“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Упражнения с цифрами и предметами: ассоциация графического знака с количеством

9 апреля 2023, 15:46  Просмотров: 197

Упражнения с веретенами, похожими на счетные палочки


Мария Монтессори об этом материале.  «Я заказала два ящика для цифр: каждый состоит из горизонтальной дощечки, разделенной на пять отделений приподнятыми карнизами, между которыми кладутся предметы, и из вертикальной дощечки под прямым углом к первой, разделенной на пять частей вертикальными линиями, в промежутках между которыми изображены цифры. 

В первом ящике помещаются цифры: 0, 1, 2, 3, 4, а во втором 5, 6, 7, 8, 9. Упражнение самоочевидно: в отделения горизонтальной плоскости кладется число предметов, соответствующее цифре, означенной на вертикальной плоскости. Чтобы разнообразить упражнение, мы даем ребенку различные мелкие предметы; я, пользуюсь деревянными колышками, специально заказанными фребелевскими кубиками и дисками, какие употребляются при игре в шашки. 

Поставив группу таких предметов перед ребенком, я прошу его положить их на место, то есть положить, например, один диск против цифры 1, два диска против цифры 2 и т. д. Выполнив упражнение, он дает ящик наставнице для проверки». 

Спустя годы этот материал, описанный Марией Монтессори в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики», стали называть «Веретена». 


Материал 


Две продолговатые деревянные коробки с пятью отделениями каждая и с цифрами от 0 до 9 на задней стенке. 45 счетных палочек, похожих на веретена, в отдельной коробке. 

Цели 


Прямая — знакомство со значением нуля. Сопоставление количества и цифры, его обозначающей. 
Косвенная — знакомство с десятичной системой счисления. 


Презентация 


Педагог ставит на стол коробки и просит ребенка назвать цифры, написанные на задних стенках. Ребенок уже знает их и легко называет. Тогда педагог предлагает: 

— Мы будем класть в каждое отделение коробок столько веретен, сколько написано на стенке ячейки. Начинают с цифры 1. 

Ребенок называет ее, и наставница кладет ему на ладошку одно веретено. Ребенок перекладывает его в ячейку коробки. Работа продолжается в том же духе. Важно, чтобы ребенок, сжимая ладонь, каждый раз ощущал постепенное увеличение количества веретен. Тогда рука и мышление ребенка будут работать вместе. Когда будут разложены все веретена, пустой останется только ячейка, над которой написан 0. Педагог спрашивает:
— Почему же мы не положили сюда ни одного веретена?
— Не знаю, — обычно отвечает ребенок.
— Дело в том, что цифра 0 означает «ничего», пусто. 

Педагог может взять табличку с шершавой цифрой 0 и показать ребенку, как она обводится. Можно и написать «0» на листке бумаги. 


Упражнения 

 

1. Когда все веретена разложены по ячейкам, можно предложить ребенку перевязать каждую группу тесемкой. 

2. Можно разложить на коврике карточки с цифрами и предложить детям принести к каждой цифре столько мелких предметов, сколько означает эта цифра. Причем лучше, если эти предметы будут одинаковыми: кубики, орехи, игрушечные машинки или деревянные шарики. 

А вот как М. Монтессори описывает урок с нулем


«Я пускаю в ход игру, необычайно занимающую детей. Я становлюсь среди них и, обращаясь к ребенку, который уже занимался с цифрами, говорю: «Подойди, милый, ко мне нуль раз». Ребенок почти всегда подходит ко мне, а потом отбегает на место. «Милый, ты ведь подошел ко мне один раз, а я просила тебя подойти нуль раз». Ребенок в недоумении. «Но что же мне делать?» «Ничего. Нуль — это ничего». «Как же мне сделать ничего?» «Не делай ничего, стой на месте. Ты не должен подходить ко мне ни одного раза. Нуль раз — ни разу...» 


От числа к количеству


При работе ребенка с коробками Веретен он почти повторяет опыт, приобретенный в действиях с красно-синими математическими штангами. Ребенок сам распознает число и сам группирует предметы (веретена) в соответствии с этим числом. Но в отличии от числовых штанг он идет от обратного – от цифры, обозначающей определенное число, к количеству предметов ему соответствующему. 

Так, через чувственное восприятие мирового порядка в его мышлении рождается математическое понятие. Не даром М. Монтессори называла уголок класса со своими математическими материалами «тренажерным залом для умственной гимнастики».

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?