“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

История про транспозитор Монтессори 

28 июля 2023, 11:00  Просмотров: 394

Вступление к открытию. Изобретение, забытое автором 


Речь пойдет о вполне конкретном открытии, которое мы сделали вслед за переводчиком книги Анны Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори» и «Психомузыка» Сергеем Сафроновым. Это открытие касается одного интересного музыкального материала, о котором почему-то мало или вообще не рассказывается на учебных курсах по изучению педагогики Монтессори. 

Анна Мария Маккерони пишет следующее. «В 1914 году мы были в Рапалло. Однажды я сказала Доктору Монтессори: «В коробочке с таблицей умножения может уместиться вся таблица умножения, как на десять, так и на шесть. Что-то похожее получается и в музыкальных гаммах». 

Она посмотрела на меня, затем попросила: «Расскажи мне что-нибудь про гаммы». Я так и сделала, и через мгновение она в нескольких ясных словах описала мне некий музыкальный инструмент: транспозитор (transpositore)... 

 (Примечание переводчика. Я просто транслитерировал итальянское слово на русский язык, (transpositore). Есть итальянское слово transposizione, означающее "транспозиция". Очевидно, что эти слова имеют общий корень. Может, это объясняется сущностью инструмента?) 

Эти коробочки-звуки, отделенные друг от друга, стоят на опорной доске. Они не соединены воедино, а как бы выталкиваются из общего ряда. Доктор объяснила, как этот инструмент должен быть устроен, и как им нужно пользоваться, затем сказала: «Тогда звуки не сливаются в один звон». 

В провинции Пистоя я сразу поехала на фабрику Трончи, производившую наши колокольчики, и заказала транспозитор. Позже, когда транспозиторы уже использовались в школах, и я рассказывала о них Доктору, Монтессори спросила: «Ты говоришь, что это я изобрела?» Я ответила ей: «Конечно. Разве Вы не помните, в Рапалло?» Она пожала плечами, улыбнулась и сменила тему разговора. Оказалось, она забыла, как изобрела настоящий музыкальный инструмент». 


Звучащие «коробочки-клавиши» 


Так что же это за неизвестный или мало известный музыкальный монтессори-материал (музыкальный инструмент), состоящий из отдельных звучащих коробочек-клавиш? И зачем надо было снова изобретать звуковой ряд, если уже есть замечательные колокольчики Маккерони? 

Ответ на первый вопрос мы довольно быстро нашли в каталоге ныне перешедшей в другие руки фабрики Nienhuis. Там транспозитор был изображен в иллюстрации. 

А на второй вопрос в некоторой степени ответила нам в своей книге Анна Мария Маккерони. «Доктор Монтессори говорит: «Надо иметь внешний стимул, чтобы спровоцировать внешнюю организованную деятельность. Ребенок и стимул работают вместе. Мы, взрослые, как бы удаляемся – не стоим между ребенком и стимулом. Даже в музыке. Нет, особенно – в музыке!» (Стр. 120) 

Несколькими страницами выше она рассказывала о мальчике, для которого необыкновенно важно было услышать и узнать звучание отдельной ноты, в то время как при последовательных ударах по колокольчикам все звуки сливались в единый медленно затихающий звон. «Когда у нас установили большие часы с маятником, в которых били куранты, Раймондо услышал первые удары (было одиннадцать часов), побежал за колокольчиком и вместе с ударами часов стал звонить в него, произнося: «Ля, ля». Куранты, действительно, издавали ноту «ля»...» 

 ...Иногда взрослым, как детям, хочется до всего дотронуться рукой, увидеть и услышать музыку в живую, прожить, прочувствовать. Оказывается, так им легче понять. 


И мы заказали транспозитор 


И мы заказали транспозитор в интернет-магазине Nienhuis. Нам сообщили, что их изготавливают в Sri Lanka по разработке и дизайну Nienhuis. На складе их осталось всего несколько штук на весь мир. Но все же с помощью наших старинных друзей Атты и Михаила Полинских, которые имеют прямое отношение к развитию монтессори-педагогики в России, нам через четыре дня доставили этот инструмент со склада в Германии. 

