Материал из коллекции Ирины Любичевой Московского психолого-педагогического Центра "Радинец"
Материал был представлен слушателям Курса "Основы педагогики Монтессори" в Санкт-Петербурге и получил положительные отзывы. Он подвергся усовершенствованию летом 2007 года после презентации на Международном семинаре в г. Хельсинки (Финляндия).
Сведения о животных, особенно домашних, часто живущих рядом с ребенком, дети получают в первые годы жизни. Сначала приходит понимание, что все окружающее можно разделить на большие группы – мир растений, мир животных и мир человека. Ребенок делает это открытие интуитивно, непроизвольно. Но на самом деле оно означает, что он уже научился сравнивать предметы, анализировать их и упорядочивать в своем сознании.
Когда к 4-м – 5 годам мир животных приобретает для ребенка более определенные очертания, мы обращаем его внимание, что животные не похожи друг на друга. У некоторых из них есть, например, позвоночник, а у других нет. Модель позвоночника можно сделать из нескольких катушек, соединенных шнурком. Показать ребенку, что позвоночник подвижен, и что у человека, как и у многих животных тоже есть позвоночник. Его можно пощупать на спине друг у друга.
Описание материала
В среде монтессори-класса для детей от 3 до 6 лет есть дидактический материал, который помогает ребенку определить, у каких животных есть позвоночник, а у каких нет.
Две рабочие карты красного цвета. На одной из них вместо контроля изображена модель позвоночника. Две коробки, в одной из которых лежат фигурки животных, а в другой - карточки с красной каймой с изображениями позвоночных и беспозвоночных животных. На обороте некоторых карточек для контроля изображены модели позвоночника. В материал еще входит карта с изображением позвоночника динозавра и подписями отдельных частей этого позвоночника.
Цели работы с материалом
Прямая цель. Расставить фигурки животных на рабочих картах, разделив их на две группы: позвоночные и беспозвоночные. Разложить карточки с изображением животных по соответствующим клеткам рабочих карт.
Косвенные цели. Первое изучение зоологии. Сравнение и зрительный анализ объектов животного мира. Удовлетворение естественного для возраста 5-6 лет интереса к исследованиям окружающего мира Расширение словарного запаса. Развитие зрительной памяти. Концентрация внимания на объектах природы. Упорядочивание сознания. Рука работает вместе с головой.
Презентация коробки с материалом "Позвоночные - беспозвоночные"
Прежде всего наставница берет в руки модель позвоночника, сделанную из катушек, нанизанных на шнурок, и показывает ребенку, как можно представить себе позвоночник животного. У человека тоже есть позвоночник, и его можно прощупать, проведя пальцами по спине. Наставница и ребенок пробуют это сделать друг у друга.
Затем они рассматривают карту с изображением позвоночника динозавра и называют отделы позвоночника. Теперь можно изучить, у каких животных есть позвоночник, а у каких - нет.
Наставница предлагает ребенку вынимать из коробки фигурки животных и пытаться догадываться, имеет это животное позвоночник или нет. Фигурка устанавливается в соответствующую клетку рабочей карты. Наставница так же просит ребенка называть позвоночных и беспозвоночных животных, и, если ребенок затрудняется, она проводит короткий трехступенчатый урок по названиям животных.
Теперь можно перейти к следующему действию. Наставница убирает в коробку фигурки животных и вынимает из коробки картинки с их изображением. Теперь на рабочие карты следует разложить картинки. Ребенок выполняет эту работу самостоятельно, сверяясь, если надо, с контрольными метками на обороте карточек. После презентации материала все карточки складываются в коробку.
Упражнения с материалом «Позвоночные - беспозвоночные»
Главным упражнением служит попытка различать позвоночных и беспозвоночных животных и называть их. Для этого ребенок вновь и вновь раскладывает материал. Старшим детям, умеющим читать, можно предложить работать с детской энциклопедией и составить доклад-сообщение о позвоночных и беспозвоночных животных. Коллективное упражнение.
Дети сидят в кругу. Наставница раздает им фигурки животных или карточки с их изображением. В центре круга выкладываются рабочие карты. Дети друг за другом раскладывают на них фигурки, которые держат в руках. Они называют всех, участвующих в занятии животных.
Наблюдение за работой ребенка ведется, можно сказать, произвольно. Наставница записывает в свой блокнот лишь несколько важных фраз.
Настя Ш. 2 ноября 2007 года, 5 лет и 3 месяца Выбрала материал по совету взрослого. Получила презентацию и решила поработать самостоятельно. Настя внимательно рассматривала фигурки животных и устанавливала их на клетки рабочих карт. Ошибок не сделала. Позвала взрослого, чтобы он оценил первую часть ее работы. Затем она стала раскладывать карточки. Но фигурки животных она не стала убирать в коробку. Карточки девочка разложила ниже. Контролем на обратной стороне карточки воспользовалась дважды. Каждый раз она приговаривала. рассматривая карточку: "Есть позвоночник или нет? Кажется, есть!" После работы девочка легко и аккуратно сложила материал в коробку после работы и поставила его на место.
При подготовке текстов наблюдений за работой ребенка советуем прочитать подобные дневники Юлии Ивановны Фаусек. (Юлия Фаусек. Педагогика Марии Монтессори. Издательство «Генезис» 2007 год. Стр. 138 – 143 и на других страницах этой книги).