“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Если пробудить интерес к вкусовым ощущениям, ярче станет и весь чувственный мир ребенка 

26 июня 2023, 15:34  Просмотров: 253

Распознавание вкуса является настоящим и очень ценным самовоспитательным упражнением


Вот что пишет Мария Монтессори в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики». «Что касается вкуса, можно прикасаться к языку ребенка горькими, кислыми, сладкими, солеными растворами; четырехлетние дети очень любят такие игры, и они приучают их полоскать рот. После каждой пробы они набирают из стакана тепловатой воды и хорошенько полощут рот; таким образом упражнение вкуса оказывается побудительной мерой к гигиеническому упражнению. 

Распознавание вкуса является настоящим и очень ценным самовоспитательным упражнением для детей от четырех до пяти лет. В стеклянные стаканчики сыплют белые порошки — смешанные с горчицей, сахаром, солью. Ребенок, любопытствуя узнать вкус, берет на язык немного порошку, и сейчас же прополаскивает рот... 

Эта часть воспитания играет в вегетативной жизни свою роль, однако, она столь деликатна, что требует особого подхода. Если подумать о том, что здесь нужно показать не что иное, как четыре самые простые вкусовые ощущения, то время принятия пищи становится естественной возможностью для упражнения вкуса. 

 

Дать возможность детям различить сенсорные впечатления, направленные исключительно на вкус, через изучение четырех основных вкусовых ощущений, вызывает несомненный интерес. В то время как сладкое и соленое являются приятными вкусовыми ощущениями, ищут также горькое в качестве опыта, а также кислое, особенно в различных фруктах, дифференцированное по степеням. 

Если однажды пробудился интерес к вкусовым ощущениям и их ясному разграничению, яснее отличается мир запахов в большом разнообразии тех смешанных вкусовых и обонятельных ощущений, которые испытывают в процессе питания, то есть вызываемых молоком, сухим и свежим хлебом, бульоном, фруктами и т. д. 

Вкусовые ощущения языка, например, не от ведущих, а от маслянистых веществ и т. д., отличаются друг от друга посредством непрерывной умственной деятельности, которая является действительным исследованием самого себя и окружающего мира». (Мария Монтессори)


Вкусовые бутылочки 

 

На подносе стоят 4 пары одинаковых маленьких бутылочек с резиновыми пипетками-крышками. Донышки бутылочек имеют разный цвет (например, зеленый и желтый). В бутылочках налита кипяченая вода, в которую добавлен сок лимона (кислый), сахарный сироп (сладкий), солевой раствор (соленый) и сухая горчица или тертый миндаль (горький). На подносе находятся так же 4 стакана с водой, 2 ложечки, 2 салфетки, маленькое посудное полотенце. 



 Цели 


Прямая. Выстроить ряд пар бутылочек с одинаковым вкусом. 

Косвенная. Развитие и утончение вкуса, осторожное обращение со специями, координация движений, последовательность действий, развитие пальцев рук, подготовка к письму, к углубленному изучению природы. 



Презентация 


 Ребенок приносит на стол поднос с вкусовыми бутылочками. Наставница садится справа от него. Она ставит перед собой два стакана, налив в них до половины кипяченой воды. Ребенок делает то же самое. Ложки и пипетки кладутся рядом на салфетку. 

Наставница:
— Мы будем искать в бутылочках жидкости одинаковые на вкус! 

С помощью пипетки наставница капает на свою ложечку несколько капель из первой бутылочки и пробует их. 

 — По-моему, жидкость сладкая, — говорит наставница. И чтобы нормализовать вкус, отпивает несколько глотков из стакана с питьевой водой. Ребенок повторяет ее действия и соглашается, что жидкость действительно сладкая. Он тоже нормализует вкус, отпив из своего стакана с кипяченой водой. Работа продолжается. 

Наставница пробует жидкость из следующей бутылочки и обнаруживает, что она тоже сладкая. Ребенок проверяет и соглашается. Бутылочки со сладкой жидкостью устанавливаются рядом друг с другом. 

Так же определяется и сравнивается вкус жидкости и в остальных бутылочках. При этом надо не забывать нормализовать вкус, отпивая каждый раз несколько глотков из стакана с питьевой водой. 

Контроль над ошибками происходит, во-первых, через вкусовые ощущения, а во-вторых, по меткам на донышках бутылочек. 



Упражнения 


Можно налить в бутылочки, например, соки апельсина, яблока, вишни, моркови и определять их на вкус. 

Можно во все бутылочки налить сладкую воду, но растворы сделать разной консистенции, и предложить ребенку выстроить бутылочки в ряд: от «самой сладкой бутылочки» к «наименее сладкой». 

 Старшие дети могут провести опыт, какой частью языка мы чувствуем горькое, соленое, кислое и сладкое. Для составления отчета о том, как проходил опыт, надо на отдельный поднос положить разграфленный листок бумаги с несколькими изображениями человеческого языка и красный карандаш на подставке. 

Новые слова: кислый, сладкий, горький, соленый, названия продуктов, соков; слаще, чем; кислее, чем; и т.д. 


Игра «Угадай, что ты съел» 

 

Наставница предлагает детям перед началом игры вымыть руки. Затем все садятся в круг. Наставница приносит блюдо, покрытое салфеткой. Под салфетку она заранее положила кусочки яблока, груши, виноградину, вишенку без косточки, дольки мандарина, апельсина, грейпфрута и т. д. —Тот, кого я тихо позову, — говорит наставница, — подойдет ко мне, вытащит что-то очень вкусное из-под салфетки, съест и скажет нам всем, что он съел. Детям нравится эта игра. Они просят повторить ее с овощами, конфетами, чипсами...

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?