“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

О понимании идей «космического воспитания» М. Монтессори без пафоса и придыхания 

17 июня 2023, 15:04  Просмотров: 185

Ракушка на ладони 


Ребенку нравится смотреть в глубину мироздания. Особенно если для этого существует специальный школьный предмет. Полная тишина. Пятнадцать детей сидят на полу в центре класса. Из рук в руки бережно передается пятнистая океанская ракушка, довольно крупная, но помещающаяся в детских ладонях. Каждый по очереди берет ракушку в руки, осторожно ее рассматривает, прикладывает к уху. 

Максим еле дождался. Ему мало просто повертеть в руках диковину. Непременно надо понюхать. Даже лизнул тихонько. Сморщился — вроде соленая даже? А как же, раз из океана. 

Наконец, учитель кладет ракушку в центр круга. Долго молчавшим детям не терпится поговорить. Первая, конечно, Саша.
— Мне хочется сказать, на что похожа ракушка! Иногда — на верхушки гор, на рот кита, на границу. 

Подключается Наташа, которая часто предпочитает промолчать.
— Нет, ракушка — это просто море у себя дома, — тихо говорит она.
— А я думаю — еще это пещера, спина кошки и улитка, — подхватывает Юрик. — Ой, смотрите, как интересно! Если столько вещей сразу похожи на ракушку, значит, она — как весь мир! 

Знал ли Юрик о философии всеединства? Конечно же нет. Просто у него был круг по «природе и культуре» — уникальному предмету, разработанному для учеников монтессори-школы. 


Из истории возникновения предмета «Природа и культура» 


Изучение природы и человеческой культуры восходит к философии «космического воспитания» Марии Монтессори. При ближайшем рассмотрении может показаться, что речь идет о звездах и планетах. Но это не совсем так. 

Греческий корень «косм» означает «порядок». Следовательно, «космос» с греческого — Вселенная, мироздание, устроенное в строгом порядке, возникшее из беспорядочного хаоса. И задача школьного предмета «Природа и культура» — сохранение и развитие у ребенка целостной картины мира, упорядоченной существующими закономерностями. 

Дети 5 -10 лет, обучающиеся в начальной монтессори-школе, проявляют особый интерес к деятельности такого рода, потому что на этот возраст приходится сенситивный период (период особенной чувствительности) восприятия взаимосвязей в окружающем мире, связанный с потребностью вырваться из хаоса накопленных первичных представлений о мироздании и человеческой культуре. Мария Монтессори называет ребенка этого возраста «ребенком-исследователем», потому что ему уже мало знать название вещи и ее назначение. Теперь его гораздо чаще интересуют более глобальные вопросы. Откуда все взялось, что было в самом начале — вот главные вопросы этого возраста. 

Такой активный интерес к миру возникает у ребенка на основе предыдущих достижений развития. Через развитые органы чувств происходит адекватное восприятие мира, малыш имеет возможность продуктивно предаваться созерцанию объектов и явлений внешнего мира. Развитое чувство языка позволяет ему описывать видимый мир не только через факты, но и через чувства и образы. Именно потребность в таком образном восприятии и осмыслении мира позволяет включать в круг предметов изучения историю искусств и литературу как дисциплины, предоставляющие такую возможность через работу с текстами, музыкальными и художественными образами. 

 Утвердившееся в ребенке к 5—6 годам чувство порядка и гармонии позволяет ему понимать идею правил и взаимосвязей внутри огромного мира. Обладая чувством упорядоченности, ребенок легко выстраивает собственную картину мира. 


Идея «космического воспитания» М. Монтессори 

 

Сохранение собственной единой картины мира в процессе его познания, понимание закономерностей мирового развития — основная идея космического воспитания по М. Монтессори. Активно разрабатывать принципы космического воспитания Мария Монтессори начала в конце 40-х годов, путешествуя по Азии. 

Именно традиции восточных религий, воспринимавших отдельного человека как зернышко, занимавшее свое особое место в мировой пашне, как человека, понимающего свое назначение в этом мире, натолкнули М. Монтессори на размышления о единстве мира и человечества. Она словно бы подхватывает чувства, носившиеся в атмосфере после ужасной мировой войны. Люди кинулись друг к другу, испугавшись прежней оторванности и бессмысленности механического существования. 

