не просто слово, а длинное слово» (Фаусек Ю. «Грамматика для маленьких детей по Монтессори»).


Согласования

Всерьез изучать части речи невозможно, если мы не понимаем смысла этой работы. Большинство детских речевых ошибок связано с неправильным согласованием слов в предложении. Особенно это касается имен прилагательных. Можно сделать акцент на свойстве языка — связывать между собой слова и обороты речи. При правильном согласовании слов становится понятным смысл высказывания или записи.

Если придать этому философский смысл, как всегда у Марии Монтессори, то перед нами предстанет картина единения мира. Все сущее связано между собой и жизнеспособно лишь при точном согласовании отдельных частей. Каждому растению соответствуют характерные для него цветок и плод, каждая рыбка в пруду обладает только ее виду рыб присущими плавниками. Только зимой выпадает снег, и только осенью опадают листья с деревьев...

В материал входит небольшая деревянная коробочка, в которой перемешаны черные карточки с существительными мужского, женского и среднего рода и коричневые карточки с прилагательными, согласованными с этими существительными в категории рода. К этому прилагаются три светло-голубых поля, на каждом из которых обозначена категория рода словами: МОЙ, МОЯ, МОЕ.

Цели

Прямая: ребенок выкладывает на соответствующих полях пары карточек, согласовывая их в категории рода.
Косвенная: анализ отдельных грамматических единиц, выстраивание согласованных пар, концентрация внимания на работе с частями речи.

Думаю, к этому слову подходит «МОЙ». Согласен?

Ребенок и педагог приносят на стол коробку с согласованиями. Они раскладывают голубые поля, и ребенок читает их наименования. Педагог берет из коробки одну из черных карточек и говорит, например: «ДОМ. Я думаю, к этому слову подходит «мой». Согласен?» «Согласен», — говорит ребенок. Они кладут карточку ДОМ на первое поле. Педагог продолжает вынимать из коробки черные карточки, советоваться с ребенком и раскладывать их по соответствующим полям. После третьей-четвертой карточки ребенок продолжает их раскладывать самостоятельно. 

Когда черные карточки-существительные будут разложены, педагог вынимает из коробки одну из коричневых карточек-прилагательных и говорит: «Высокий. По-моему, это подходит, к слову ДОМ. Согласен?» «Согласен», — говорит ребенок, и они кладут прилагательное рядом с соответствующим существительным. После третьей коричневой карточки ребенок продолжает работу самостоятельно до тех пор, пока коробка с карточками не опустеет. 

 Вот как о работе с этим материалом рассказывает Юлия Иванове Фаусек в «Грамматике для маленьких детей по Монтессори». 

 «В коробке нет отделений и обозначений частей речи, нет и билетиков с примерами. Карточки смешаны, и ребенок должен сам подыскать к существительному подходящее прилагательное или обратно. 

Ребенок, раскладывая карточки, должен согласовать части речи в роде: «белый снег, белая мука, белое платье, яркий день, яркая звезда, яркое солнце» и тому подобное. Часто дети собираются группой (трое-четверо) у столика ребенка, работающего с описанными карточками, и обсуждают вместе то или иное согласование». 


Первая грамматическая коробка 

 В материал входит деревянная коробка с тремя отделениями. Одно отделение большое с коричневым донышком. В нем лежат большие карточки нескольких серий с предложениями, состоящими из двух слов. Одно слово выражено именем прилагательным, другое — именем существительным. Серии карточек обозначены цветной обводкой. 

Дно маленьких отделений коробки выкрашено в коричневый цвет (для прилагательных) и в черный цвет (для существительных). В этих отделениях лежат маленькие карточки коричневого и черного цветов с написанными на них отдельными словами, больших карточек. 

Цели 

Прямая: ребенок прочитывает большую карточку, приносит предмет, о котором идет речь, и затем составляет на ковре или на столе из отдельных слов предложение.

Косвенная: ребенок анализирует смысл, который в языке вкладывается в понятие «имя прилагательное». Он наглядно видит, что эта часть речи определяет качество или признак того или иного предмета. Позднее ребенок сможет задать смысловые вопросы к этой части речи и узнает ее научное название. 

Презентация 

Ребенок приносит на рабочий стол первую грамматическую коробку с карточками и открывает ее. Педагог предлагает вынуть из верхнего отделения две карточки с розовой обводкой и положить их перед собой. Ребенок самостоятельно читает предложение, написанное на первой карточке: «Маленький куб». Ему предлагается принести и поставить рядом с этим предложением маленький куб из Розовой башни. 

