“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Следуя за М. Монтессори, попробуем превратить психологический инструментарий в автодидактические материалы 

5 сентября 2023, 14:22  Просмотров: 197

Ребенок обладает разумом, способным впитывать знания об окружающем его мире


Несколько лет назад благотворительный фонд «Волонтеры» издал в Санкт-Петербурге в прекрасном переводе с английского К.В. Алексеева и под редакцией О.Р. Караченцевой книгу Марии Монтессори «Впитывающий разум ребенка». Эта книга издавалась в России в переводе с итальянского лишь однажды в 1997 году, но в сокращении. Исследуя развивающие среды для малышей, мы непременно должны заглянуть в нее, так как это, пожалуй, единственный опубликованный источник наблюдений детей до 3-х лет самой Марии Монтессори. 

Две трети книги, которую она издала в Италии в 1949 году, посвящены размышлениям о необыкновенной важности этих первых трех лет жизни человека. Мы уже знаем, что отличительной чертой малышей этого возраста является особый тип психической деятельности, который Монтессори называла впитывающим разумом. 

Тысячелетия до нее люди не обращали внимания на эту уникальную творческую энергию младенцев, удивительную движущую силу становления человека, которая господствует в нем всего лишь считанное количество лет, а потом угасает. 

«Ребенок обладает разумом, способным впитывать знания об окружающем его мире. У него есть способность к самообучению. Достаточно одной наблюдательности, чтобы доказать это. У ребенка есть возможность построить целостную психическую структуру до того, как информация от взрослых получит доступ к его сознанию и вызовет в нем какие-либо изменения. Все, что мы собой представляем, было создано ребенком, тем ребенком, которым мы были в первые два года своей жизни», – пишет М. Монтессори. 

Это чрезвычайно важное наблюдение, которое мы, порой, не учитываем при создании особой, отличной от других, среды для жизни младенцев. Нет, мы, конечно, помним о впитывающем разуме, но не всегда понимаем, что он является доминантой в развитии лишь самых маленьких детей. 


До 3-х лет все психические функции в ребенке только формируются, и лишь после 3-х начинается их развитие


Это закон природы, не поддающийся влиянию даже самых великих мастеров педагогики и психологии. Поэтому, следуя за природой, мы должны выстраивать предметную среду в наших группах для малышей, помогающую, прежде всего, формированию психических функций ребенка, а не развивающую его сенсорную и интеллектуальную сферу. Возможно, в этом и кроется секрет многих наших прошлых педагогических ошибок. 

Мы уже говорили о логике формирования двигательной функции у маленьких детей. М. Монтессори видит ее в следовании трем программным пунктам:
1. Дать ребенку возможность принять вертикальное положение.
2. Дать ему возможность ходить и стать сильным.
3. Дать ему возможность участвовать в окружающей его жизни. 

Все эти функции заканчивают свое формирование примерно в полтора года. И мы уже знаем, что в группах «Вместе с мамой» дети не сидят на коленях у мам или у них на руках, а ползают по специальному мату или по полу, бегают по комнате, залезают на стул и взбираются по ступеням маленькой лестницы. Они прыгают через листок бумаги и носят предметы, выполняют разнообразные движения с помощью рук, которые в этот период еще не опережают совершенство нижних конечностей, что произойдет позже и останется на всю жизнь. 

Все это является одним из проявлений человеческих тенденций. В полтора-два года ребенок находится на пороге так называемого «взрыва языка», когда в его обороте резко увеличивается число слов, появляются сотни существительных, предлогов, глаголов, прилагательных, и он пытается строить фразы, состоящие из нескольких слов. Ребенок делает попытки выразить то, что у него на уме. 


М. Монтессори называла этот период «периодом больших усилий и созидания»


Не столько развивающий предмет, сколько поведение окружающих ребенка взрослых имеет первостепенное значение в функциональной подготовке детей к использованию великого дара Создателя – человеческого языка. 

Мы чаще всего полагаем, что язык возникает в ребенке в результате подражания взрослым. Но природа говорит, что прежде чем ребенок приобретет способность подражать, он должен к этому подготовиться. И подготовка является плодом его собственных усилий. 

Подражание взрослым – лишь цель или стимул. То есть совершенно не обязательно – как это чаще всего думают и делают взрослые – постоянно разговаривать с ребенком, петь ему песенки, или читать стихи и сказки, для того, чтобы он научился говорить. Гораздо важнее дать ему возможность применить свои собственные усилия в осуществлении некой деятельности. Причем никогда не прерывать эту деятельность и позволить ребенку довести ее до конца. 

