Распознавание вкуса является настоящим и очень ценным самовоспитательным упражнением
Вот что пишет Мария Монтессори в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики». «Что касается вкуса, можно прикасаться к языку ребенка горькими, кислыми, сладкими, солеными растворами; четырехлетние дети очень любят такие игры, и они приучают их полоскать рот. После каждой пробы они набирают из стакана тепловатой воды и хорошенько полощут рот; таким образом упражнение вкуса оказывается побудительной мерой к гигиеническому упражнению.
Распознавание вкуса является настоящим и очень ценным самовоспитательным упражнением для детей от четырех до пяти лет. В стеклянные стаканчики сыплют белые порошки — смешанные с горчицей, сахаром, солью. Ребенок, любопытствуя узнать вкус, берет на язык немного порошку, и сейчас же прополаскивает рот...
Эта часть воспитания играет в вегетативной жизни свою роль, однако, она столь деликатна, что требует особого подхода. Если подумать о том, что здесь нужно показать не что иное, как четыре самые простые вкусовые ощущения, то время принятия пищи становится естественной возможностью для упражнения вкуса.
![](img/10-6.jpg)
Дать возможность детям различить сенсорные впечатления, направленные исключительно на вкус, через изучение четырех основных вкусовых ощущений, вызывает несомненный интерес. В то время как сладкое и соленое являются приятными вкусовыми ощущениями, ищут также горькое в качестве опыта, а также кислое, особенно в различных фруктах, дифференцированное по степеням.
Если однажды пробудился интерес к вкусовым ощущениям и их ясному разграничению, яснее отличается мир запахов в большом разнообразии тех смешанных вкусовых и обонятельных ощущений, которые испытывают в процессе питания, то есть вызываемых молоком, сухим и свежим хлебом, бульоном, фруктами и т. д.
Вкусовые ощущения языка, например, не от ведущих, а от маслянистых веществ и т. д., отличаются друг от друга посредством непрерывной умственной деятельности, которая является действительным исследованием самого себя и окружающего мира». (Мария Монтессори)
Вкусовые бутылочки
На подносе стоят 4 пары одинаковых маленьких бутылочек с резиновыми пипетками-крышками. Донышки бутылочек имеют разный цвет (например, зеленый и желтый). В бутылочках налита кипяченая вода, в которую добавлен сок лимона (кислый), сахарный сироп (сладкий), солевой раствор (соленый) и сухая горчица или тертый миндаль (горький). На подносе находятся так же 4 стакана с водой, 2 ложечки, 2 салфетки, маленькое посудное полотенце.
![](img/вкус66.jpg)
Цели
Прямая. Выстроить ряд пар бутылочек с одинаковым вкусом.
Косвенная. Развитие и утончение вкуса, осторожное обращение со специями, координация движений, последовательность действий, развитие пальцев рук, подготовка к письму, к углубленному изучению природы.
![](img/j56AmmFto0M.jpg)
Презентация
Ребенок приносит на стол поднос с вкусовыми бутылочками. Наставница садится справа от него. Она ставит перед собой два стакана, налив в них до половины кипяченой воды. Ребенок делает то же самое. Ложки и пипетки кладутся рядом на салфетку.
Наставница:
— Мы будем искать в бутылочках жидкости одинаковые на вкус!
С помощью пипетки наставница капает на свою ложечку несколько капель из первой бутылочки и пробует их.
— По-моему, жидкость сладкая, — говорит наставница. И чтобы нормализовать вкус, отпивает несколько глотков из стакана с питьевой водой. Ребенок повторяет ее действия и соглашается, что жидкость действительно сладкая. Он тоже нормализует вкус, отпив из своего стакана с кипяченой водой. Работа продолжается.
Наставница пробует жидкость из следующей бутылочки и обнаруживает, что она тоже сладкая. Ребенок проверяет и соглашается. Бутылочки со сладкой жидкостью устанавливаются рядом друг с другом.
Так же определяется и сравнивается вкус жидкости и в остальных бутылочках. При этом надо не забывать нормализовать вкус, отпивая каждый раз несколько глотков из стакана с питьевой водой.
Контроль над ошибками происходит, во-первых, через вкусовые ощущения, а во-вторых, по меткам на донышках бутылочек.
![](img/вкус5.jpg)
Упражнения
Можно налить в бутылочки, например, соки апельсина, яблока, вишни, моркови и определять их на вкус.
Можно во все бутылочки налить сладкую воду, но растворы сделать разной консистенции, и предложить ребенку выстроить бутылочки в ряд: от «самой сладкой бутылочки» к «наименее сладкой».
Старшие дети могут провести опыт, какой частью языка мы чувствуем горькое, соленое, кислое и сладкое. Для составления отчета о том, как проходил опыт, надо на отдельный поднос положить разграфленный листок бумаги с несколькими изображениями человеческого языка и красный карандаш на подставке.
Новые слова:
кислый, сладкий, горький, соленый, названия продуктов, соков; слаще, чем; кислее, чем; и т.д.
Игра «Угадай, что ты съел»
Наставница предлагает детям перед началом игры вымыть руки. Затем все садятся в круг. Наставница приносит блюдо, покрытое салфеткой. Под салфетку она заранее положила кусочки яблока, груши, виноградину, вишенку без косточки, дольки мандарина, апельсина, грейпфрута и т. д.
—Тот, кого я тихо позову, — говорит наставница, — подойдет ко мне, вытащит что-то очень вкусное из-под салфетки, съест и скажет нам всем, что он съел.
Детям нравится эта игра. Они просят повторить ее с овощами, конфетами, чипсами...