Описание материала. Вариант букв с ложбинками очень нравится детям, так как обводить деревянную поверхность гораздо приятнее, чем наждачную
В основе упражнений с шершавыми буквами лежит попытка скоординировать зрительные, тактильные и моторные ощущения. В возрасте 3–4 лет ребенок уже упражнялся на шершавых дощечках и лоскутках, утончая тактильное чувство и подготавливая свою руку и сознание к письму. Теперь он будет работать пальчиком, а позже палочкой, пытаясь очертить письменную букву сначала на дощечке с ее шершавым изображением, затем на подносе с манкой, а позже на доске мелом.
На табличках из толстого картона или на дощечках наклеены шероховатые буквы высотой 6–7 см (строчные) и 12 – 14см (прописные) из песчаной или бархатной бумаги. Шрифт письменный. Фон табличек голубой или розовый, в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответствует буква. В отдельных коробках сложены заглавные буквы и прописные.
В 1998 году в Первой московской монтессори-школе педагоги самостоятельно изготовили алфавит шероховатых букв и использовали для всех табличек белый фон. Они приклеили на белые дощечки прописные и заглавные буквы, вырезанные из голубой и розовой фланели.
Цвет букв указывал на качество звука. Домашним вариантом шероховатых букв может быть набор наклеенных на обычные картонные карточки деревянные буквы большого подвижного алфавита. Дело в том, что и у самой М. Монтессори до того, как она изобрела шероховатые буквы, дети пользовались для ощупывания буквами только подвижного алфавита. На них им показывалось направление письма и их они сопоставляли с соответствующими звуками.
Оказалось, что вариант доморощенных букв очень нравится детям, так как обводить деревянную поверхность гораздо приятнее, чем наждачную.
Итак, коробка с шероховатыми буквами
Прямая цель. Прочувствовать направление письма буквы и выучить, какому звуку она соответствует.
Косвенная цель. Упражнения с шероховатыми буквами устанавливают зрительно-мускульные образы алфавитных знаков и закрепляют мускульную память движений, необходимых для письма. Шероховатые буквы помогают тренировать координацию движений, развивают тонкую моторику и концентрацию внимания.
В упражнениях с закрытыми глазами они утончают тактильное чувство, изолируя его от других. Занятия с материалом готовят ребенка к письму и чтению.
Презентация и упражнения
Наставница вынимает из коробки и кладет перед ребенком три любые буквы (последовательность не очень важна) и показывает, как двумя пальцами (средним и указательным) или одним (указательным) обводят букву, будто пишут ее. В конце обводки наставница называет букву вслух. Ребенок повторяет движение и тоже называет букву. Вслед за наставницей малыш обводит две остальные шероховатые буквы.
Через несколько дней наставница проведет трехступенчатый урок с изученными письменными знаками. При этом ребенок повторит движение пальцев и всей руки не только, обводя шершавую букву, но и в воздухе. Тогда ее очертания лучше отпечатаются в его сознании.
Водя пальцем по шершавой букве, малыш руководствуется шероховатостью песчаной бумаги. Он точно следует контуру буквы, а если сбивается, пальчик ощущает гладкую поверхность фона. Ошибка замечена! Таким образом, контроль содержится в самом материале и не требует вмешательства взрослого.
Все происходит без лишних разговоров. Наставница говорит только «Это О, это А» и больше ничего. При этом она показывает лишь направления движения пальчика по шершавой букве. Ребенок видит букву и ощупывает ее.
Возникают три ощущения: зрительное, тактильное и слуховое. Они-то и помогают ребенку освоить символьное изображение звуков.
Описание работы с шершавыми буквами по книге Марии Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики»
«Дидактический материал: карты, на которых наклеены отдельные буквы алфавита из наждачной бумаги; большие карты, заключающие в себе группы этих букв. Материал состоит из букв алфавита, вырезанных из наждачной бумаги и наклеенных на таблички, по размерам соответствующие букве; эти таблички делаются из картона, покрытого гладкой зеленой бумагой; наждачная же бумага берется светло-серого цвета, или же таблички делаются из светлого дерева, а наждачная бумага берется черная.