Такой подход, возможно, покажется странным, но именно он не напрямую, а косвенно помогает детям в этот период совершать великую работу по формированию языковой функции, так как язык не является результатом сознательной работы. Он проявляется в человеке на уровне подсознания, и его видимая форма возникает уже сформированной. М. Монтессори пишет, что «ни один ребенок не испытывает усталости, овладевая родным языком; его «языковой механизм» вызывает к жизни язык как единое целое, каким бы сложным или простым он ни был». 

Формирование языкового механизма заканчивается примерно в 2,5 года. И в оставшееся до 5-6 лет время начинается следующий период, когда он развивается так же живо и спонтанно, но уже без «взрывов» и «горячих точек». Все, что мы можем сделать в группе «Вместе с мамой» это внимательно наблюдать действие впитывающего разума ребенка, спонтанное формирование языковой функции и тщательно фиксировать этот процесс, не подгоняя и не нарушая своим вмешательством напряженную работу ребенка в этом направлении. А для того, чтобы производить фиксацию достижений малыша, будем незаметно создавать специальные точечные ситуации, в которых ребенок сможет эти достижения проявить.

Мюнхенская функциональная диагностика мягко фиксирует этапы формирования той или иной функции в некотором разбросе возраста, так как каждый ребенок от природы имеет свою траекторию движения. 

Все показатели проявления этой функции даны по результатам обследования детей в 50% – 90% случаях, так что любая мама и уж, тем более профессиональная наставница, может определить по результатам диагностики уровень формирования языковой функции малыша. 



Устная речь 


- Говорит двойные слоги, например, ма-ма, дай-дай без значения. 8,5 м. 1 г.
- Говорит двойные или одинарные слоги со значением. 9,5 м. 1 г. 1 м.
- Выражает желания определенными звуками, говоря, например: “э!”. 10 м. 1 г. 1,5 м.
 - Использует слова “папа” или “мама” для людей. 10,5 м. 1 г. 2,5 м.
 - Говорит два осмысленных слова. 11 м. 1 г. 3 м.
 - Говорит три осмысленных слова. 1 г. 1 г. 4,5 м.
 - Напевает вместе с кем-либо детские песенки. 1 г. 1 м. 1 г. 6 м.
 - Говорит осмысленное слово с двумя различными гласными звуками, например: “киса”. 1 г. 2 м. 1 г. 7 м.
 - Называет знакомый предмет в ответ на вопрос. 1 г. 3 м. 1 г. 9 м.
 - Выражает желания словами, как например: “дай”, “ам-ам”. 1 г. 4 м. 1 г. 9 м.
 - Повторяет знакомое слово. 1 г. 5 м. 1 г. 11 м.
 - Может вербально отклонить просьбы. 1 г. 6 м. 2 г. 1 м.
 - Говорит первые предложения из двух слов на детском языке, например: “папа машина”. 1 г. 7 м. 2 г. 2 м.
 - Называет восемь из двенадцати предметов на тестовых картинках “А ”. 1 г. 8 м. 2 г. 4 м.
 - Использует свое имя, когда говорит о себе. 1 г. 10 м. 2 г. 7 м.
 - Говорит первые предложения из трех слов на детском языке, например: “папа машина ехать”. 1 г. 11 м. 2 г. 8 м.
 - Называет все предметы на 12 тестовых картинка “А ”. 2 г. 2 г. 9 м.
 - Говорит о себе в “Я”- форме. 2 г. 1 м. 2 г. 10 м.
 - Говорит первое предложение из четырех слов на детском языке. 2 г. 2 м. 3 г.
 - Использует числительное два для обозначения нескольких предметов. 2 г. 3 м. 3 г. 2 м.
 - Использует слово “мне” или “тебе”. 2 г. 4 м. 3 г. 3 м.
 - Называет предметы на одной из тестовых картинок “С” во множественном числе. 2 г. 5 м. 3 г. 5 м.
 - Говорит первое осмысленное предложение из пяти слов на детском языке (не повтор). 2 г. 6 м. 3 г. 6 м.
 - Использует вопрос: “Почему?” (ответ не всегда нужен). 2 г. 7 м. 3 г. 8 м.
 - По просьбе взрослого повторяет одно из предложений, состоящих из пяти слов. 2 г. 8 м. 3 г. 9 м. - Говорит первое осмысленное предложение из шести слов на детском языке (не повтор). 2 г. 10 м. 4 г.
 - К двум прилагательным находит слова противоположные по значению (в контексте). 3 г. 4 г. 3 м. 

