“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Явления природы в материале Четыре картинки

16 июня 2023, 13:18  Просмотров: 60

Четыре картинки о явлениях природы


Материал был создан осенью 2007 года по фотографиям, взятым из альбома финских авторов. Мы предложили его пятилетним детям, которые с удовольствием работали с ним и неоднократно с охотой выбирали на полке, предпочитая другим. Возможно, работа с этим материалом казалась им приятной, так как карточки с изображениями природы отличались совершенством и нарядным видом. Материал был впервые представлен слушателям Международного семинара в г. Хельсинки (Финляндия).

Сведения о явлениях природы, преображениях цветка, следах животных в зимнем лесу, бабочках и временах года ребенок получает в первые годы жизни. Сначала приходит понимание, что все окружающие предметы можно разделить на большие группы – мир растений, мир животных и мир человека. Ребенок делает это открытие интуитивно, непроизвольно. Но на самом деле оно означает, что малыш уже научился сравнивать предметы, анализировать их и упорядочивать в своем сознании.

В среде монтессори-класса для детей от 3 до 6 лет можно поставить дидактический материал, который еще и еще раз с помощью зрительных ощущений поможет ребенку упорядочить и сгруппировать свои представления о явлениях природы. Он может являться тестовым и в группе сенсорных материалов, развивающих зрение малыша, умение сравнивать, сопоставлять и анализировать увиденное.


Описание материала Четыре картинки


Четыре рабочих карты разного цвета, разделенных на четыре части. Карты имеют размер А4 и заламинированы. В небольшой коробке сложены группы карточек с изображением различных явлений природы. Подписей к карточках нет, так что с материалом могут работать дети, не умеющие пока читать. На обратной стороне карточек стоят круглые метки соответствующие цвету рабочих карт. То есть, у каждых четырех карточек метка одного цвета.

Сначала приходит понимание, что все окружающие предметы можно разделить на большие группы – мир растений, мир животных и мир человека. Ребенок делает это открытие интуитивно, непроизвольно. Но на самом деле оно означает, что малыш уже научился сравнивать предметы, анализировать их и упорядочивать в своем сознании.


Изготавливаем материал


Вы можете сами подобрать картинки из старых журналов и приклеить их на картон или заламинировать. А можете скачать файл с картинками к этому материалу и вырезать их. Наклеиваем на картон или ламинируем контрольные и рабочие карты (4 листа) Вырезаем карточки с изображением деревьев, листьев и плодов. Каждую карточку ламинируем или приклеиваем на картон и вырезаем еще раз. Ламинируем или наклеиваем на картон и вырезаем полоски-подписи деревьев. Аккуратно собираем материал в картонную коробку. Карточки скрепляем резинками.

Если Вы хотите поставить изготовленный Вами материал в детскую группу Монтессори, коробку лучше обклеить тканью или плотной бумагой. Желательно, чтобы у коробки была легко съемная крышка с надписью названия материала. Можно заказать в мастерской или на фабрике монтессори-материалов деревянную коробку чуть больше размера листа А4 с отделениями для маленьких карточек.


Попробуем сформулировать прямые и косвенные цели работы ребенка с материалом


Прямая цель. Сгруппировать и разложить карточки с изображениями явлений природы по 4 и заполнить ими соответственные рабочие карты.

Косвенные цели. Первое изучение различных явлений природы. Сравнение и зрительный анализ объектов природы. Удовлетворение естественного для возраста 4-5 лет интереса к исследованиям окружающего мира. Расширение словарного запаса. Развитие зрительной памяти. Концентрация внимания на объектах природы. Упорядочивание сознания. Рука работает вместе с головой.



Презентация коробки с материалом 


На ковре или на рабочем столе раскладываются 5 рабочих карт. Из маленькой коробки вынимаются картинки с изображениями явлений природы и выкладываются на ковер в беспорядке вверх метками. Карточки с метками одного цвета кладутся на рабочие карты того же цвета.

Затем ребенок переворачивает картинки одну за другой. Наставница предлагает ему догадаться, почему картинки сгруппированы именно таким образом.

Ребенок обнаруживает, что у каждых 4-х картинок есть своя тема. Например, на зеленой карте выложены четыре картинки с развитием одуванчика, а на белой карте - четыре картинки со следами животных на снегу.