На аналогичных картонных или деревянных табличках располагаем группы букв такой же величины, причем группировки соответствуют контрасту или аналогии формы.
Буквы должны иметь рукописную каллиграфическую форму, с намеком на оттенки. Буквы написаны прямым почерком.
Упражнения с шероховатыми буквами. Изучение букв алфавита мы начинаем с гласных и переходим к согласным, произнося их звук, но не название; мы немедленно соединяем его с одним из гласных звуков, повторяя слог по обычному фонетическому методу.
Обучение происходит согласно описанным трем периодам.
Ассоциация зрительного и мускульно-тактильного ощущения со звуком
Наставница показывает ребенку две зеленых карточки или две белых, смотря по тому, какие у нее имеются. Положим, мы показываем буквы И и О, говоря: «Это - И, это – О».
То же самое относится и ко всем остальным буквам. Как только произнесен звук, соответствующий букве, мы заставляем ребенка обводить ее пальцем; если нужно, наставница сама обводит ее указательным пальчиком правой руки ребенка. по наждачной бумаге в направлении письма.
«Уметь ощупывать» – это значит знать направление, в котором надлежит вести данный графический знак
Ребенок быстро выучивается, и палец его, уже привыкший к упражнениям в тактильном чувстве, руководится шероховатостью наждачной бумаги, в точности следуя контурам буквы. Он без конца может повторять движения, необходимые для писания букв, не опасаясь ошибки, к которым так чувствителен ребенок, в первый раз приступающий к письму. Если он собьется в сторону, то гладкая поверхность карточки тотчас же укажет его ошибку.
Хорошо научившись ощупывать буквы, дети с удовольствием повторяют эти упражнения с закрытыми глазами: наждачный слой заставляет их обводить букву, которую они не видят глазами. Таким образом, восприятие здесь устанавливается прямым мускульно-тактильным ощущением буквы. Теперь рукой ребенка в этих движениях руководит уже не зрительный образ буквы, но и тактильное чувство, и движения эти прочно закрепляются в мускульной памяти.
Значит, когда наставница показывает ребенку букву и предлагает ему ощупать ее, у него одновременно возникают три ощущения: зрительное, тактильное и мускульное. Благодаря этому образ графического знака закрепляется в гораздо меньший срок, чем это возможно при обыкновенном методе преподавания, когда ребенок руководствуется только зрительным образом буквы.
Оказывается, что у совсем маленького ребенка мускульная память очень цепка и наиболее возбудима. И в самом деле, ребенок порою узнает буквы, ощупывая их, и не узнает их, глядя на них. Кроме того, эти образы одновременно ассоциируются со слуховым образом буквы».
Игра «Узнай букву»
Материал. Розовые и голубые картонные таблички (дощечки), с наклеенными на них, шершавыми письменными буквами. Платок для завязывания глаз.
Описание игры. Ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает или завязывает глаза. Он ощупывает шершавые буквы на табличках и пытается угадать, каким звукам они соответствуют. Контроль осуществляет учитель или кто-нибудь из детей.
Обычно дети с большим удовольствием ощупывают буквы и называют их. Как обычно, для лучшей чувствительности они могут согреть пальцы в теплой воде или потереть щеточкой.
Надо помнить, что узнавание шершавых букв не первое и не основное упражнение с этим материалом, но немаловажное в ходе подготовки ребенка к письму.
Это упражнение было так же подробно описано Юлией Ивановной Фаусек в книжке «Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори» Изд. "Время" 1922 год.
Еще два этапа обучения письму по книге М. Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики»
«Восприятие. Ребенок должен уметь сравнивать и узнавать фигуры, когда слышит звуки, соответствующие им. Наставница просит ребенка: «Дай мне [О], дай мне [И]». Если ребенок не узнает буквы при взгляде на нее, она предлагает ему ощупать букву, обвести ее пальцами. Если он ее и в этом случае не узнает, урок откладывается до другого дня. (Я уже говорила, насколько необходимо не обнаруживать ошибок и не настаивать, если ребенок сразу не отвечает правильно на вопрос).
