Приучить ухо ребенка к различению шумов и сравнению их со звуками
Когда Мария Монтессори начинала работать в Доме ребенка, для развития у них умения распознавать звуки она предпочитала пользоваться дидактическими материалами, придуманными в Германии и в Америке для глухонемых детей. Эти упражнения являлись введением в изучение искусства речи и в большой степени способствовали «сосредоточению различительного внимания детей на модуляциях человеческого голоса». Кроме того, М. Монтессори считала, что подобные упражнения прививают детям эстетический вкус и в высшей степени содействуют воспитанию практической дисциплины.
Немало педагогов бились над созданием хорошего дидактического материала на различение звуков. Вот как описывает М. Монтессори один из них, который придумала ее коллега и подруга госпожа Анна Мария Маккерони.
«...Колокольчики были тождественны по внешнему виду, но, когда их ударяют молоточком, они дают тринадцать разных тонов. Набор состоит из двух рядов по 13 колокольчиков и четырех молоточков. Ударив в один из колокольчиков в первом ряду, ребенок должен отыскать соответствующий звук во втором ряду. Это упражнение составляет большую трудность, ибо ребенок не умеет ударять всегда с одинаковой силой и производить звуки различные по силе. Даже когда учительница ударяет молоточком, дети с трудом находят разницу в звуке. Нам кажется, что этот инструмент в своей нынешней форме вряд ли особенно практичен».
Набор из двух рядов колокольчиков
Позднее, работая уже в Риме, Мария Монтессори заказала в мастерской другие колокольчики, уже на специальных деревянных подставках. Они не были похожи на обычные, продающиеся в магазине, и все вместе составляли необычный музыкальный инструмент, помогающий детям различать звуки, строить из них последовательные ряды и даже играть по нотам. Она описывала этот дидактический материал так.
«Для первоначального развития музыкального чувства мы пользуемся в Риме пособием, не составляющим части дидактического материала, имеющегося в продаже. Пособие представляет собой набор из двух рядов колокольчиков — октава с тонами и полутонами. Эти металлические колокольчики, установленные на деревянной доске, совершенно тождественны по внешнему виду, но, когда их ударяют деревянным молоточком, они дают следующие тринадцать тонов: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, до#, ре#, фа#, соль#, ля#.
Одна серия колокольчиков расположена, начиная с до, на длинной доске, где изображены черные и белые прямоугольники того же размера, что и подставки колокольчиков. Как на клавиатуре пианино белые прямоугольники соответствуют тонам, а черные — полутонам.
Сначала на доске только колокольчики, соответствующие тонам; колокольчики ставятся на белые пространства в порядке музыкальных нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Ребенок ударяет маленьким молоточком первую ноту до в первом наборе на доске.
Потом во втором наборе таких же колокольчиков, расставленных (без полутонов) вперемешку на столе, ребенок пытается, ударяя один колокольчик за другим, отыскать ту же ноту, какую он ударил в первом наборе (до). Если ему удается найти соответствующий колокольчик, ребенок ставит свою находку против первого (до) колокольчика на доске.
Затем ребенок ударяет второй колокольчик (ре) однажды или дважды; и так же производит эксперименты со вторым набором смешанных колокольчиков, пока не узнает ре, и ставит его против второго колокольчика на доске. Упражнение продолжается таким же образом до последнего колокольчика; ребенок отыскивает одинаковые звуки и упражняется в таком же подбирании по парам звуков, как он подбирал цвета, оттенки шума (коробочки с мелкими вещицами) и т. п.
Порядок звуков на музыкальной шкале
Позднее ребенок знакомится с порядком звуков в музыкальной шкале: он быстро ударяет один за другим колокольчики, расставленные от «до» до «си», и сопровождает упражнение звуками собственного голоса: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Когда ребенок научится распознавать и запоминать серию звуков, он берет 8 колокольчиков, перемешивает их и, ударяя молоточком, пытается найти «до», «ре» и т. д.
Находя каждую новую ноту, ребенок ударяет молотком все те, которые он уже расставил в порядке: до, ре; до, ре, ми; до, ре, ми, фа; до, ре, ми, фа, соль и т. д. Таким образом, руководствуясь только собственным ухом, он располагает все колокольчики в порядке музыкальной шкалы. Окончив расстановку, он снова ударяет один колокольчик за другим — от первого до последнего. Это упражнение очаровывает малышей лет с пяти и старше.
Мой дидактический материал служит лишь началом методического воспитания слуха, и, конечно, я не думаю ограничить этими началами такой важный воспитательный процесс, тем более что в области развития слуха уже очень много сделано в практическом отношении методами лечения глухоты и физиологического воспитания музыкального чувства.
Да и сама я пользуюсь металлическими трубками, пластинками дерева, издающими музыкальные звуки, маленькими арфами, на которых дети пытаются распознать тона, знакомые им из упражнений с колокольчиками. Рояль служит той же цели.
Во всех этих добавочных упражнениях распознавание разницы тембра идет рука об руку с распознаванием различных тонов. Музыкальному же воспитанию помогают марши для ритмических упражнений, песенки, музыка учительницы».
Нотный стан и нотные знаки
Если ребенок хочет более подробно знакомиться с нотной грамотой, а не только уметь различать тона и тембр звуков, ему можно предложить упражнения с набором досок с изображением нотного стана и ящик с нотными знаками. Вот как описывает работу с этими досками сама М. Монтессори.