Мы с трепетом раскрыли коробку... Звезды, как всегда бывает в таких случаях, сошлись, а Михаил Полинский оказался отличным профессиональным настройщиком музыкальных инструментов. 


Как мы настраивали инструмент 


Главный вопрос: «Ну что? Как звучит?» Ответ последовал огорчительный – целых 8 коробочек-тонов из 25-и звучали откровенно скверно. С таким транспозитором к детям идти нельзя. Пришлось изрядно потрудиться, чтобы разобрать неразборную, к сожалению, конструкцию коробочек-тонов и отрегулировать ее. 

А для этого было решено разогреть коробочки, которые плохо звучали, чтобы разные сорта дерева, из которых они и их внутренняя конструкция сделаны, расширились, клей расплавился и можно было вынуть эту конструкцию и отрегулировать. Стало ясно, что материал был изготовлен с нарушением технологии. 

 Наконец, все «гаечки подкручены» и каждая коробочка-тон зазвучала красиво и мягко, выделяя каждый звук, как и требуется по смыслу этого замечательного и незаслуженно забытого монтессори-материала. 


Как это у Монтессори? 


И вот тогда мы открыли второй том «Научной педагогики» М. Монтессори главу «Музыка» и на странице 480 прочитали, как сама Мария Монтессори описывает цели и процесс работы с транспозитором. «...Помимо теоретического, есть и музыкальный материал. На деревянной подставке, похожей на доску из упражнений с колокольчиками, длиной в две октавы, расположены коробочки одинаковой величины, выкрашенные в черный или белый цвет, в зависимости от того, какой ноте они соответствуют. В каждой коробочке имеется прямоугольная звучащая пластинка. Каждая пластинка при ударе издает свой звук, а коробочка служит резонатором. Звуки нежные, гармоничные, чистые. Настоящий музыкальный инструмент! В любой гамме интервалы между ступенями неизменны. 

Мы передвигаем коробочки с пластинками по подставке справа налево. Несколько крайних слева коробочек приходится убирать с доски. Но как бы мы ни передвигали коробочки, мы всегда сможем сыграть гамму, если будем ударять по пластинкам, стоящим на белых прямоугольниках подставки. К примеру, уберем с доски коробочки «до» и «до диез». Теперь наша гамма начинается с «ре». Именно эта коробочка стоит на первом белом прямоугольнике подставки. Ударяя молоточком по пластинкам коробочек, стоящим на белых прямоугольниках подставки, мы сыграем гамму ре мажор. 

Теперь посмотрим, как называются эти ноты: ре, ми, фа диез, соль, ля, си, до диез, ре. Простой, увлекательный музыкальный инструмент легко знакомит детей с основными законами гармонии». 


Старый и новый образы 


В итальянском издании второго тома Монтессори, который называется «L`autoeducazione» (Самообразование) последний раз вышедшем в издательстве Garzanti в 2009 году, есть иллюстрация, представляющая работу с транспозитором. А вот наш транспозитор. Теперь он уже точно настроен и готов к работе с детьми. Безусловно, его старая конструкция, в варианте, изображенном на картинке книги, иная, чем в современном варианте, но и ее, как говорит Михаил Полинский, неплохо было бы усовершенствовать, например, чтобы коробочки-тоны, легко открывались для улучшения настройки их звучания. Надеемся, эта работа когда-нибудь и кем-нибудь из музыкальных дел мастеров будет исполнена. А нашим музыкальным педагогам еще только предстоит докопаться до внутренних смыслов транспозитора Монтессори и провести экспериментальную работу с детьми. И еще неизвестно, подтвердятся ли в работе с российскими детьми музыкально-педагогические гипотезы Марии Монтессори и Анны Маккерони. 

Наш первый в России транспозитор Монтессори находится в Санкт-Петербургской Монтессори-школе Михайловой. Там и проходят первые в России серьезные эксперименты по его использованию. 

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (49) 2015 г. 
Фото автора.

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?