Без Азбук и Букварей
Образовательные книжечки для детей, написанные почти 100 лет назад замечательной русской учительницей Юлией Ивановной Фаусек, являются Золотым фондом детской литературы для старших дошкольников и младших школьников. В их основе – неподдельный интерес детей этого возраста к исследованию окружающего мира, для чего умение читать становится едва ли ни главным инструментом познания.
Юлия Ивановна вслед за Марией Монтессори чтением называла «интерпретацию понятий по графическим знакам». В ее методе самообучение детей письму предшествует навыку чтения. В этом методе отсутствуют обязательные и привычные для всех нас книги Азбука и Букварь. Дети Монтессори учатся читать слова и предложения, написанные курсивом на карточках. А затем сразу берут в руки настоящую книгу.
В русском издании «Дом ребенка. Метод научной педагогики» М. Монтессори пишет: «Письмо содействует выработке физиологического языка, а чтение – выработке языка социального... Мы предлагаем ребенку медленно перевести написанное слово на язык звуков, и, если этот перевод правилен, ограничиваемся тем, что говорим «Быстрее». Он произносит все быстрее и быстрее одно и то же сочетание звуков, и, наконец, слово озаряет его сознание: он отгадал. У него такой вид, будто он узнал друга».
Юлия Ивановна создала более ста маленьких книжечек различного содержания
Впервые в России в начале ХХ века такой метод самообучения детей чтению применила именно Юлия Ивановна Фаусек. Коротко эта работа описана в ее книге «Школьный материал Монтессори».
Вслед за Марией Монтессори она заметила, что постоянно упражняясь и оттачивая при работе с карточками для механического чтения, карточками номенклатуры, приказаниями, карточками-драматизациями свои читательские навыки, дети 5 – 8 лет в детском саду или начальной школе Монтессори постепенно подходят к чтению, которое сама Мария Монтессори называет образовательным. На этом этапе дети совершенствуют своё умение читать тексты и понимать прочитанное, а материалом для этого служат специальные маленькие книжечки.
Подробное описание книжечек, которые использовала Юлия Ивановна Фаусек (в элементарном классе по методу Монтессори и позже, когда она работала в школе на Петроградской набережной), дано в её рукописи «Грамота у маленьких детей» (РНБ, фонд 807, ед. хр. 10-11).
В работе с детьми элементарного класса Ю.И. Фаусек использовала более ста маленьких книжек различного содержания, они включали художественную прозу, стихи, фольклорные тексты и тексты деловые. Нам в наследство в архиве РНБ сохранилась лишь небольшая их часть. Эти книжки мы и включили в наш, можно сказать, исторический комплект. Разумеется, их совершенно не достаточно, чтобы удовлетворить интерес современных детей в первоначальных научных знаниях.
Библиотечку маленьких книжечек для образовательного чтения каждому практикующему и создающему образовательную среду класса монтессори-педагогу предстоит пополнить самостоятельно, учитывая историческое наследие наших предшественников и, прежде всего, Юлии Ивановны Фаусек.
С опорой на К. Ушинского и Л. Толстого
При создании книжечек Юлия Ивановна опиралась как на опыт школ, работавших по методу Монтессори в Европе, так и на опыт русских педагогов и писателей, в первую очередь Константина Дмитриевича Ушинского и Льва Николаевича Толстого.
К.Д. Ушинский много внимания уделял работе с текстом. Его «Родное слово» и «Детский мир» включают стихи, рассказы, сказки, отобранные и адаптированные для детского чтения. Некоторые из них использовала и Юлия Ивановна. Она видела, как важно, чтобы описываемый предмет был близок ребёнку, а само его описание отвечало на вопросы, которые интересуют маленьких детей.
Серьезные требования предъявлял К. Д. Ушинский к содержанию деловых статей, а именно так можно назвать тексты, публикуемых книжечек Ю.И.Фаусек. Вслед за Ушинским она включала в книжечки рассказы по естественной истории, подбирая материал доступный детскому пониманию, но излагая его вполне научным языком.
«Шутливая, потешающая детей педагогика разрушает характер человека в самом зародыше. Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли, так, чтобы самый интерес ученья зависел от серьезной мысли, а не от каких-либо не идущих к делу прикрас», - писал К.Д. Ушинский. (Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 11 томах. — М.-Л., 1949. — Т. 5 (Методические статьи и материалы к «Детскому Миру»).