Речь. Подержав букву некоторое время на столе перед ребенком, наставница спрашивает его: «Что это такое?», и ребенок должен ответить: «Это [О], [И]».
Обучая согласным, наставница произносит только звук, и, сделав это, тот час же соединяет его с гласной, произнося полученный таким образом слог и перемежая это упражнение произнесением различных гласных; надо подчеркивать согласный звук, произнося его особо: т, т, т, та, ти, те, т, т.
Повторяя звук, ребенок должен произносить согласную отдельно и затем в сочетании с гласной. Нет необходимости знакомить со всеми гласными прежде, чем перейти к согласным; зная одну согласную, ребенок может приступить к составлению слов. Впрочем, эти детали предоставляются усмотрению воспитательницы. Я не считаю нужным следовать специальному правилу при ознакомлении детей с согласными звуками.
Весьма часто любознательность ребенка заставляет нас знакомить его с той согласной, к которой он обнаружил интерес; чье-нибудь имя может пробудить в нем желание узнать, из каких согласных оно составляется, и это желание, охота ребенка, являются гораздо более действенным средством обучения, чем какие бы то ни было правила постепенности в изучении букв.
Произнося звуки согласных, ребенок, видимо, испытывает удовольствие. Для него этот ряд звуков, столь разнообразных и столь отчетливых, представляет большую новизну, новизну загадки. Все окутано какой-то тайной, разжигающей любопытство…»
Наблюдаем ребенка, работающего с коробкой шероховатых букв
Коробка с шероховатыми буквами, стоящая обычно на полке рядом с другими языковыми материалами в группе для детей 3–6 лет, долгое время не привлекает детей. Буквами они начинают интересоваться в предпоследний год пребывания в группе, то есть, примерно в 5 лет или чуть раньше. Чаще всего они видят, как шестилетние уже осваивают письмо и чтение и хотят следовать за ними. Говорят: "Я буду учить буквы".
Так сказала девочка Настя Ш., 4-х лет и 11 месяцев, когда увидела, что ее братик Мартин уже легко их пишет, называет и даже умеет читать. Я решила помочь Насте выучить буквы и вела дневничок наблюдений за ее занятиями. Вот отрывок из этого дневника.
"ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ. После занятий штриховками я предложила детям перейти к буквам. Мы сели на ковер, и я положила перед Настей сразу 5, изученных в прошлый раз букв А, О, Б, К и М. Стала спрашивать третью ступеньку монтессорийского урока: «Какая это буква?» Она назвала правильно только две буквы А и О. Остальные «гадала».
Я стала давать трехступенчатый урок с этими буквами полностью. Но она никак не могла запомнить Б, К и М даже с третьего раза и стала отвлекаться. Я прекратила урок и положила в коробку с узнаваемыми ею буквами только две – А и О. Но, когда я это сделала, она быстро дала мне букву М со словами: «Я ее тоже знаю. Это буква М». Пришлось положить во вторую коробку и эту букву.
В третьей части занятия мы стали угадывать шероховатые буквы. Мартин делал это с необыкновенной легкостью, но мне важно было, чтобы он удерживал даже с закрытыми глазами направление письма. Но и Настя сразу угадала свои три выученные буквы. Интересно, что она не обводила их пальчиком, а трогала сразу всей ладонью.
Мне понравилось, как Мартин нежно давал Насте, которая сидела с закрытыми глазами, шероховатую букву и ставил ее пальчик на начальную точку обводки. Настя довольно легко отгадала на ощупь ВСЕ буквы, даже те, которые она выучила только сегодня".
Наблюдение за работой ребенка ведется, можно сказать, произвольно. Наставница записывает в свой блокнот лишь несколько важных фраз.