Простейший материал для распознавания цветов
Цветные таблички - классический материал Марии Монтессори, описанный ею во многих работах и, прежде всего, в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики". Варианты упражнений детей с цветными табличками исследовались в ходе федерального эксперимента "Монтессори в России" 1995 - 2000 г.
Для распознавания цветов и утончения зрения Мария Монтессори предлагала детям упражнения с мотушками или, как мы теперь говорим, с цветными табличками. Первая коробка цветных табличек - простейший материал для распознавания цветов в него входят таблички лишь трех основных цветов - красного, синего и желтого.
В основе работы с материалом лежит принцип упорядочивания табличек по цвету, составление пар табличек одинаковых по цвету. Материал состоит из небольшой деревянной коробочки с тремя парами табличек основных цветов: красного, синего и желтого. У каждой таблички с двух сторон белый кант.
Вторая коробка Цветных табличекУченые утверждают, что сенситивный период утончения зрения у ребенка начинается примерно со второй недели жизни. Малыши далеко не сразу приобретают способность различать цвета. Сначала они могут распознавать только свет и темноту, потом желтый цвет, следом – красный, фиолетовый и так далее. Причем, яркие цвета могут раздражать глаза малыша, они будут быстрее утомляться и зрение притупляться. Дети 2,5 – 3-х лет, у которых сенситивный период утончения зрения подошел к своей середине, с большим интересом изучают цвета окружающего их мира. |
О целях упражнений детей с Цветными табличками
Думать над целями своей работы означает делать ее осмысленной, не выдавать напоказ фиктивно-демонстративный продукт. В монтессори-педагогике главной целью взрослого является стремление увидеть малейшие особенности свободно развивающегося ребенка, и с помощью тех или иных культурных предметов помочь ему самостоятельно разобраться в окружающей жизни и в самом себе.
Заметьте, что такая цель противоречит традиционному смыслу учебной работы. По традиции взрослые люди обучают детей основам наук, передают им свой социальный опыт жизни в обществе. Попробуем в этом свете сформулировать прямые и косвенные цели дидактического материала, о котором идет речь на нашем тренинге. Итак, первая коробка с Цветными табличками.
Прямая цель. Выстроить в ряд пары табличек одинакового цвета. Распознавать и называть основные цвета.
Косвенная цель.Утончение зрения, выстраивание сериационного ряда, сравнение и анализ, подготовка к художественному творчеству и изучению мира природы.
Презентация и упражнения
Ребенок приносит на рабочий стол коробочку с табличками, открывает крышку и раскладывает их в беспорядке. Наставница предлагает ребенку показать, что делают с этим набором цветных табличек.
Она берет красную двумя пальцами за края, и кладет в центре стола вертикально. Затем отыскивает глазами, среди оставшихся, такую же, сравнивает ее с уже лежащей, и кладет рядом цвет к цвету.
То же наставница делает с остальными табличками. На столе образуется ряд, состоящий из пар одинаковых по цвету табличек. Наставница предлагает ребенку самостоятельно построить такой же. Таблички смешиваются, и ребенок продолжает работу сам.
А что во второй коробке?
Во второй коробке с Цветными табличками лежат 11 пар цветных табличек: красная, синяя, желтая, белая, черная, зеленая, оранжевая, розовая, лиловая, серая, коричневая пара. У каждой таблички с двух сторон белый кант.
Ребенок приносит на рабочий коврик коробку с цветными табличками. Наставница предлагает ему рассмотреть их и выложить на ковер. Таблички лежат в беспорядке. Наставница кладет в верхней части коврика три таблички цветов, которые наверняка известны ребенку (красного, синего и желтого), предлагает ему отыскать и положить рядом такие же. Ребенок делает это. Затем наставница кладет ниже еще одну табличку (например, зеленую), выясняет, знаком ли ребенку этот цвет, и они вместе отыскивают на ковре такую же. Презентация продолжается. Наставница замечает, какие цвета ребенок не знает или ошибается при названии.