Затем он делает то же самое, прочитав предложение на второй карточке, и приносит большой розовый куб. Педагог предлагает ребенку найти в коричневом отделении грамматической коробки коричневые карточки с первыми словами предложений «Маленький» и «Большой» и положить их возле соответствующих кубов. 

Теперь ребенку предстоит совершить завершающее действие. Он находит в отделении с черными карточками последнее слово в предложении «куб» и кладет его сначала рядом с верхней карточкой «Маленький», но потом, обнаружив, что и второе предложение кончается этим же словом, — посредине. На этом презентация завершается, и педагог предлагает ребенку продолжить работу с коробкой, составляя другие предложения с больших карточек. 



Упражнения с первой грамматической коробкой 

 

Первая часть 

Ребенок раскладывает билетики, к ним подбирает конкретные предметы, в соответствии с их признаком или качеством. И затем обнаруживает, что один и тот же предмет может быть разного качества (большой или маленький, высокий или низкий, красный или зеленый, холодный, теплый или горячий). 

Постепенно вводится вопрос, который мы задаем от существительного к прилагательному: Какой? Чей? 

Вслед за конкретными предметами раскладываются и карточки прилагательных и существительных. Сохраняется монтессорийский принцип «от конкретного предмета через анализ к абстрактному понятию». Ребенок фактически «проживает», пропускает через себя, понятие прилагательного, как части речи, выполняя специальные действия. 

Вторая часть 

Ребенок раскладывает карточки первой грамматической коробки без предметов. Вот что пишет Юлия Ивановна Фаусек в «Грамматике для маленьких детей по Монтессори». 

 «Дети в начале упражнения приносят и ставят на стол обозначенные на билетиках предметы и ставят рядом с карточками (большой куб и маленький куб, красную и зеленую табличку, три стакана с водой различной температуры и пр.). 

Таким образом, эта работа связана с движениями: ребенок ходит от своего столика то к одной, то к другой полке, то к шкафчикам за тем или иным предметом, идет на кухню налить в стакан горячей воды и пр. Некоторые дети не успокаиваются до тех пор, пока не принесут все предметы, обозначенные на билетиках. Другие очень скоро бросают это хождение за предметами и просто раскладывают карточки. 

И здесь можно провести аналогию с ребенком, начинающим читать карточки с прилагаемыми картинками или игрушками. Как только ребенок овладевает чтением билетиков, он просто читает билетики один за другим, пренебрегая картинками или игрушками. 

Так же и в грамматическом упражнении: когда ребенок хорошо понимает упражнение, он не тратит времени на хождение за предметами, обозначенными на билетиках. «Я не буду приносить вещи, я буду просто составлять фразы, потому что все понимаю», — говорит мне семилетний мальчик». 

От перестановки слов в предложении... 

Если в математике есть правило: от перестановки мест слагаемых сумма не меняется, — то в русском языке от перестановки слов в предложении меняется смысл высказывания. 

Мелодия языка всегда наполнена логическими ударениями, подсказывающими, что человек хотел сказать. Одно дело — «розовый куб», совсем другое — «куб розовый». В первом случае говорящий просто называет стоящий перед ним предмет. Во втором он подчеркивает его цвет. На первом месте всегда стоит самое важное слово, на которое падает логическое ударение. 

Эту особенность русского языка ребенок улавливает интуитивно и очень рано. Но вот объяснить, в каком случае лучше сказать так, а в каком, изменив порядок слов, — он может не всегда. Но ведь смысл высказывания — главное, ради чего человек говорит. На это стоит обращать внимание ребенка. Вот он выложил на коврике цветные карточки из первой коробки. О чем говорится в этих предложениях? Ребенок легко ответит: «Я принес в стакане холодную воду». «У меня в руках большой куб». А если мы поменяем порядок слов в этих предложениях? Переместим карточки. Можно спросить ребенка — как ему кажется, изменился ли смысл? О чем теперь говорят предложения на карточках? Дети, чей родной язык русский, никогда не ошибаются с ответом. «В первом случае я говорю, что вода, которую я принес, — холодная. А во втором объясняю, что куб, который я держу в руке, именно большой». 

Подобные перемещения слов в предложении с последующей интерпретацией устного или письменного высказывания — прекрасная методика функциональной грамматики, предложенной Марией Монтессори и адаптированной для русского языка Юлией Ивановной Фаусек.

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?