Животный мир континентов
Ребенок может так и не научиться по-настоящему наблюдать природу, если находящиеся рядом с ним взрослые сами не умеют удивляться и восхищаться ею. Теоретические разработки Марии Монтессори обретают жизнь в практическом существовании специально разработанных для детей дидактических материалах.
Приготовим билетики с названиями классов животных: моллюски, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, птицы, млекопитающие; в коробке или корзинке лежат фигурки животных, контрольная карта с изображениями животных, короткие тексты о характерных признаках класса.
Цель упражнений: узнать, какие животные населяют разные континенты Земли. Научиться делить животных по группам, в зависимости от характерных признаков, узнать новые категории: пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие, насекомые.
Помимо знакомства с животным миром, такое упражнение подготавливает ребенка к упорядочиванию большого объема информации, приучая анализировать и делать логические выводы.
Материал
Картонное или фанерное поле с изображением континентов, корзина с изображениями животных (жираф, крокодил, кенгуру, верблюд и т.д.), контрольная карта континентов с изображениями животных.
Описание работы
Работе с материалом предшествует объяснение учителя, кто где живет. Затем ребенок вынимает из корзинки изображение любого животного и ставит на соответствующий континент (проверка по контрольной карте). Если работа проводится во время общего круга, можно сопровождать ее кратким рассказом об образе жизни животных с включением игровых моментов, например, водящий вытаскивает фигурку животного и пытается движениями передать его повадки, остальные должны угадать животное; угадавший водит.
Кто где живет
Цель упражнений - знакомство детей с окружающим миром, со средой обитания животных, растений и людей.
Большой лист бумаги, на котором нарисованы земля, вода, воздух и солнце. Корзина с маленькими картинками и фигурками. Детям предлагается украсить картину, т. е. расставить фигурки и картинки так, как они существуют в природе. Каждому ребенку предлагается принять участие, поэтому упражнение лучше проводить в кругу с группой детей, хотя при желании с материалом может работать и один ребенок.
Детские представления об окружающем их мире весьма хаотичны и расплывчаты. Они складываются из тех минимальных впечатлений, которые дети получили за 3—4 года жизни на земле и из мимолетных рассказов взрослых. Поэтому им не так-то просто бывает разобраться, например, где именно обитает то или иное животное или растение.
Если дети работают с материалом в группе и с участием взрослых, то представления каждого дополняются знаниями других и запечатлеваются, откладываются в сознании. Взяв материал повторно, ребенок теперь уже самостоятельно пытается воспроизвести впитанное. Но даже в случае неудачи он проделывает важную работу по упорядочиванию своего сознания, своих представлений о мире, его окружающем.