Впервые с изложением своих мыслей о космическом воспитании М. Монтессори выступила в Индии в 1946 году. Следуя различным «космическим» теориям (теософское учение, традиции русской философии всеединства Вл. Соловьева, идеи К. Э. Циолковского, Н. Федорова, Л. Н. Толстого), Монтессори видит во всем творении «единый план, от которого зависят не только разнообразные формы живых существ, но и эволюция самой Земли. 

"Вся жизнь развивается в соответствии с космическим планом, и цель всех ее составляющих — под влиянием окружения занять в космическом плане должное место» (М. Монтессори. «Космическое воспитание»). 

Космическая теория, - говорит Монтессори, - должна включать не только природу, но и культуру человека, как действующую силу творения. И как в мире природы каждый вид работает на целое и от работы каждого зависит жизнь целого, так же должно быть и в человеческом сообществе. 

Чувство сопричастности, возникая стихийно в детстве, должно поддерживаться специальными усилиями взрослых. Прежде всего через организацию особенного школьного предмета — «природа и культура». 



Детям 5-6 летнего возраста необходим предмет, обзорный, но и предельно конкретный одновременно 


Главный принцип монтессори-педагогики — наблюдение и своевременная поддержка самостоятельного развития ребенка. Значит, предметные программы в монтессори-школе разработаны под ребенка, для него, с учетом потребностей его возраста. 

Главное новообразование возраста 6 -10 лет — взгляд на мир как на целое, постоянно развивающееся по определенным правилам. Поэтому детям этого возраста необходим предмет, обзорный, но и предельно конкретный одновременно. Многолетние наблюдения за свободно и самостоятельно развивающимися детьми привели монтессори-педагогов к мысли о необходимости двух тематических плоскостей предмета «Природа и культура». 

Горизонталь — ежегодно повторяющиеся изменения в природе и жизни людей, связанные со сменой времен года. 

Вертикаль — устремление детской души ввысь, постижение неизвестного мира от его крохотных частичек до создания картины огромного мира. Атомы и Вселенная — противоположные конечные точки этой вертикали. 

В течение года и всего многолетнего курса «Природа и культура» науки сменяют друг друга, создавая цельные образы явлений. Логика их расположения связана с проявляющимися в определенной последовательности всплесками детского интереса и расширением поля познания от единичного объекта (цветка или камушка) до необъятной Вселенной, от первого графического рисунка на дощечке до создания собственных литературных сочинений, от элементарных измерений до создания компьютерных программ и нейросетей. 

Начало года всегда связано с желанием детей добывать информацию непосредственно из ощущений, подключая все органы чувств. Они стремятся проводить опыты с различными телами и веществами, узнавая их свойства. Для учителя это — прекрасная возможность помочь детям задуматься о первоосновах мира (земле, воде, огне, воздухе) через изучение конкретных тел и веществ. 

Интерес к неживой природе достаточно быстро сменяется интересом к изучению растений, животных и человека, их строения, процессов развития и размножения. 

И тогда перед ребенком открываются глубины человеческой культуры 



От исследования очевидного детский взор часто обращается к вопросу: чем человек отличается от животного? И тогда перед ребенком открываются глубины человеческой культуры. География и история тесно переплетаются в сфере его интересов. Тогда-то впервые ребенок ощущает принадлежность к своему народу и человечеству в целом. 

Специально спроектированные педагогами автодидактические материалы по истории и географии как раз направлены на то, чтобы дети сумели спонтанно составить представление о протяженности культурного времени и заполненности его героями и событиями, попытался бы найти там и свое место. То же относится и к ощущению пространства. 

 Материалы позволяют ребенку выходить за пределы собственного двора и города, ощущая себя принадлежащим своей нации, своему континенту, своей планете. И когда планета уже достаточно освоена и обжита, он с легкостью и огромным интересом «поднимется» в космос, чтобы исследовать его. Именно интерес такого рода позволяет ребенку достигнуть высшей точки своего интеллектуального развития — посмотреть на мир и человечество как бы сверху и отсюда, из эмпиреев, увидеть взаимосвязи, существующие там.

Цитата из книги Елены Хилтунен "Космическое воспитание". Москва. Изд. ЮНТОН-паблик. 2005 год.

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?