«Когда ребенок умеет читать, он может применить свои познания и к чтению нот. В связи с дидактическим материалом для воспитания органа слуха — набором колокольчиков — мы пользуемся пособием для чтения нот. У нас имеется большая деревянная доска, окрашенная в светло-зеленый цвет. Доска разлинована черной краской как нотная бумага; на каждой линейке и в промежутках между линейками — вырезаны круглые углубления, внутри которых написаны названия нот (скрипичный ключ).
Есть еще серия маленьких дисков, легко входящих в углубления доски. На одной стороне каждого диска название ноты (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до). Ребенок читает названия нот на дисках и вставляет диски названиями вверх в соответствующие им углубления доски, потом прочитывает все ноты снова. Это упражнение ребенок проделывает самостоятельно, — так он запоминает положение каждой ноты на нотных линейках.
Другое упражнение состоит в том, что ребенок кладет диск с названием ноты на подставку колокольчика набора, находя соответствующей ноте колокольчик по слуху, как он это делает в вышеописанных сенсорных упражнениях...»
Упражнения со звонками по книге М. Сороковой «Жизненная практика и сенсорное воспитание по методу Монтессори»
1.Самостоятельное повторение работы, показанной на презентации, сначала с тремя, а затем большим количеством пар звоночков. При этом первоначально берут звоночки с белыми подставками, а позже — с черными.
2.Построение сериационного ряда по принципу повышения звука. Наставница показывает ребенку, как это делается. Он берет звоночки с темными подставками (начать можно с четырех-пяти), ставит их вперемешку в ряд перед собой. Он по очереди ударяет молоточком по звонкам, отыскивая самый низкий звук. Найденный звоночек он оставляет позади ряда, сдвигает оставшиеся звоночки и ищет среди них звонок с самым низким звуком. Второй найденный звоночек он ставит справа от первого, сдвигает оставшиеся и повторяет свои действия. Так выстраивается ряд звоночков, образующих звукоряд: звуки, издаваемые ими, меняются слева направо от низкого к высокому. Контроль ошибок производится либо на слух, когда ударяют последовательно по каждому звоночку слева направо, либо при помощи черно-белых звоночков.
3.Групповые игры. Один ребенок закрывает глаза, другой ударяет по какому-нибудь из звоночков Первый должен найти его.
4.Сыграть на звоночках некоторую последовательность звуков, несколько нот или простейшую мелодию и попросить ребенка пропеть ее или сыграть самому.
5.Игра на металлофоне.
6.Пение и музыкальные занятия в детском саду.
7. Наставница ударяет по звоночку, ребенок должен найти соответствующую клавишу на фортепиано. Обратное задание: учитель нажимает клавишу на клавиатуре, а ребенок ищет соответствующий звоночек. Здесь надо быть очень внимательным, так как в наборе звоночков представлены не все ноты звукоряда!
Коллекция колокольчиков
В Первой московской начальной школе Монтессори была традиция: куда бы учителя, дети или их родители ни ездили, отовсюду привозили в школу колокольчики: маленькие и большие, глиняные, металлические и фарфоровые. Были даже деревянные, хрустальные и медные колокольчики. Кто-то принес и бубенцы разных размеров и разного назначения.
По диагонали класса была протянута длинная тонкая проволока и с нее на тесемках спускалась вниз коллекция колокольчиков. Когда дети пробегали по классу, создавая движение воздуха, колокольчики нежно звенели.
И одна пятилетняя девочка Маша Павлова сочинила про это чудесное стихотворение.
Снежинка зажглась
И упала на снег.
И разбила мое сердце.
А я бегу и смеюсь,
И колокольчики звенят...
Упражнения с русскими шаркунками
Шаркунки — русские погремушки, сплетенные из бересты. Они бывают разных видов в зависимости от места их изготовления. И шумят они тоже по-разному. Если собрать небольшую коллекцию шаркунков, можно устроить шумовой оркестр и двигаться по комнате в определенном ритме. А можно, запомнив шум каждого, играть как с шуршащими предметами, приводя шаркунки в движение под платком и отгадывая, какой шумит.
Как можно сочинять с детьми музыку?
1.Дети сидят в кругу. В центре — металлофон или любой другой ударный инструмент. Он накрыт платком. Наставница садится в центр круга, поднимает платок, и все видят чудесный инструмент. Наставница берет в руки молоточек и ударяет по нескольким клавишам металлофона. Получается простая мелодия. Затем она передает молоточек кому-то из детей и предлагает «сочинить» свою музыку. Ребенок повторяет движения наставницы, но мелодия у него получается другая: иногда более живая, иногда — грустная.
2. Ясно, что маленький ребенок не может пока играть на настоящем музыкальном инструменте, например на скрипке. Но сочинять музыку ему уже хотелось бы. Как это сделать? Скрипач Рудольф Гайкович Богдасаров просил детей дирижировать в тишине некую мелодию, которую ребенок хотел бы сочинить. Высокие звуки — руки поднимаются кверху, низкие — руки опускаются вниз. Когда ребенок дирижировал так, Рудольф Гайкович повторял его несложную мелодию на своей скрипке. Получалась настоящая музыка, «сочиненная» маленьким композитором.