Из дневников наблюдений Ю.И. Фаусек
В рукописи «Грамота у маленьких детей» Юлия Ивановна Фаусек целый раздел посвятила описанию работы с книжечками. Это описание может служить и сейчас ориентиром для педагогов по совершенствованию у детей навыка чтения, развитию речи, расширению словарного запаса и, в конечном итоге, изучению русского языка.
Вот что пишет Ю. И. Фаусек: «Март 1941. Перейдя (с 1925 г.) к работе со старшими детьми нашего детского сада (от 6 до 9 лет, элементарный класс), некоторые из которых уже очень хорошо читали, я стала изготавливать отдельные маленькие книжечки, содержащие один какой-нибудь рассказ, одно стихотворение или деловую статейку.
Длинный рассказ в какой-нибудь детской книге не может надолго удержать внимание ребёнка 7 - 8 лет
Чтобы сосредоточить детское внимание на одном каком-нибудь предмете, надо, чтобы предмет был выделен из числа других; чтобы рядом с ним не было вещей, отвлекающих детское внимание; чтобы сам предмет содержал в себе элементы, привлекающие и удерживающие это внимание; и чтобы упражнение с этим предметом заключало в себе начало и конец, т.е. определённую и вполне оконченную умственную работу, удовлетворяющую детские усилия.
Того же надо придерживаться и при чтении у маленьких детей. Длинный рассказ в какой-нибудь детской книге не может надолго удержать внимание ребёнка (7 - 8 лет). Он, даже хорошо читающий технически, не может одолеть весь текст целиком, в его работе есть начало, но нет конца. В его сознании остаётся неудовлетворённое желание знать продолжение и конец, и он просит другого, более сильного, докончить его работу (дочитать ему всё вслух), или же, разочарованный, бросает её и не возвращается к ней совсем.
В букваре или книжке для чтения рядом с текстом, который читает ребёнок, находятся и другие тексты, на той же странице или на странице, находящейся рядом, которые отвлекают и рассеивают детское внимание, особенно, если текст не интересен или неудовлетворителен по языку.
Книжку, содержащую некоторое количество текстов, то есть хрестоматию, можно давать детям постарше (9 – 9 ½ лет) уже овладевшими вполне не только техникой чтения, но и интерпретацией и некоторой экспрессией (при чтении вслух).
Из опыта, приобретённого мною раньше (в работе с маленькими детьми), я знала, что маленькие книжки, которые я предлагала детям, должны были быть привлекательными, притягивающими детские глаза и руки, с текстами короткими и доступными для детского понимания.
Для большего сосредоточения детского внимания текст должен быть написан или напечатан только на одной странице, находящаяся же рядом страница должна быть чистой.
Такой книжечкой маленький ребёнок (6 – 8 лет) может овладеть вполне: он может прочитать её несколько раз, может заучить текст наизусть, может списать его, если не весь, то частично, может срисовать картинку, если она есть в книжке, может читать про себя, читать вслух для товарищей и учительницы. Всё это является уже первоначальным умением читать книгу.
Имея в обращении много таких книжек, ребёнок выбирает среди них те, которые он может перечитывать постоянно
В повторных упражнениях залог успеха. Постепенно таких книжек, изготовленных мною самою, накопилось изрядное количество (около сотни) и от времени до времени прибавлялись новые, смотря по потребностям и по моим собственным соображениям.
Большая часть книжек была рукописного шрифта (написанные мною). Некоторая часть - печатного шрифта (тоже написанные мною, как пишутся библиотечные карточки)».
Как работать с образовательными книжечками Фаусек?
Образовательные книжечки Юлии Ивановны Фаусек предназначаются для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Их с удовольствием читают дети, уже освоившие первоначальное чтение с помощью других материалов из коллекции Монтессори-Фаусек.
Материал.Комплект тонких книжечек небольшого формата собранных в специальную коробку. Тексты посвящены описанию предметов живой природы. Каждая книжечка включает в себя описание только одного представителя царства живой природы или того или иного природного процесса. Выделение одного предмета (изоляция трудности) отвечает принципам создания Монтессори материала и способствует лучшей концентрации внимания ребёнка.
