“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

О тактильной дорожке и дощечках для ощупывания 

6 июня 2023, 15:16  Просмотров: 225

Рука, пальцы, ладошки ребенка едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей


Любая мать без всякой специальной подготовки может заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета — важнейшее, естественное природе занятие малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Чем более чуткими оказываются тактильные ощущения ребенка, тем точнее он в состоянии будет сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, М. Монтессори предлагала изолировать тактильное чувство и закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.


Тактильная дорожка


Ее устраивают прямо на полу. По кругу рассыпают гладкие камешки (гальку), солому, чистый песок, комочки бумаги, зернышки овса, кладут махровую ткань, кусок меха, деревянную дощечку и пр.

Детям предлагают пойти в ванную комнату, снять туфли, облить теплой водой ножки и вытереть их насухо. Каждый, кто это уже сделал, становится босиком на шершавую дорожку и медленно идет по ней, стараясь не сходить с линии.

Звучит тихая музыка. Можно расставить руки в стороны для равновесия. Ступни ног чувствуют шершавые и гладкие участки дорожки. Дети стараются двигаться красиво, грациозно. Не замечая этого, они тренируют координацию движений, концентрацию внимания, учатся владеть своим телом.

Разумеется, такую дорожку можно сделать и на улице, во дворе. Собственно, и делать-то ее специально не обязательно. Просто разрешать детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, по песку, по влажной глине, по речной или морской гальке.

Поскольку центры тактильных ощущений в головном мозге расположены рядом с центрами речевого развития, то для развития речи тренировка ступней ног имеет ничуть не меньшее значение, чем тренировка пальцев рук. То есть путешествуя по шершавой дорожке, ребенок незаметно развивает свою речь.


Специальные Дощечки для ощупывания


Доска А:деревянная дощечка размером 24 х 13 см. На доске обозначены два квадрата — один шершавый (обычно его вырезают из бархатной или тонкой песчаной бумаги и наклеивают на дощечку), другой квадрат — гладкий (полированная поверхность).

Доска В: деревянная доска такого же размера, что и первая, но с пятью шершавыми полосками.

Доска С:она тоже с полосками, но они имеют разную степень шершавости. Эта дощечка помогает ребенку почувствовать, что и шершавые поверхности бывают разные на ощупь: более грубые и менее грубые.


Презентация Тактильных дощечек Монтессори


Ребенок и наставница приносят на рабочий стол все три дощечки стопкой. Наставница кладет перед ребенком доску А (гладкая часть слева) и проводит трехступенчатый урок «гладкий — шершавый».

1-я ступень. Наставница плавно и легко проводит средним и указательным пальцем сверху вниз сначала по гладкому квадрату, говорит: «Гладкий!», затем по шершавому квадрату, говорит: «Шершавый!» и предлагает ребенку повторить ее действия.

2-я ступень. Наставница:
— Проведи по гладкой поверхности!
Ребенок проводит. Наставница:
— Проведи по шершавой поверхности! Ребенок проводит.

3-я ступень.Наставница, показывая на гладкую часть:
— Это какая поверхность? Ребенок:
— Гладкая! Наставница:
— А это? Ребенок:
— Шершавая!

Во второй части презентации или в следующий раз можно показать ребенку и третью дощечку, на которую нанесены полоски разной степени шершавости. Некоторые монтессори-педагоги предлагают положить ее горизонтально и обводить полоски средним и указательным пальцем сверху вниз. Другие считают, что можно воспользоваться стремлением ребенка делать попытки изображать буквы, и тогда лучше положить дощечку вертикально и вести пальцами по полоскам слева направо, как при письме.

Полностью трехступенчатый урок «шершавый — гладкий» с этой дощечкой, возможно, не понадобится. Но детям нравится определять и с открытыми, и с закрытыми глазами гладкие и шершавые полоски.

С доской можно упражняться не менее интересно. С ней нетрудно провести и трехступенчатый урок на определение степени шершавости различных поверхностей. Ввести в словарь ребенка такие слова и понятия, как: менее шершавый, грубый, более шершавый, более грубый.