Когда вертикальный ряд пар табличек выстроен на ковре, первую часть презентации можно считать законченной. То есть, ребенок в состоянии сравнивать и анализировать 11 цветов спектра.
Теперь необходимо сопоставить неизвестные ребенку цвета с их названиями. Для этого все таблички убираются в коробку, а на ковре наставница оставляет только три из них: название одной ребенок знает, а два других ему пока неизвестны. Наставница проводит трехступенчатый урок на изучение цветов спектра. Причем, на второй ступеньке просьба «дай мне… табличку», начинается с названия известного цвета, чтобы ребенку урок показался максимально легким. Это «правило» необходимо соблюдать, чтобы у детей не затухала мотивация к ученью и обострялось впитывающее сознание – главный стимул изучения окружающего мира. Понятно, что контроль над ошибками в этом материале прежде всего визуальный.
Чтобы ребенок научился правильно называть цвета, можно провести с ним короткий трехступенчатый урок
Любое зрительное наблюдение вызывает у ребенка некую реакцию. Лев Семенович Выготский в 1926 году в своей «Педагогической психологии» так описывал ее три основные момента.
«Первый момент – это восприятие организмом тех или иных раздражений, посылаемых внешней средой. Он условно называется сенсорным. Затем следует второй момент переработки этого раздражения во внутренних процессах организма, возбужденных толчком к деятельности. Наконец, третьим моментом будет ответное действие организма, большей частью в виде движения, появляющегося в результате внутренних процессов. Этот третий момент назовем моторным, а второй применительно к высшим животным и человеку, у которого он связан с работой центральной нервной системы, можно обозначить как центральный. Эти три момента, сенсорный, центральный и моторный, или восприятие раздражения, переработка его и ответное действие, – необходимо присутствуют во всяком акте реакции».
А вот как десятилетием раньше Л. Выготского в 1913 году, Мария Монтессори поясняла свой знаменитый трехступенчатый урок, идею которого она, оказывается, тоже позаимствовала у одного из своих учителей.
«Как ни желательно положить воспитание чувств в основу понятий, вначале следует учить ребенка ассоциировать речь с восприятиями. В этом отношении я с большим успехом проходила с нормальными детьми три периода, из которых по Сегену должен складываться урок.
Ассоциация сенсорного восприятия с названием.Например, мы показываем ребенку два цвета: красный и синий. Показывая красный, мы говорим: «это – красный», а, показывая синий, мы говорим – «это синий». Затем мы кладем цветные мотки перед глазами ребенка на стол.
Распознавание предмета, соответствующего названию.Мы говорим ребенку: «Подай мне красное», а затем: «подай мне синее».
Запоминание слова, соответствующего предмету. Показывая предмет, мы спрашиваем ребенка: «Какой он? И он должен ответить: «Красный».
Итак, классический трехступенчатый урок М. Монтессори это...
1 ступень. Наставница оставляет на столе три цветных таблички: красную, синюю и желтую. Она кладет их горизонтально перед ребенком и, указывая на каждую, называет их: это – красная, это – синяя, это – желтая.
2 ступень. Наставница просит ребенка деть ей или положить перед ней ту или иную табличку. Она говорит: Дай мне – красную; дай мне – синюю; дай мне – желтую. Ребенок выполняет действие молча.
3 ступень. Наставница спрашивает ребенка, указывая на табличку: Это какой цвет? Ребенок отвечает: Красный! А это – какой? Синий! А это? Желтый!
Сеген, как рассказывала М. Монтессори, строго настаивал на этих трех периодах короткого урока, и советовал некоторое время подержать все три предмета (например, таблички) перед глазами ребенка. Он рекомендовал также никогда не показывать одного цвета, но всегда два или три за один раз, так как контраст способствует запоминанию.
«Ассоциация названий с сенсорными стимулами является источником огромного удовольствия для ребенка. Я помню, как однажды девочка, еще не достигшая трех лет и несколько запоздалая в развитии речи, заучивала названия трех цветов. Я попросила детей поставить у окна столик и, усевшись в одно из креслиц, указала девочке справа от себя такое же креслице.