Затем наставница перемешивает все карты, и ребенок пытается самостоятельно сгруппировать картинки по их тематике на рабочих картах. Для этого ему приходится сравнивать и сопоставлять различные картинки, анализировать и упорядочивать их.

Все эти действия способствуют развитию мышления ребенка, а красивые изображения явлений природы на картинках воспитывают хороший эстетический вкус. После презентации материала все карточки складываются в коробку.

Упражнения с материалом Четыре картинки


Главным упражнением служит попытка вновь и вновь группировать картинки в соответствии с их изображениями. Можно предложить ребенку рассказать, что на картинке изображено.

Коллективное упражнение. Все картинки раздаются детям по одной. Наставница предлагает детям разбрестись по комнате и собраться группами по 4 человека, соответственно группам картинок.


Отвечаем на детские вопросы. Тест для наставницы


А. Готовы ли вы ответить на вопросы детей 4 – 5 лет?

1. Куда зимой деваются бабочки?
Умирают.
Засыпают.
Прячутся в норки.
Другой ответ.

2. У всех зайцев следы одинаковые?
Да.
Нет.
Другой ответ

3. Куда девается желтый цветок одуванчика?
Высыхает на солнце.
Умирает.
Другой ответ

Б. Готовы ли вы ответить на вопросы детей 5 - 6 лет?

1. Откуда взялись бабочки?
Их Бог сотворил
Из гусениц
Другой ответ

2. Почему листья зимой осыпаются?
Им не чем питаться
Такой порядок в природе
Другой ответ

В. Готовы ли вы ответить на вопросы детей 6 – 7 лет?

1. В Америке тоже бывают все четыре времени года?
Да
Нет, там только лето.
Другой ответ

2. Есть ли названия у бабочек?
Есть. Капустница, Лимонница, Орлиный глаз и др.
Нет. Но их можно самим придумать.
Другой ответ.



Наблюдаем ребенка, работающего с материалом 


Материал «Четыре картинки» предназначен для самостоятельной работы старших дошкольников во время свободной работы в классе Монтессори или дома, если родители изготовили его для своего ребенка. Материал лежит на низкой полке так, чтобы ребенок мог сам его выбрать из других и перенести на рабочий стол или на коврик.

Обычно самостоятельный выбор материала сопровождается серьезным настроем на работу с ним. Ребенок сразу приступает к делу, разложив перед собой рабочие карты и, освободив от резинок карточки с изображением явлений природы. Можно наблюдать, как ребенок спонтанно ищет наиболее устойчивую позу, для работы. Он либо присаживается на ковер, либо садится на стул, придвинув его к столу.

В этой связи хотелось бы напомнить, что в классе Монтессори мебель подобрана по росту детей, рабочие коврики одноцветные и имеют длину не меньше 1 метра и ширину не меньше 50 см. Работа носит индивидуальный характер, поэтому рабочие коврики являются автономной территорией ребенка, нарушать которую можно только с его разрешения.

Презентация материала дается лишь один раз, когда ребенок впервые берет материал. В дальнейшем взрослый помогает ребенку лишь по его просьбе. Обычно наставницы договариваются с детьми, что эта просьба будет выражена поднятием руки, а не громким зовом, который может помешать в работе другим. Наблюдение за работой ребенка ведется, можно сказать, произвольно. Наставница записывает в свой блокнот лишь несколько важных фраз.

Настя Ш. 10 сентября 2007 года, 5 лет и 3 месяца

Выбрала материал по совету взрослого. Получила презентацию и решила поработать самостоятельно. Начала, как и было в презентации - перевернула карточки с картинками и разложила их по меткам на рабочие карты. Видимо, она не решилась пропустить эту первую стадию работы с материалом.

Затем долго рассматривала картинки, комментируя вслух, что на них изображено. Взрослый предложил ей смешать картинки и вновь сгруппировать их. Настя согласилась и разложила все картинки точно, задумавшись лишь над карточками с временами года. Метками решила не пользоваться - была в себе уверена. Сразу позвала взрослого оценить свою работу.

При подготовке текстов наблюдений за работой ребенка советуем прочитать подобные дневники Юлии Ивановны Фаусек. (Юлия Фаусек. Педагогика Марии Монтессори. Издательство «Генезис» 2007 год. Стр. 138 – 143 и на других страницах этой книги).

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?