Упражнения с веретенами, похожими на счетные палочки
Мария Монтессори об этом материале. «Я заказала два ящика для цифр: каждый состоит из горизонтальной дощечки, разделенной на пять отделений приподнятыми карнизами, между которыми кладутся предметы, и из вертикальной дощечки под прямым углом к первой, разделенной на пять частей вертикальными линиями, в промежутках между которыми изображены цифры.
В первом ящике помещаются цифры: 0, 1, 2, 3, 4, а во втором 5, 6, 7, 8, 9. Упражнение самоочевидно: в отделения горизонтальной плоскости кладется число предметов, соответствующее цифре, означенной на вертикальной плоскости. Чтобы разнообразить упражнение, мы даем ребенку различные мелкие предметы; я, пользуюсь деревянными колышками, специально заказанными фребелевскими кубиками и дисками, какие употребляются при игре в шашки.
Поставив группу таких предметов перед ребенком, я прошу его положить их на место, то есть положить, например, один диск против цифры 1, два диска против цифры 2 и т. д. Выполнив упражнение, он дает ящик наставнице для проверки».
Спустя годы этот материал, описанный Марией Монтессори в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики», стали называть «Веретена».
Материал
Две продолговатые деревянные коробки с пятью отделениями каждая и с цифрами от 0 до 9 на задней стенке. 45 счетных палочек, похожих на веретена, в отдельной коробке.
Цели
Прямая — знакомство со значением нуля. Сопоставление количества и цифры, его обозначающей.
Косвенная — знакомство с десятичной системой счисления.
Презентация
Педагог ставит на стол коробки и просит ребенка назвать цифры, написанные на задних стенках. Ребенок уже знает их и легко называет. Тогда педагог предлагает:
— Мы будем класть в каждое отделение коробок столько веретен, сколько написано на стенке ячейки. Начинают с цифры 1.
Ребенок называет ее, и наставница кладет ему на ладошку одно веретено. Ребенок перекладывает его в ячейку коробки. Работа продолжается в том же духе. Важно, чтобы ребенок, сжимая ладонь, каждый раз ощущал постепенное увеличение количества веретен. Тогда рука и мышление ребенка будут работать вместе.
Когда будут разложены все веретена, пустой останется только ячейка, над которой написан 0. Педагог спрашивает:
— Почему же мы не положили сюда ни одного веретена?
— Не знаю, — обычно отвечает ребенок.
— Дело в том, что цифра 0 означает «ничего», пусто.
Педагог может взять табличку с шершавой цифрой 0 и показать ребенку, как она обводится. Можно и написать «0» на листке бумаги.
Упражнения
1. Когда все веретена разложены по ячейкам, можно предложить ребенку перевязать каждую группу тесемкой.
2. Можно разложить на коврике карточки с цифрами и предложить детям принести к каждой цифре столько мелких предметов, сколько означает эта цифра. Причем лучше, если эти предметы будут одинаковыми: кубики, орехи, игрушечные машинки или деревянные шарики.
А вот как М. Монтессори описывает урок с нулем
«Я пускаю в ход игру, необычайно занимающую детей. Я становлюсь среди них и, обращаясь к ребенку, который уже занимался с цифрами, говорю: «Подойди, милый, ко мне нуль раз». Ребенок почти всегда подходит ко мне, а потом отбегает на место. «Милый, ты ведь подошел ко мне один раз, а я просила тебя подойти нуль раз». Ребенок в недоумении. «Но что же мне делать?» «Ничего. Нуль — это ничего». «Как же мне сделать ничего?» «Не делай ничего, стой на месте. Ты не должен подходить ко мне ни одного раза. Нуль раз — ни разу...»
От числа к количеству
При работе ребенка с коробками Веретен он почти повторяет опыт, приобретенный в действиях с красно-синими математическими штангами. Ребенок сам распознает число и сам группирует предметы (веретена) в соответствии с этим числом. Но в отличии от числовых штанг он идет от обратного – от цифры, обозначающей определенное число, к количеству предметов ему соответствующему.
Так, через чувственное восприятие мирового порядка в его мышлении рождается математическое понятие. Не даром М. Монтессори называла уголок класса со своими математическими материалами «тренажерным залом для умственной гимнастики».