На столе передо мной лежало шесть цветных мотков попарно, – два красных, два синих и два желтых.
В первом периоде я положила один из мотков перед ребенком и попросила найти мне похожий. Это я повторила для всех трех цветов, показав ей, как располагать их правильными парами.
После этого я перешла к третьему периоду Сегена. «Если ребенок не научился ассоциировать название с предметом, то единственное средство успеть в этом – это повторить, как чувственный стимул, так и слово, то есть, повторить весь урок. Но если ребенок ошибся, значит в данный момент он не готов к психической ассоциации, которую мы желаем в нем пробудить, и надо выбрать для этого более подходящую минуту. Если, поправляя ребенка, мы скажем: «Нет! Ты ошибся!», то эти слова останутся в его уме и замедлят изучение нужного слова. Напротив, умолчав об ошибке, мы оставляем свободным поле его сознания, и следующий урок будет успешнее первого».
Упражнения с Цветными табличками
Расстелить коврик, дать в руки ребенку табличку, например, красную и предложить ему отыскать в комнате предметы такого же цвета и принести их на коврик.
Упражнение на двух столах. Таблички разложены на двух, стоящих в разных концах комнаты, столах. Надо, подбирая по одной, собрать их вместе и выстроить сериационный ряд.
Шестеро детей сидят в кругу. Наставница раздала им цветные таблички. Один из детей кладет свою табличку в центр круга.
- У кого табличка такого же цвета? – спрашивает наставница.
- У меня!
- Положи ее, пожалуйста. рядом с первой!
Упражнение продолжается в том же духе, пока гармоничный ряд табличек не выстроится в центре круга.
Упражнение с цветными карандашами.Три стаканчика основных цветов: красный, синий, желтый. Коробка с красными, желтыми и синими карандашами.
Ребенок берет поднос с этим материалом и сортирует цветные карандаши, устанавливая их в стаканчики соответствующего цвета.
Упражнение «Копилка». Для него надо приготовить материал. На поднос поставить три баночки с цветными крышками: красной, синей и желтой. В каждой крышке сделана прорезь, как в копилке. Рядом стоит корзиночка с разноцветными пуговицами.
Ребенок сортирует пуговицы трех цветов, опуская их в банки через отверстия соответствующих крышек. В корзинке сложены пары мотков или катушек ниток мулине трех цветов. Ребенок выстраивает из них сериационный ряд и учится называть цвета.
Интересно, что, придумывая дидактический материал для распознавания цветов, М. Монтессори сначала сделала его именно из ниток. Она намотала на плоские картонные катушки шелковые нитки и предложила детям раскладывать их, называя цвета. Поэтому в описаниях этих упражнений в старых книгах можно встретить необычное для современного языка слово «мотушки».
Нанизывание цветных бус по образцу.В корзинке лежат крупные деревянные, глиняные или пластмассовые бусины трех цветов: красного, синего и желтого. Рядом на карточках нарисованы уже собранные бусы. Цветные бусины расположены в разной последовательности. К этому прилагается кожаный шнурок, которые ребенок берет, чтобы нанизать на него бусы в той последовательности, как изображено на рисунке.
Разноцветные капли. На подносе лежит платформа для заморозки воды в холодильнике с 12 ячейками. Сверху отмечены три перекрестия красного, синего и желтого цвета. В каждом пузырьке – пипетка с колпачком из толстой резины. Маленькая губка.
Ребенок берет с полки поднос с материалом и ставит перед собой. По капле он переносит воду из разных пузырьков в ячейки платформы с помощью пипеток. Ячейки постепенно наполняются водой в соответствии с их цветом. Затем в помощью этих же пипеток вода вновь переносится в пузырьки.
Материал предоставляет ребенку возможность не только развивать пальцы рук, работая с пипеткой, но и тренироваться в дифференциации и распределении цветов, в сравнении и различении.
