“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Закроем глаза и… определим вес барических табличек

4 мая 2023, 14:17  Просмотров: 133

Может, и правда есть специальный сенситивный период развития руки? 


Не обязательно быть ученым специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета — важнейшее, естественное природе занятие малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. 

Почему бы даже ни сказать о своеобразном сенситивном периоде развития руки? Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и к гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей природы. 

Можно сколько угодно рассказывать ребенку о том, что виноград бывает кислым и сладким, что сорт «дамские пальчики» отличается от сорта «кишмиш», но все это будет плохо усвоено до тех пор, пока он сам не прикоснется пальчиками к глянцевым, наполненным соком плодам винограда и не попробует их на вкус. 

Чем более чуткими оказываются тактильные ощущения ребенка, тем точнее он в состоянии будет сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочивать мышление. 


Попробуем изолировать одно-единственное чувство

 

М. Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное чувство, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых надо было сравнивать какие-нибудь очень похожие предметы, у которых было лишь одно различие. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или барическими табличками. 

Концентрация внимания ребенка тогда фиксируется именно на том чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым. Например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения, мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. 

Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой. 


Деревянные таблички разного веса

 

В трех коробках (или в одной с тремя отделениями) лежат по 7 табличек одинакового размера, но трех разных сортов дерева, поэтому они различаются и по весу. Цвет их тоже разный. Самые тяжелые таблички имеют и самый темный цвет. 

Прямая цель работы с материалом заключается в следующем. Надо взвесить таблички на кончиках пальцев, выбрать одинаковые по весу и разложить в соответственные стопки. 

Косвенная - тренировать барическое чувство, координировать движения, концентрировать внимание, готовиться к работе с весами. 


Презентация упражнений с барическими табличками 

 

Для презентации используются коробки с самыми тяжелыми и самыми легкими табличками. Ребенок и наставница приносят их на рабочий стол. Наставница вынимает таблички из коробок и складывает в стопку, чередуя темные и светлые. Последними она кладет две светлые таблички и две темные. 

 Наставница, поднимая и укладывая на кончики пальцев две верхние темные таблички, говорит:
—По-моему, эти таблички весят одинаково. Она передает таблички ребенку, и он тоже, покачивая ладошки, определяет:
—Да, они одинаковые по весу! Темные таблички складывают в отдельную стопку. 

Затем действие повторяется с двумя светлыми табличками. Они складываются в стопку рядом. В третий раз наставница кладет на кончики пальцев две следующие таблички разного цвета.
— По-моему, они разного веса: светлая табличка легче, чем темная! Ребенок пробует и соглашается:
—Таблички разного веса! Он кладет темную тяжелую табличку в стопку к тяжелым, а светлую легкую — к таким же. 

Работа продолжается. Ручки ребенка действуют как весы, и он проживает ощущение тяжести. Он сравнивает, анализирует, распределяет с помощью кончиков собственных пальцев. 

Можно возразить, что ребенок раскладывает таблички в стопки не по весу, а по цвету. Но мы специально при презентации позволяем ему работать, не закрывая глаз, чтобы он привык к материалу, не боялся ошибиться. 

В упражнениях дети любят усложнять свои действия и определять вес табличек с закрытыми глазами. Тогда цвет становится внутренним контролем ошибок. 

Когда ребенок научился взвешивать таблички, сильно различающиеся по весу, можно предложить ему взять для работы третью коробку, в которой лежат средние по весу таблички. Они гораздо меньше отличаются от самых тяжелых или от легких, и потому определить разницу в весе станет сложнее. 

Почувствовав свою способность определять тяжелые и легкие предметы, дети с удовольствием начинают взвешивать руками и раскладывать по весу кубики, мягкие игрушки, мячики, машинки. Позднее знакомятся с весами и учатся взвешивать предметы с помощью гирек или пользоваться настоящим безменом. 


 Мария Монтессори об этих упражнениях


«Мы обращаем внимание ребенка на таблички, которыми пользовались при воспитании барического чувства, даем ему вновь констатировать уже известные ему различия в весе, а затем предлагаем класть все темные таблички, что потяжелее, направо, а светлые таблички, что полегче, налево. Потом завязываем ему глаза, и он начинает игру, вынимая разом по две таблички. То он берет две таблички одного цвета, то две разного цвета, но в положении противоположном тому, в котором должен разложить их на своем столике. Эти упражнения очень радуют детей. Когда, например, ребенок имеет в руке две темные таблички и неуверенно перекладывает их из одной руки в другую, в конце концов положив одну направо, а другую влево, прочие следят за ним с величайшим напряжением и часто выражают чувство облегчения тяжелым вздохом. Крики их, когда игра доведена до конца без ошибки, оставляют впечатление, словно их маленький друг действительно видит руками цвета на табличках».

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?