 Предметы среды и понимание речи


 - Ищет отца или мать, если спрашивают “папа” или “мама”. 8 м. 11 м.
 - Поворачивается, когда родители называют его имя. 8,5 м. 11,5 м.
 - Реагирует на похвалу или запреты. 9,5 г. 1 г. 0,5 м.
 - Выполняет просьбы “иди сюда” или “дай мне”. 10,5 м. 1 г. 2 м.
 - Если спрашивают, ищет предмет, с которым только что играл. 11 м. 1 г. 3 м.
 - В ответ на вопрос ищет еду, свою бутылочку или чашку. 1 г. 1 г. 4 м.
 - Правильно показывает или направляет взгляд на часть тела. 1 г. 1 м. 1 г. 5 м. - Понимает слово “открыть” и открывает банку. 1 г. 1,5 м. 1 г. 6 м.
 - Правильно показывает или направляет взгляд на две из четырех тестовых картинок “А ” 1 г. 2 м. 1 г. 7 м.
 - Правильно показывает или направляет взгляд на свой живот (живот другого человека, живот куклы). 1 г. 3 м. 1 г. 8 м.
 - Выполняет просьбу “подними куклу, и положи ее на стол”. 1 г. 3,5 м. 1 г. 9 м.
 - Правильно показывает или направляет взгляд ни четыре из восьми тестовых картинок “А ”. 1 г. 5 м. 1 г. 11 м.
 - Правильно показывает или направляет взгляд на три части тела. 1 г. 6 м. 2 г. - Правильно показывает или направляет взгляд на восемь из 12 тестовых картинок “А” (предъявляются три картинки одновременно с последующей заменой одной). 1 г. 7 м. 2 г. 1 м.
 - Понимает слово “холодный”, указывает на холодные предметы или называет их. 1 г. 8 м. 2 г. 3 м. - Понимает слово “большой”, в ответ на просьбу берет большой мяч (из двух). 1 г. 9 м. 2 г. 4 м.
- Показывает или смотрит на свою руку. 1 г. 10 м. 2 г. 5 м.
- Понимает слово “тяжелый”, показывает на тяжелый предмет. 1 г. 11 м . 2 г. 7 м. - Распознает два вида передвижения на тестовых картинках “А ” ( Птица, рыба – летит, плывет). 2 г. 2 г. 8 м.
- Понимает два из четырех предлогов, наречий (на, под, рядом, за/позади). 2 г. 1 м. 2 г. 9м.
- Понимает два вопроса: “Что ты делаешь ложкой? (расческой, с чашкой)”. 2 г. 2 м. 2 г. 11м.
- Понимает слово “легкий”, берет легкий предмет. 2 г. 3 м. 3 г.
- Понимает два вопроса из трех: “Что ты делаешь, когда ты устал? (голоден, грязный)”. 2 г. 4 м. 3 г. 1 м.
- В ответ на вопрос, показывает свой подбородок. 2 г. 5 м. 3 г. 3 м.
- Знает мальчик он или девочка. 2 г. 8 м. 3 г. 7 м.
 - Показывает дважды правильно на самую длинную из трех линий. 2 г. 10 м. 3 г. 9 м. 



Предметы среды и социальное развитие 


 Язык не может проявиться сам по себе, вне участия ребенка в социальной жизни его окружения. Дети безгранично толерантны к нему, настроены на волну той обыденной человеческой деятельности, которой занимаются родные ему взрослые люди. В обиход ребенка входят, прежде всего, те слова и понятия, которые употребляются его близкими. Но происходит этот процесс только в моменты его собственной концентрированной деятельности с теми или иными предметами обыденной жизни. 

Значит, мы должны создать условия не столько для вербального диалога с детьми, сколько для постоянного наблюдения ими событий, которые происходят вокруг и его самостоятельной концентрированной деятельности, требующей точного обращения с теми или иными предметами человеческой культуры. Разумеется, именно той культуры, в которой ребенок живет, а не искусственно для него созданной. 

Вот почему мы не организуем в подготовленной среде групп «Вместе с мамой» специального уголка с предметами для развития языка и сенсорики, но особенно тщательно продумываем уголок детской кухни, где выделяем маленькую полочку для нескольких коробок и корзинок, которые помогут нам зафиксировать языковые достижения малышей. 

Никаких презентаций этих коробок мы не предлагаем ребенку. Он просто рассматривает предметы и играет с ними, как ему вздумается. Взрослые лишь наблюдают его действия, и фиксирует свои наблюдения. 