Наблюдаем ребенка, работающего с коробкой Цветных табличек
Первая коробка цветных табличек предназначена для самостоятельной работы детей 3 - 4-х лет во время свободной работы в группе или дома, если родители изготовили цветные таблички для своего ребенка.
Раньше трех лет предлагать ребенку распознавать цвета с помощью табличек не рекомендуется, так как его ум пока не готов к такой работе, и малыш не понимает, что именно надо делать с цветными табличками. Он готов пока только вынуть таблички из коробки и положить их обратно. Причем, из-за отсутствия совершенного пинцетного движения пальцев он берет таблички, как ему удобно - в кулачок или всей ладошкой. В то время как старшие дети берут таблички кончиками пальцев за белый край.
Материал обычно лежит на низкой полке так, чтобы ребенок мог сам его выбрать из других и перенести на рабочий стол или на коврик.
Самостоятельный выбор материала сопровождается серьезным настроем на работу с ним. Ребенок сразу приступает к делу, положив перед собой коробочку с материалом. Если ему требуется презентация, наставница садится на маленький стульчик рядом с ребенком справа.
Коробочка с табличками ставится в центре стола между наставницей и ребенком, и они вмести составляют своеобразный треугольник, помогающий ребенку сосредоточиться, сконцентрироваться на работе.
Работа носит индивидуальный характер, поэтому рабочие коврики или столики являются автономной территорией ребенка, нарушать которую можно только с его разрешения. Презентация дается лишь один раз, когда ребенок впервые берет материал. В дальнейшем взрослый помогает малышу лишь по его просьбе.
Обычно наставницы договариваются с детьми, что эта просьба будет выражена поднятием руки, а не громким зовом, который может помешать в работе другим.
Наблюдение за работой ребенка ведется, можно сказать, произвольно. Наставница записывает в свой блокнот лишь несколько важных фраз.
Варя Т. 10 июля 2007 года, 3 года и 2 месяца
Выбрала цветные таблички по совету взрослого. Получила презентацию, но не поставила материал на место, а стала продолжать работу. Смешала перед собой все таблички и стала выстраивать пары, видимо, вспоминая, как ей показывали во время презентации. Пары выстроились легко. Но потом Варя взяла одну из табличек и побежала с ней к наставнице с вопросом: "Это красная?" Наставница обернулась и спокойно сказала: "Это желтая".
Варя вернулась к своему столу и выбрала правильную табличку. "Вот это красная", - сказала она утвердительно. Наставница, посмотрев, улыбнулась: "Да. Это красная". Было ясно, что девочка пока не знает названия цветов, но уже легко различает их и может складывать пары.
Одной из важных особенностей любого монтессори-материала является то, что они пригодны для работы с детьми разного возраста. Всегда можно найти нечто интересное, что увлечет и младшего ребенка и старшего.
Будем наблюдать работу с первой коробкой табличек пятилетней девочки Насти, которая уже давно различает цвета. Обратите внимание, ее занимает способ доставания таблички из коробочки и безошибочное называние цветов.
Должна сказать, что в продолжении работы Настя придумала взять листок бумаги, обвести цветные таблички, заштриховывать их и подписывать цвета!
Через несколько дней Настя решила раскладывать таблички из второй коробки в дорожку после того, как увидела, как это пыталась сделать ее младшая сестренка. Эта работа оказалась для нее слишком легкой. Но когда ее спросили, как называется лиловый цвет, она сказала - "это фиолетовый". Отметим, что между этими двумя цветами довольно трудно заметить разницу. Даже некоторые взрослые не могут этого сделать. Если вторая коробка с цветными табличками есть в Монтессори-группе, все наставницы должны договориться, как они будут называть фиолетовую (лиловую) табличку.
При подготовке текстов наблюдений за работой ребенка советуем прочитать подобные дневники Юлии Ивановны Фаусек. (Юлия Фаусек. Педагогика Марии Монтессори. Издательство «Генезис» 2007 год. Стр. 138 – 143 и на других страницах этой книги).