“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Материалы для развития стереогностического чувства 

23 августа 2023, 15:11  Просмотров: 265

Вот что писала Мария Монтессори о развитии у детей стереогностического чувства

 

«Громадное удовольствие, которое испытывают дети от распознавания формы ощупыванием, соответствует само по себе сенсорному упражнению. Многие психологи говорят о стереогностическом чувстве, то есть о способности распознавать форму путем движения мускулов руки, когда она ощупывает контур предмета. 

Это чувство не является только чувством осязания, потому что тактильное восприятие дает нам возможность распознать лишь разницу в качестве поверхности (гладкий, шероховатый). Распознавание формы происходит в результате сочетания, одновременного участия тактильного и мускульного чувств; мускульное восприятие является восприятием движения. 

То, что мы часто называем тактильным чувством, в действительности гораздо чаще стереогностическое чувство. Дети распознают форму тела посредством рук... Среди дидактического материала имеются различные геометрические тела, окрашенные в светло-синий цвет, — шар, призма, пирамида, конус, цилиндр. 

Всего больше дети любят распознавать форму, ощупывая тела с закрытыми глазами и отгадывая названия тел. Как дети заучивают названия, я укажу ниже. После такого упражнения ребенок наблюдает форму глазами с более интенсивным интересом, чем раньше. 

 Другой способ привлечь внимание детей к форме — это привести геометрические тела в движение. Шар катится во всех направлениях, цилиндр только в одном направлении, конус вертится вокруг самого себя; призма и пирамида стоят неподвижно, но призму свалить легче, чем пирамиду». 


 Геометрические тела Монтессори 


 Материал.  В корзинке лежат несколько окрашенных в синий цвет геометрических тел: шар, куб, конус, четырехугольная призма, треугольная призма, трехгранная пирамида, четырехгранная пирамида, цилиндр, овоид, эллипсоид. 

В отдельную коробку сложены деревянные таблички-проекции к этим геометрическим телам. Для шара, эллипсоида и овоида есть специальные деревянные подставки. Для работы с материалом понадобится непрозрачный платок. 


Цели упражнений с материалом 

 

Прямая. Познакомиться с геометрическими телами, их свойствами. Выучить их названия.
Косвенная. Развитие стереогностического восприятия, подготовка к изучению математики, концентрация внимания, координация движений, развитие мускульного чувства. 


Презентация 

 

Презентацию обычно проводят на коврике. Ребенок и наставница приносят корзинку с геометрическими телами и ставят ее перед собой. Наставница предлагает ребенку взять из корзинки любое из геометрических тел и попробовать, катится оно или не катится. Ребенок пробует и, если тело катится, ставит его на подставку слева вверху ковра. Если тело не катится, его отставляют вправо. А если его все же можно покатить, например, положив на бок, то оно устанавливается в центре ковра. Ребенок ощупывает таким образом все геометрические тела и сортирует их по их свойствам. 

Затем попробуем узнать, как называются все геометрические тела из корзинки. Некоторые ребенку уже известны. Например, куб. Из кубов состоит Розовая башня. Или четырехгранная призма — ребенок знает ее по работе с Коричневой лестницей. Или — цилиндр. Малыш уже работал с блоками цилиндров. Шар — это знакомый ему мячик. Но названия некоторых геометрических тел ребенок вряд ли знает. Это легко определить, спросив, знает ли он, как называется, например, конус. И если не знает, то провести трехступенчатый урок. 


Трехступенчатый урок «Куб, цилиндр, конус» 

 

Наставница берет маленькую корзиночку с платком. Она вынимает из большой корзинки куб и говорит: «Это — куб». Она дает ребенку ощупать куб и кладет его в маленькую корзинку. Затем она достает цилиндр. Говорит: «Это цилиндр». Дает ребенку подержать его в руках и просит положить в маленькую корзинку. То же самое наставница делает и с конусом. 

Когда все три фигуры оказываются в маленькой корзинке, можно провести вторую ступень урока. Наставница накрывает корзинку платком и просит ребенка: «Достань из-под платка куб!» Ребенок щупает геометрические тела и достает из корзинки куб.
— Достань цилиндр!
Ребенок достает.
— Достань конус!
Ребенок достает. 

На третьей ступеньке трехступенчатого урока наставница спрашивает:
— Что за геометрическое тело у меня в руке?
 Ребенок называет сначала куб, потом цилиндр, а затем говорит, как называется не известный ему раньше конус.


Соединение геометрического тела и его проекции 


Наставница вместе с ребенком выставляют на ковре в ряд все геометрические тела, кроме шара, эллипсоида и овоида. Наставница открывает коробку с табличками-проекциями и располагает их на ковре. Ребенок упорядочивает их по форме. 

Затем ребенок берет любое геометрическое тело и находит среди табличек все его грани, основания и сечения. Например, гранью трехгранной призмы является треугольник, основанием конуса является круг, а его сечение, проходящее через центр —равнобедренный треугольник. Сечением шара тоже является круг, а основанием куба — квадрат. 

Новые слова Названия геометрических тел. 


Упражнения с геометрическими телами 


  • Можно изготовить картонные таблички, на которых будут написаны названия геометрических тел, и предложить ребенку, вынув из корзинки синие геометрические тела, разложить под ними эти таблички. 
  • Можно предложить ребенку изобразить геометрические тела на квадратных листках, подписать их названия и скрепить в книжечку. 
  •  Можно сделать коврик-плакат с изображением геометрических тел и предложить ребенку разложить объемные геометрические тела на этом коврике, чтобы изображение соответствовало объемной фигуре. Здесь же ко всем фигурам можно положить таблички с их названиями. 
  •  Можно сделать картонные карточки с изображением синих геометрических тел и предложить ребенку разложить их на ковре рядом с соответствующими фигурами. Отдельно можно сделать и подписи к ним.
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?