“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Как чистят зубы и моют руки по Монтессори? 

23 июня 2023, 13:46  Просмотров: 143

Активность ребенка проявляется прежде всего в обстоятельствах обыденной жизни


"Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей", — пишет Мария Монтессори в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики". 

"Стоит предоставить ребенку возможность упражняться в заботе о самом себе, в самообслуживании, и он сам научится обращаться с ложкой, вилкой, ножом, пипеткой, щипцами, салфеткой, полотенцем, губкой. Надо только позволить ему переливать воду, пересыпать зерно, многократно застегивать и расстегивать одежду, причесываться, чистить зубы, ухаживать за одеждой, обувью, стирать и гладить. 

Разумеется, все эти умения приходят не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений, самостоятельной деятельности. "Природа устроила так, — пишет М. Монтессори, — что всякое живое существо стремится к независимости: каждый. организм действует самостоятельно, и даже в этом ребенок подчиняется общему плану природы. Завоевывая свободу, он выполняет первое жизненное правило природы. Как именно ребенок обретает независимость? Через постоянные усилия. Единственное, что невозможно сделать на жизненном пути, это остановиться и замереть. Независимость не может быть статичной, она все время требует действий. Непрерывная работа дает человеку не только освобождение, но и силы для самоусовершенствования. 

Первый инстинкт ребенка — действовать самостоятельно, без помощи окружающих, поэтому его первый сознательный шаг к обретению независимости — защититься от тех, кто пытается ему помочь. Чтобы быть самостоятельным, ему все время приходится предпринимать большие усилия". 


Свою независимость — телесную и духовную — ребенок ищет в труде 


"Ребенка не волнует, что знают другие, он хочет до всего дойти сам, хочет самостоятельно познать мир. Мы должны ясно понять, что, предоставляя ребенку свободу и независимость, мы даем свободу трудоголику, который живет только своей работой, только своей активностью". 

Материал 

На небольшом подносе стоят три стаканчика, в одном из которых две зубные щетки — взрослая и детская. В двух других до половины налита вода. Тут же лежит тюбик с зубной пастой. 

Цели 

Прямая. Научиться чистить зубы.
Косвенная. Развитие самостоятельности, привычка быть опрятным, координация движений, тренировка пальцев, концентрация внимания. 


Презентация процедуры чистки зубов 


Наставница предлагает ребенку показать, как чистят зубы, и они вместе приносят на стол поднос с материалом. Она вынимает из стаканчика взрослую зубную щетку и смачивает ее в стакане с водой. Затем она открывает тюбик с зубной пастой. Правой рукой она держит щетку, а левой выдавливает на нее немного пасты. То же делает и ребенок. 

Наставница чистит зубы: сначала передние сверху вниз, а затем боковые. Приоткрыв рот, она чистит зубы сверху и снизу. Потом ставит грязную щетку обратно в стакан и несколько раз полощет рот водой из другого стакана. Ребенок повторяет эти движения. Затем наставница и ребенок берут грязные щетки и идут мыть их под проточной водой. После окончания чистки зубов материал на подносе ставится на место.

Новые слова: зубы, зубная щетка, стакан, зубная паста, чистить зубы, полоскать рот. 


Вы умеете не кое-как, а по-настоящему мыть руки? 

 

Многие думают: зачем ребенку специально показывать такое простое действие, как мытье рук? Он ведь каждый день видит, как это делают взрослые: открыл кран, сунул руки под воду, намылил, смыл, закрыл кран и вытер руки насухо. Вот и вся премудрость. 

Не будем возражать, что именно так ребенок будет мыть руки по несколько раз в день всю свою последующую жизнь. Но для мытья рук в человеческой культуре придумано множество специальных предметов, которые вряд ли знакомы маленьким детям. Например, тюбик или баночка с кремом для рук, щеточка для чистки ногтей, мыльница с туалетным мылом. 

Познакомить ребенка с этими предметами, показать, как можно самостоятельно обращаться с ними, лучше сразу и наиболее рациональным путем. Для этого наставница и собирает специальный дидактический материал для мытья рук и проводит его презентацию. 

Материал для мытья рук 

 

Ведро, большая миска, кувшин с водой, мыльница с мылом, щеточка для чистки ногтей, губка, щетка для чистки миски. Крем для рук. Полотенце. Фартук. 



Презентация мытья рук 

 

Наставница и ребенок надевают фартуки и отправляются к крану наливать в большой кувшин воду для мытья рук. А когда возвращаются, раскладывают на рабочем столе клеенку, в определенном порядке кладут необходимые предметы и наливают из кувшина часть воды в миску. Остальные предметы выложены на столе в следующей последовательности. 

Слева от миски с водой сверху вниз лежат: мыло в мыльнице, щеточка для чистки ногтей, полотенце, баночка с кремом для рук; справа от миски — большой кувшин, хозяйственная щетка, тряпочка для протирания стола после мытья рук; под столом на половой тряпке стоит ведро для слива грязной воды. После того как все предметы выложены в нужной последовательности, наставница опускает руки в воду и смачивает их. 

Ребенок повторяет это движение. Затем наставница, а вслед за ней и ребенок, берет мыло и намыливает каждый палец. Затем мыло смывается, и с помощью специальной щеточки чистятся ногти. Еще раз полощут руки и смывают грязь. Затем руки тщательно вытирают полотенцем. Грязная вода выливается в ведро. Миска очищается с помощью щетки, смывается чистой водой. 

В конце работы ребенок снимает фартук, наносит на руки крем, смазывая каждый палец. Материал собирается и ставится на полку. 


По поводу обучения мытью рук 


Мария Монтессори пишет: «В классе же наставница, снабженная маленьким умывальником с кувшином и тазом, учит детей умываться: мыть руки, чистить ногти, мыть лицо и шею, хорошенько промывать глаза и уши, чистить зубы и полоскать рот. Мы обращаем их внимание на те части тела, которые они омывают, и на различные средства содержать их в опрятности: чистая вода для глаз, мыло и вода — для рук, щетка — для зубов и т. п. Больших детей мы просим помогать маленьким, приучая, однако, малышей также самостоятельно справляться».

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?