Объём книжечки соответствует возможностям детей 6 – 9 лет, то есть именно в этом возрасте они уже в состоянии осилить работу с ней целиком за один раз. В конце почти каждой книжечки ребенок находит вопросы, на которые он при желании может ответить, если хорошо понял содержание (точно интерпретировал текст).
Ответы на вопросы ребенок записывает в тетради или на листе отчета о проделанной работе. «Что касается книжек с деловыми статейками, то о значении их нельзя сказать лучше, чем сказал Ушинский.
«Если непосредственный интерес чтения должен оживлять преподавание, то никогда не должен достигать той степени, чтобы уничтожить труд чтения, потому что именно труд, и труд не всегда интересный, но всегда осмысленный и полезный, есть величайший двигатель умственного и нравственного развития человека и человечества. Кроме значения осмысленного и полезного труда, эти статейки имеют ещё другое значение столь же важное: они приучают детей к простому и ясному выражению тех простых впечатлений, которые даются им правильным наблюдением окружающей их действительности.
В этих статейках говорится о таких предметах, которые дитя или видит, или недавно видело, так что легко может вспомнить во всей подробности. Описание подобного предмета, помещённое в книжечке, конечно, не вполне сходно с предметом, находящимся в памяти или перед глазами дитяти, но из этого различия вытекает только возможность самых живых и точных сравнений, а сравнение, как известно, есть лучшее упражнение, развивающее и укрепляющее рассудок, который сам есть ничто иное как способность сравнивающая». (Ю.И.Фаусек «Грамота у маленьких детей» (РНБ, фонд 807, ед. хр. 11).
Вот что пишет о своей работе над созданием книжечек Юлия Ивановна Фаусек в рукописи «Грамота у маленьких детей»
«Тексты были четырёх видов: художественная проза, стихи, фольклорные тексты и тексты деловые.
1) Для художественной прозы я брала тексты из «Новой Азбуки» и книг для чтения Толстого, из «Родного слова» и «Детского мира» Ушинского и небольшие отрывки из Аксакова («Детские годы Багрова внука», как, например, рассказ о Сурке, о птенчиках, о ледоходе).
2) Книжки со стихами содержали в себе каждая одно стихотворение, цельное или отрывок, являющийся сам собою цельным, как например, строчки из сказок Пушкина (солнце, месяц, волна, кораблик и проч.)
Стихи были наших поэтов-классиков и не классиков: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Жуковского, Фета, Майкова, Полонского, Кольцова, Плещеева, Некрасова. Позднее детские стихотворения Блока и кое-что из Маршака.
Я не побоялась взять восемь строчек из «Видения Мурзы» Державина:
На темно-голубом эфире
Златая плавала луна;
В серебряной своей порфире,
Блистаючи с высот,
Она
сквозь окна дом мой освещала
И палевым своим лучом
Златые стекла рисовала
На лаковом полу моем.
8 строчек из стихотворения Хомякова «Звёзды»
В час полночный, близь потока,
Ты взгляни на небеса,
Совершаются далеко
В горнем мире чудеса.
Ночи вечные лампады,
Невидимы в блеске дня,
Стройно ходят там громады
Негасимого огня.
И три строфы из стихотворения Языкова «Пловец»
Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено.
Смело, братья!
Ветром полный
Парус мой направил я:
Полетит на скользки волны
Быстрокрылая ладья!
Облака бегут над морем,
Крепнет ветер, зыбь черней,
Будет буря: мы поспорим
И помужествуем с ней.
Я взяла эти строчки стихов, помня, какое неотразимое впечатление производили они на меня в моём детстве
Ни я в детстве, ни мои дети, конечно, не понимали символического значения (у Хомякова и Языкова), но они пробуждали и во мне и в моих детях какие-то глубокие чувства, которые ни мне никто не мог объяснить, ни я не могла объяснить их детям. Я и не пыталась объяснить, я просто видела это по выражению лиц некоторых детей постарше (8 ½ - 9 лет), особенно чувствительных к стихам, и слышала в их интонациях, когда они читали их вслух.
Строчки Державина действовали на тех же детей красотой картины. «Это очень красиво, и я всё понимаю, и даже видела этим летом в Крыму; в нашей комнате от луны тоже были окна точно нарисованы на полу», - сказала мне Мура В. (8 ½)...» Цели работы с набором образовательных книжечек Ю. Фаусек
Прямые и косвенные цели чтения образовательных книжечек
Прямые цели. Прочитать книжку, ответить на вопросы в её конце.
