Материал для возведения в квадрат и в куб
Квадратный деревянный стенд, на котором расположены: "квадратные" цепочки, количество бусин в которых равно квадратам чисел от 1 до 10. Каждая А2 цепочка состоит из А стержней по А бусин на каждом.
- Отдельные квадраты из бусин, представляющие квадраты чисел от 1 до 10. Количество квадратов со стороной А равно А.
- По две карточки с числом А и по одной карточке с символом А2 для каждой "квадратной" цепочки.
- "Кубические" цепочки, количество бусин в которых равно кубам чисел от 1 до 10. Каждая АЗ цепочка состоит из А х А стержней по А бусин на каждом или из А "квадратных" цепочек.
- Кубы из бусин, представляющие кубы чисел от 1 до 10. - Карточки с символами АЗ к каждой "кубической" цепочке. Ящик с цветными стержнями из бусин. "Ведущие квадраты". Ящик с кубами и призмами с квадратным основанием. Биномиальный куб. Триномиальный куб. Арифметико-триномиальный куб.
Цели
Прямая цель: знакомство с терминами "квадрат числа" и "куб числа" на конкретном материале. Нахождение с помощью конкретного материала и вывод общих формул квадрата и куба многочлена (в частности, дву- и трехчлена).
Косвенная цель: подготовка к извлечению квадратного и кубического корней.
Введение термина "квадрат числа"
Презентация
1. Из ящика берут любую квадратную цепочку, например, цепочку 62, и складывают ее таким образом, чтобы получился квадрат. Рядом с двумя сторонами квадрата кладут карточки с числом 6.
2. Учитель говорит:
- Стержень-6, взятый 6 раз, дает квадрат со стороной 6.
Квадрат со стороной 6 из бусин сравнивают со сложенной цепочкой и кладут его рядом с ней.
Учитель помещает перед квадратом карточку 62 и поясняет:
- Этот квадрат содержит шесть во второй степени бусин, поэтому символ 62 читают также
"ШЕСТЬ В КВАДРАТЕ" или "КВАДРАТ ЧИСЛА ШЕСТЬ."
Равенства, представленные материалом, записывают: 6 х б = 62 Бусины, содержащиеся в квадрате, пересчитывают, пользуясь 62-цепочкой, и записывают окончательный ответ: 6 х 6 = 62 = 36.
4. Ребенок продолжает работу с остальными "квадратными" цепочками самостоятельно. Материал убирают.
Введение термина "куб числа"
Из ящика берут "кубическую" цепочку, например, 63-цепочку, и складывают ее так, чтобы получились 6 квадратов 6 х 6. Для сравнения перед ними кладут квадраты 62 из бусин. Складывая квадраты друг на друга, получают куб-63.
Учитель поясняет: "Этот куб содержит шесть в третьей степени бусин, поэтому символ 63 часто читают "ШЕСТЬ В КУБЕ" или "КУБ ЧИСЛА ШЕСТЬ".
Далее записывают равенства, представленные материалом: 6 х 6 х б = 62 х б = 63. Бусины, содержащиеся в кубе, пересчитывают, применяя "кубическую" 63-цепочку. Окончательно получают: 6 х 6 х 6 = 62 х б = 63 = 216. Тем же образом работают с остальными "кубическими" цепочками.
Далее. Все квадраты от 102 до 12 складывают в виде пирамиды. Параллельно пишут числа, соответствующие количеству бусин в каждом квадрате, и находят, наконец, сколько бусин содержит вся пирамида.
Из кубов от 103 до 13 строят башню и параллельно пишут числа, соответствующие количеству бусин в каждом кубе. Количество бусин, содержащихся во всей башне, подсчитывают.
4. Из сенсорного материала выкладывают "Таблицу Пифагора", затем на соответствующие прямоугольники и квадраты кладут цветные стержни и получают ДЕКАНОМИЧЕСКИЙ квадрат. Составляющие квадрат части переворачивают, на них можно написать соответствующие примеры из таблицы умножения. Это упражнение служит для повторения таблицы умножения и коммутативного закона умножения.
Цитата из книги Марины Сороковой "Математика по методу Монтессори в детском саду и школе", Москва, 1997