Мюнхенская функциональная диагностика допускает возможность задать ребенку тот или иной вопрос по поводу его действий или назначения отдельных предметов, сложенных в коробку.
 - Может отклонять просьбы протестом. 8 м. 11 м.
 - В ответ на просьбу дает матери предмет. 9 м. 1 г. 0,5 м.
 - Имитирует один жест, например: хлопанье в ладоши или делает “пока-пока”. 10 м. 1 г. 1,5 м.
 - Ласкает куклу или мягкую игрушку. 11 м. 1 г. 2,5 м. Катит мяч взрослому. 11,5 м. 1 г. 3,5 м.
 - Подражает видам домашней деятельности, например, вытиранию или подметанию. 1 г. 0,5 м. 1 г. 4,5 м.
 - Помогает убирать игрушки. 1 г. 1 м. 1 г. 5 м.
 - Иногда подходит с книгой с картинками, чтобы ее ему показали. 1 г. 2,5 м. 1 г. 7 м.
 - Выполняет простые поручения по дому. 1 г. 3 м. 1 г. 8 м.
 - Остается на короткий промежуток времени у знакомых (15 минут). 1 г. 4 м. 1 г. 9 м.
 - Сам выбрасывает мусор в мусорное ведро. 1 г. 5 м. 1 г. 11 м.
 - Охотно играет с ровесниками в догонялки. 1 г. 6 м. 2 г.
 - Спонтанно обхаживает куклу или мягкую игрушку (кормит, укладывает и т.д.). 1 г. 7 м. 2 г. 2 м.
 - Пробует утешить, если кто-то печален. 1 г. 8 м. 2 г. 3 м.
 - Вербально выражает чувства. 1 г. 11 м. 2 г. 7 м.
 - Выражает желание в “Я”- форме. 2 г. 1 м. 2 г. 10 м.
 - Придерживается правила игры: “один раз “Я”, один раз “Ты”!”. 2 г. 3 м. 3 г. 


 


Предметы среды и самостоятельность 


- Пьет из стакана, не проливая, если стакан держат. 9 м. 1 г.
- При одевании пробует помочь собственными движениями. 10 м. 1 г. 1,5 м.
- Сам снимает расстегнутые туфли. 11 м. 1 г. 3 м.
- Сам держит стакан, когда пьет. 1 г. 1 г. 4,5 м.
- Подводит наполненную ложку ко рту (пачкаться разрешается). 1 г. 1 м. 1 г. 6 м . - Иногда ест вилкой. 1 г. 2 м. 1 г. 7 м.
- Самостоятельно пьет из чашки. 1 г. 2,5 м. 1 г. 8 м. - Трет руки под струей воды. 1 г. 3 м. 1 г. 9 м.
- Ложкой съедает часть содержимого тарелки (испачкаться может). 1 г. 4 м. 1 г. 10 м.
- Перемешивает чай чайной ложкой в наполненной чашке, не проливает при этом жидкость через край. 1 г. 5 м. 1 г. 11 м.
- Поверхностно вытирает руки полотенцем. 1 г. 6 м. 2 г. 1 м.
- Снимает расстегнутую куртку. 1 г. 7 м. 2 г. 2 м.
- Интересуется секрецией взрослых. 1 г. 8 м. 2 г. 3 м. 
- Съедает содержимое тарелки ложкой, испачкавшись совсем чуть-чуть. 1 г. 9 м. 2 г. 4 м.
- Снимает нижнюю сорочку, без рукавов. 1 г. 10 м. 2 г. 6 м.
- Надевает сапоги или туфли. 1 г. 11 м. 2 г. 7 м.
- Надевает нижнюю сорочку без рукавов. 2 г. 2 г. 7 м.
- Моет руки с мылом и вытирает их полотенцем. 2 г.1 м. 2 г. 7 м.
- Сам расстегивает большие пуговицы. 2 г. 2 м. 2 г. 11 м.
- Иногда остается сухим в течение дня. 2 г. 3 м. 3 г. 1 м.
- Остается сухим во время обеденного сна. 2 г. 4 м. 3 г. 2 м.
- В течение дня, как правило, сух и чист. 2 г. 6 м. 3 г. 5 м.
- Сам надевает брюки. 2 г. 7 м. 3 г. 6 м. 
- Как правило, сухой ночью. 2 г. 9 м. 3 г. 9 м.
- Полностью одевается под руководством. 3 г. 4 г. 1 м. 


Предметы русской подготовленной среды

 

В России принято по окончании пребывания ребенка вместе с мамой в группе устраивать короткое общее чаепитие. Все собираются за одним столом. Детям предоставляется возможность наблюдать культуру еды взрослых, принятую в нашей стране и проявлять самостоятельность в приеме пищи. А мамы стараются дать образцы культуры поведения за столом и наблюдают достижения своего малыша. Они стараются не сравнивать его с другими, но терпеливо отмечают настоящие достижения своего ребенка по сравнению с прошлыми. И, кроме того, общее чаепитие поддерживает теплую дружескую и приветливую атмосферу в группе, заботливое отношение друг к другу ее участников. 

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (21) 2010 г.
Фото автора и интернет-источник

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?