Косвенные цели. Совершенствование у детей навыка чтения (в первую очередь чтения про себя); развитие речи (умение чётко излагать свои мысли при устном и письменном пересказе или описании какого-либо предмета); развитие мышления, внимания, памяти, наблюдательности; расширение словарного запаса (толкование незнакомых слов); формирования навыка грамотного письма (при списывании и письменных ответах на вопросы); подготовка к анализу литературного текста (умение выделять главную мысль, части текста, определять его особенности); умение пользоваться толковым словарём;
Из опыта работы Юлии Ивановны Фаусек
«… Я давала им небольшие полоски бумаги, которые они вкладывали в читаемые ими книжки, обозначив на них своё имя и выписывая непонятные слова. Эти полоски дети отдавали мне, и я разбирала незнакомые им слова с одним из них, чаще с несколькими и всегда в связи с текстом.
Дети привыкли к такому чтению и сами брали заготовленные мною полоски с моего стола. Старшие дети (8 – 8 ½) заводили себе тетрадки и вписывали в них и непонятные слова с их объяснениями. Например, «не прогневайся – не рассердись», «вздумать – придумать», «по-пустому – напрасно», «алмазы – драгоценные камни». Это есть уже начало словарной работы…» (Ю.И.Фаусек «Грамота у маленьких детей» (РНБ, фонд 807, ед. хр. 11).
«…Читая такие книжки, наши дети, с того времени, как овладевали достаточно механизмом чтения, понемногу приучались к работе с серьёзной книгой с «сухим деловым» содержанием. Читать такую книжку гораздо труднее, чем какое-нибудь художественное произведение (рассказ) или же повествование о каком-нибудь серьёзном предмете, изложенное в художественной форме. Читая это, последнее, дети, конечно, получают в большей или меньшей степени, в зависимости от индивидуальности ребёнка (я говорю о детях младших (8 – 10 л.), сведения в той или иной области знаний.
Такие книжки очень полезны и нужны (как, например, книжки Житкова, Ильина и др.) и читаются некоторым детьми с большим интересом. Но наряду с ними должны быть книжки чисто научного характера, с коротким и точным описанием того или иного предмета или явления, изложенным простым и ясным языком. Дети, в этом возрасте нуждаются в кратких простых и точных ответах на свои умственные запросы». (Ю.И.Фаусек «Грамота у маленьких детей» (РНБ, фонд 807, ед. хр. 11).
Дети за чтением
• Ребенок подходит к книжной полке и выбирает одну из книжечек Фаусек, лежащих в специальной коробке, которую он хотел бы прочитать.
• Ребенок сам выбирает себе место в классе, где займется чтением. Это может быть мягкое кресло в уголке библиотеки или рабочий стол, где он обычно упражняется с другими материалами.
• Книжку можно читать про себя или вслух для товарищей.
Вот несколько вопросов, которые может задать учитель после того, как заметил, что ребенок уже прочитал книжечку Фаусек:
• понравилась ли ему книжка?
• было ли в ней то, что ему было интересно узнать?
• были ли в книжке непонятные слова? Дети любят читать текст по несколько раз и замечать подробности в нем и в картинках. Некоторые с удовольствием заучивают текст книжки наизусть или переписывают его в тетрадь. Можно предложить ребенку выписывать непонятные слова и их значение (на закладку в книжке или в отдельную тетрадочку).
Детям постарше (с 8 лет) можно показать, как искать значение незнакомых слов в толковом словаре. В следующий раз, можно предложить ребенку, вспомнив содержание книжки, ответить на вопросы, данные в её конце. А в другой день вдохновить на создание своей собственной книжки с иллюстрациями.
Упражнения с комплектом книжечек
Создание своей книжечки по примеру данной (переписывание всего текста или его части, копирование иллюстраций); пересказ; чтение вслух понравившегося отрывка для других ребят или взрослых; поиск толкования незнакомых слов.
Информационный и смысловой контекст книжечек для первого чтения Юлии Ивановны Фаусек
Практикующие педагоги, исследующие архивные материалы Ю. Фаусек, хранящиеся в РНБ, обращают внимание на то, что Юлия Ивановна не просто собственноручно изготавливала книжечки для своих детей, но и вписывала многие из них в более широкий информационный контекст. Ее книжечки сопровождались конвертами с картинками, фотографиями и вырезанными фигурками тех или иных объектов, описанных в книжечках.
