“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Стирать и гладить белье - любимейшие занятия детей 3 - 6 лет

17 августа 2023, 17:02  Просмотров: 123

Наблюдения медленно струящейся воды способствует внутренней сосредоточенности человека (и не только ребенка)


Не примите за пафос эти слова, но при упражнениях с водой психика ребенка как бы настраивается на естественный, природосообразный лад. И в то же время в обыденной жизни мы производим множество действий с водой, начиная с утреннего и вечернего умывания, чистки зубов, мытья рук и кончая стиркой белья. Все эти действия требуют умения и сноровки, которые для взрослого человека не составляют сложности, а маленькому кажутся непреодолимым препятствием.


Описание материала


На отдельном столике - два тазика, мыльница с мылом или баночка со стиральным порошком. кувшин, клеенчатый фартук. Около стола - корзина с бельем, полотенце для рук. Тут же сушилка с прищепками. Ведро, щетка для мытья тазика и тряпка для пола. Можно тут же вместо порошка положить мыльницу с мылом, разделочную дощечку и маленькую терку, чтобы натереть мыло для стирки.

Весь материал для стирки взрослые обычно собирают сами. Но специальный столик для стирки изготавливает и наши фабрики по производству монтессори-материалов.

Попробуем в этом свете сформулировать прямые и косвенные цели упражнений в стирке белья


Прямая цель: ребенок учится самостоятельно стирать, полоскать, выжимать и сушить белье.

Косвенная цель:он знакомится с предметами, которые люди придумали для стирки и сушки белья, самостоятельная стирка белья, координация движений, развитие мелкой моторики, концентрация внимания, аккуратность.


Презентация и упражнения

Ребенок и наставница надевают фартуки, наливают в тазики воду из кувшина. В левый тазик высыпают немного стирального порошка из баночки. Затем наставница вынимает, одну из вещей из корзины, смачивает, намыливает и стирает ее в тазике. Затем она выжимает вещь и кладет в правый тазик для полоскания. Она выжимает ее и вешает сушиться, прикрепляя прищепкой.

Ребенок повторяет все действия наставницы. Когда все белье выстирано, ребенок выливает мыльную воду в ведро. После полоскания вода тоже выливается в ведро, а тазики протираются сухой губкой. Тряпкой для пола протирается пол.


Наблюдаем ребенка, стирающего белье


Стирать белье - одно из любимейших занятий детей 3 - 6 лет. Им не только нравится возиться с водой, но и овладевать нехитрым умением стирать собственные носочки, тряпочки, кукольную одежду.

В группе тазики для стирки стоят стационарно в специальном уголке. А дома мама может поставить их специально для ребенка на маленьком столике в ванной комнате.

Понятно, что современные родители стирают белье в стиральной машине, но детям лучше показать "дедовский" способ стирки, чтобы ребенок мог познакомиться с предметами, которые люди придумали для стирки белья. Презентация материала дается лишь один раз, когда ребенок впервые его берет. В дальнейшем взрослый помогает малышу лишь по его просьбе.

Наблюдение за работой ребенка ведется, можно сказать, произвольно. Наставница записывает в свой блокнот лишь несколько важных фраз.

Настя Ш. 5 лет 10 месяцев.
Настя решила стирать на балконе. Бабушка приготовила ей столик с тазиками, кувшином для воды и стиральным порошком. Она показала девочке, как принято стирать белье, и Настя приступила к работе. Девочка очень старалась, выполняла точно действия презентации. Ее личико было серьезно и сосредоточено.

Интересно заметить, что не смотря на то, что Настя привыкла работать левой рукой, она выполняла действия слева направо, как это делают праворукие дети. То есть, общий контекст презентации не был ею изменен, хотя кувшин она держала с опорой на левую руку и выжимала носочки, которые стирала тоже, опираясь на левую руку.


Как гладят белье?


Одно из наиболее частых действий, которые выполняют взрослые (особенно мама или бабушка) дома и за которыми наблюдает ребенок, — это глажка белья. Чаще всего мама гладит белье на столе или на специальной гладильной доске. Но и стол, и доска не годятся для работы ребенка, они слишком высоки для него. Да и утюг большой и тяжелый. В последнее время можно найти в продаже специально сделанные для детей маленькие гладильные доски или подготовить для этой работы ребенка отдельное место на низком столике.



Материал


Маленький легкий электрический утюг; небольшая фланелевая подстилка для глажки или специальное покрытие для гладильной доски; подставка для утюга; две корзинки: в одной сухие не глаженные тряпочки, носовые платки, салфетки; другая корзинка пустая. В нее будет сложено поглаженное белье. В целях безопасности розетка, в которую включается утюг, должна находиться в недоступном для ребенка месте.

Цели


Прямая. Ребенок учится самостоятельно гладить свое белье, полотенце, носовые платки.

Косвенная. Развитие самостоятельности, последовательность сложных действий, тренировка кисти руки, концентрация внимания. Утончение тактильных и тепловых ощущений, развитие аккуратности, опрятности.


Презентация


Приводим здесь презентацию этого материала для упражнений ребенка в глаженье, как это описано в книге Марины Геннадиевны Сороковой «Жизненная практика и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори».

Ребенок подходит к учителю и говорит, что он хочет гладить белье. Утюг находится на подставке. Учитель включает утюг, регулятор которого стоит в положении «минимум», и обращает внимание ребенка на загоревшуюся лампочку:

- Смотри: лампочка загорелась, значит, утюг нагревается!

Он предлагает ребенку подождать, пока утюг нагреется, то есть до тех пор, пока лампочка снова погаснет. Учитель говорит:

- Мы будем гладить белье. Сначала я покажу, как это делают, а потом попробуешь.
Он расстилает прямоугольную тряпочку на гладильной доске, берет утюг, аккуратно ставит его на тряпочку и медленными плавными движениями гладит. Тряпочка постепенно разглаживается, складки исчезают.

Если тряпочка поглажена, учитель убирает утюг обратно на подставку и предлагает ребенку прикоснуться кончиками пальцев к еще не остывшей ткани: «Она горячая!» Это делают, чтобы убедить ребенка, что утюг действительно горячий и нельзя прикасаться к его подошве. По окончании презентации надо сказать об этом ребенку.

Тряпочку сворачивают и кладут в корзинку для глаженого белья. В дальнейшем ребенок выполняет упражнение самостоятельно. Учитель следит за тем, чтобы утюг каждый раз возвращался на подставку. Он говорит:

- Мы ставим утюг только на подставку!

По окончании работы учитель выключает утюг из сети и обращает на это внимание ребенка.

Можно предложить ребенку смачивать белье в процессе глаженья с помощью пульверизатора. Можно показать ему, как гладят шерстяные ткани через влажную марлевую ткань. Можно показать, как делают складки с помощью утюга или отглаживают стрелки на брюках.

Новые слова: гладить, отглаживать, утюг, лампочка, гладильная доска, регулятор, розетка, нагреваться, включать, выключать, пульверизатор, подставка для утюга.

При подготовке текстов наблюдений за работой ребенка советуем прочитать подобные дневники Юлии Ивановны Фаусек. (Юлия Фаусек. Педагогика Марии Монтессори. Издательство «Генезис» 2007 год. Стр. 138 – 143 и на других страницах этой книги).

Цитата из книги Елены Хилтунен "Практическая монтессори-педагогика", Москва, издательство ЮНИОН-паблик, 2005 год.

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?