Упражнения. Можно проводить по поверхностям предметов ладонями, ступнями ног, локтями и определять, гладкие они или шершавые. Можно отыскивать в комнате предметы с гладкой и шершавой поверхностью и определять, каких больше.


Лоскутки


"Среди наших дидактических материалов имеется хорошенький шкафчик из папки, в ящичках которого разложены прямоугольные кусочки различных материй: бархат, сатин, шелк, ситец, полотно и т.п.

Мы предлагаем ребенку потрогать каждый из этих кусочков, произнося соответствующее название и добавляя несколько определений качества, таких как «грубый», «тонкий», «мягкий».

Затем подзываем ребенка и сажаем его за один из столиков, откуда его могут наблюдать сверстники; завязываем ему глаза и даем ткани одну за другой. Он их трогает, поглаживает, мнет между пальцами и говорит: «Это бархат»; «Это тонкое полотно»; «Это грубое сукно» и т.п.

Это упражнение возбуждает всеобщий интерес. Когда мы даем ребенку какой -нибудь предмет, например лист атласной бумаги, наше маленькое собрание трепещет в ожидании его ответа».
М. Монтессори, 1913 г. (Из книги "Дом ребенка. Метод научной педагогики" Изд. "Задруга")


Пары шершавых табличек


В деревянной коробке стоят 5 пар табличек размером 12х9 кв. см. Каждая пара отличается от другой степенью шершавости. На обратной стороне табличек стоят метки, так как нелегко отыскать на ощупь одинаковые таблички. Рядом с коробкой обычно кладут щеточку для обострения чувствительности пальцев.

Цели


Прямая. Найти на ощупь одинаковые таблички и выстроить ряд пар.

Косвенная. Развитие осязания, координация движений, навык самостоятельной углубленной работы, сравнение, анализ и выстраивание сериационного ряда, координация движений, тренировка пальцев рук, подготовка к письму.



Презентация упражнений с парами шершавых табличек


Ребенок приносит коробку с табличками на стол. Наставница подсаживается справа и предлагает ему показать, как работают с шершавыми табличками. Чтобы не оказалось, что таблички уже стоят в коробке парами, их можно заранее перемешать.

Наставница показывает ребенку, как надо подготовить к работе кончики пальцев. Она проводит по ним щеточкой или потирает их друг о друга. Ребенок повторяет движения.

Затем наставница кладет на стол две таблички, плавно проводит по ним двумя пальцами и делает предположение: «По-моему, эти таблички на ощупь разные!»

Ребенок так же проводит пальчиками по табличкам и соглашается: «Да, они разные!» Правая табличка откладывается вправо, а на ее место кладут новую из коробки. Работа продолжается в том же духе. Если наставница и ребенок обнаруживают, что таблички на ощупь одинаковые, они составляют из них пару и выкладывают влево от коробки.

Когда пары одинаково шершавых табличек выстроились в ряд, можно проверить, нет ли ошибки. Для этого таблички переворачиваются и сравниваются метки. Ребенок продолжает работать с шершавыми табличками самостоятельно.

Упражнения с материалом


1. Ребенок находит пары одинаково шершавых табличек с закрытыми глазами.

2. Построение сериационного ряда (упражнение из книги М. Сороковой «Жизненная практика и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори»).

Учитель берет по одной табличке разных степеней шершавости, поочередно проводит по их поверхности кончиками пальцев и раскладывает слева направо друг за другом, начиная с таблички с самым грубым покрытием и кончая табличкой с самым мелким покрытием. Ребенок строит сериационный ряд из вторых экземпляров табличек. Ряд, построенный учителем, он использует в качестве средства контроля.

«Дальнейшие упражнения, — пишет Мария Монтессори, — состоят в работе с градуированной серией наждачных и гладких карточек. Упражнения в ощупывании не только делают тоньше тактильное чувство ребенка, но также все больше и больше совершенствуют самое движение кончиков пальцев».

Новые слова

Шершавый (шероховатый), более шершавый, менее шершавый, самый шершавый, грубый.

Цитаты из книги Елены Хилтунен "Воспитание чувств" Москва изд. ЮНИОН-паблик, 2005 год.



Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?