Вот как она сама описывала эти материалы в работе «Самостоятельные занятия школьников младших классов». Приводим этот отрывок из книги полностью.
«Я приготовила материал (папки) для работы над «деловой книжкой» для старших детей (10 – 12 л.) и некоторые из них мы попробовали дать детям в 1938 году в четвёртом классе (у. М.К. Адриановой). Опыт оказался удачным. Материал состоит из папок или больших конвертов, в которых вложены книжечки по различным вопросам (естествознания, географии, истории, истории изобретений, происхождения письменности, книгопечатания)...
Каждая такая книжка снабжена приложениями в виде рисунков макетов, объяснений к рисункам, комментариев (маленьких словариков)
На папке или на конверте написано заглавие книжки. Например, папка с надписью «Строение цветка». В ней находится книжечка с кратким описанием строения цветка, две плоских модели (раскрывающийся цветок яблони и такой же цветок гороха) и восемь табличек со схематическими рисунками и пояснениями к ним, дополняющие и объясняющие текст книжки.
Например.
Табличка 1. Разрез цветка яблони. Схематический рисунок с буквенными обозначениями и объяснениями: а. цветоножка, б – чашечка, в – венчик, г – цветоложе, д – пестик (завязь с семяпочками, три столбика с рыльцами), е – тычинки с пыльниками.
Табличка 2. Соцветие яблони Рисунок соцветия с объяснением: цветы по несколько (6,7) прикрепляются в разных местах стебля короткими цветоножками.
Табличка 3. Плод яблони (яблоко) Рисунок яблока целого и в разрезе. Объяснение рисунка: а. – кожура, б - мякоть, в – гнёзда с семенами.
С этим материалом ребёнок производит следующую работу: прочитывает книжечку, разбирается в моделях цветов, отыскивая в них все части описанные в книжке, рассматривает внимательно таблички, фиксирует их в своей тетради (срисовывает схематические рисунки и записывает их объяснения).
Таким образом, ребёнок не просто читает книжку, а занимается её «изучением» по приложенным материалам: он учится связывать читаемое с конкретными предметами, учится понимать объяснения, учится делать схематические рисунки, что необходимо для всякого человека, занимающегося тем или иным предметом, учится извлекать из прочитанного самое главное, так как приложенные к книжке таблички являются, в сущности, конспектом её текста.
Макеты и схематические рисунки являются как бы мостом от детского сознания к реальности, - к природе (в материале по естествознанию). Имея перед глазами макет или схематический рисунок, ребёнку на первых порах гораздо легче разобраться в живом объекте: он берёт, например, цветок яблони и при помощи лупы рассматривает его и расчленяет на составные части руководствуясь схематическим рисунком цветка.
При изучении прорастания семян детям трудно разбираться в таких мелких объектах, как, например зерно ржи или пшеницы. При помощи слегка увеличенного схематического рисунка разреза зерна, а ещё лучше макета (как в материале) они гораздо легче поймут его строение и на живом объекте.
Дети, работая с подобным материалом, научаются и сами изображать схематически изучаемые объекты природы, без чего не может никак обойтись ни один человек, занимающийся биологией.
Работая с материалом, содержащим в себе данные по великим изобретениям (паровоз – Дж. Стефенсон, пароход – Фультон, происхождение книгопечатания и т.п.) - дети на «приложениях» в виде табличек с рисунками, чертежами и объяснениями к ним знакомятся с возникновением великих идей, их осуществлением и постепенным усовершенствованием; запоминают даты, - и всё это не простым чтением книжки, а работая с ней конкретно, фиксируя главное зарисовыванием и записыванием, что и является для них конспектом прочитанного.
Кроме того, по приложенным к книжечкам «словарикам» дети учатся обращаться с комментариями, что весьма важно для умения читать серьёзную книгу.
Читать такую книжку гораздо труднее, чем какое-нибудь художественное произведение или просто занимательные рассказы
В работе с упомянутым материалом дети научаются читать серьёзную книжку с «сухим» деловым содержанием. Читать такую книжку гораздо труднее, чем какое-нибудь художественное произведение или просто занимательные рассказы или повести и даже повествование о каком-нибудь серьёзном предмете, изложенное в литературной форме (в виде рассказа или очерка).
Читая последнее, дети, конечно, получают в большей или меньшей степени, в зависимости от индивидуальности ребёнка (я говорю о детях младших 8 – 11 лет), знания о том или ином предмете, поэтому такие книжки чрезвычайно полезны и нужны детям.
Но наряду с такими книжками должны существовать и другие, чисто научного характера, с коротким и точным описанием того или иного предмета или явления, изложенного простым, лаконическим и ясным языком. Дети в этом возрасте нуждаются в кратких и точных ответах на свои умственные запросы. (Знаю из своего опыта, что дети 10 – 12 лет, некоторые и раньше, любят возиться со всякого рода энциклопедиями).
У большинства детей, много читающих («глотающих») книги вырабатывается привычка скользить поверхностно по их содержанию, не вникая глубоко в смысл читаемого, и приобретённые из такого чтения сведения быстро исчезают из их памяти. При чтении книжки, с «приложениями» у ребёнка вырабатывается «метод» работы над серьёзной книгой, чего не хватает у большинства наших детей старших классов и даже студентов». (Ю. Фаусек 1940).
Современный цифровой вариант образовательных книжечек
Понятно, что для современных 10-летних детей информационные картинки и бумажные модели из разноцветных конвертиков Ю. Фаусек вряд ли покажутся интересными и увлекательными. Век 3D принтеров и персональных компьютеров диктует нам создание бумажных версий книг, дополняя их электронным контентом.
Поэтому на обороте образовательных книжечек Ю.И. Фаусек мы поместили электронные QR-коды с презентациями к ним, которые создавали младшие школьники, овладевшие соответственной компьютерной программой. Дети сами посчитали, что если книжечки, которые можно распечатать на бумажном носителе, написаны, как это было у Юлии Ивановны, письменным шрифтом, - то в презентациях под QR-кодами будет спрятан шрифт печатный, характерный для работы с современными компьютерами.
Таким образом, первое чтение те, кто только учатся читать, могут осуществлять с помощью как письменного, так и печатного шрифта – кому как приятнее. В самих же книжечках читатели могут заметить специальные подчеркивания отдельных слов-терминов. Они означают, что одним из видов учебной деятельности с каждой из книжечек может быть составление ребенком небольшого глоссария на соответствующую тему.
Есть ли смысл книжечки Юлии Ивановны Фаусек читать детям, не посещающим детский сад или начальную школу Монтессори?
Безусловно, есть. Но родителям, которые уважают педагогику Марии Монтессори, но воспитывают своих детей иначе, все же следует учесть несколько основных правил их прочтения.
Во-первых, книжечки предназначены именно для самостоятельного детского чтения, поэтому читать их ребенку взрослым человеком вслух имеет мало смысла.
Во-вторых, не следует требовать от ребенка прочитать в присутствии взрослого книжку вслух, так как взрослым часто бывает трудно сдерживаться и постоянно не прерывать медленное чтение ребенка, например, ради корректировки детского произношения.
В-третьих, во время чтения нет смысла комментировать отдельные слова или объяснять непонятные, так как концентрация внимания ребенка в таких случаях нарушается, и сам процесс чтения не прогрессирует.
Создавая свои образовательные книжечки, Юлия Ивановна Фаусек придерживалась метода самообучения чтению, действие которого она лично наблюдала в детских садах и начальных школах Монтессори Италии и других стран.
Похожие маленькие книжечки создавала для своих детей и сама Мария Монтессори. Вот что она писала: «Мы придаем огромное значение осмысленному чтению, и предлагаем детям маленькие книжечки, которые можно читать сначала самостоятельно, шепотом, а потом, разобравшись хорошенько в содержании, - вслух, ясно и четко. Удивительно, как совсем простые книги так долго удерживают внимание учеников, воодушевляют их перечитывать нехитрые тексты снова и снова. То они читают все по порядку от начала до конца, то, выбрав страницу наугад. Прочитав книжечку несколько раз, снова и снова возвращаются к излюбленным страницам. В классе дети то и дело встают с места и начинают громко декламировать эти страницы прекрасно изученные и осмысленные...». (М. Монтессори. Мой метод. Начальное обучение. Изд. «Народная книга» 2015 год).