“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

Правильное и неправильное чтение. Голубая серия материалов для первоначального чтения

31 июля 2023, 15:48  Просмотров: 127



Голубая серия материалов была придумана для облегчения правильного чтения. Что имелось в виду?


Известно, что орфографически верное написание русских слов часто не совпадает с их прочтением. Например, написано МОЛОКО, а звуковая транскрипция выглядит как [МАЛАКО]. При правильном прочтении будет считаться именно звуковая транскрипция, а не написанное слово. То есть при прочтении некоторые звуки переходят в другие. Это и создает трудности, ведь русское письмо основано на морфологическом, а не на фонетическом принципе, как многие другие языки. Поэтому при разработке дидактических материалов голубой серии учитывалось именно чередование тех или иных звуков.

Надо сказать, что облегчить детям первоначальный этап чтения стремилась не только М. Монтессори и ее последователи. Об этом же задумывались, например, К. Ушинский и Толстой. Лев Николаевич Толстой, составляя русскую «Азбуку», на второй ступеньке текстов для чтения придумал их именно с учетом разницы в написании и прочтении. Он выделил правильное прочтение слова соответственно маленькой надстрочной буквой и классифицировал тексты в зависимости от соответствующих чередований.

Приводим здесь эти чередования по «Азбуке» Л. Толстого, так как в содержании голубых карточек для чтения русских текстов использованы именно они. О-А, Б-П, В-Ф, Ч-Ш, К-Х, С-3, И-Е, З-С, Г-Х,Д-Т, Г-В, И-Ы, ЫЙ-ОЙ, Я-Е, Т-Ш, ТСЯ-ТЬСЯ-ЦА, А-О, ИЙ-ОЙ, ИЙ-ЕЙ


Дидактический материал М. Монтессори дает возможность ребенку входить в процесс чтения незаметно


Ребенок работает с карточками, на которых написано одно только слово, но в его сознании происходят все необходимые для «постепенного» сознательного чтения процессы. Голубая серия дидактических материалов для чтения построена так же, как и розовая, и предъявляется ребенку в той же последовательности.

Основной принцип «от конкретного к абстрактному» строго соблюдается, поэтому вначале наставница предлагает ребенку сравнивать предметы из голубой коробочки со словами, написанными на голубых записках, и только потом дети начинают читать слова на карточках.


Материал «предмет-слово» из голубой серии


Юлия Ивановна Фаусек описывала похожий материал в одной из своих работ. Он состоит из коробочки с мелкими фигурками (игрушками), на дне которой лежит голубой конверт с табличками (записками), на которых письменным шрифтом написаны названия этих фигурок. Слова и предметы подобраны так, чтобы в них содержалась какая-то одна из трудностей чтения. Например, вот содержание коробочки на «О-А»: олень, крокодил, сова, поросенок, корова, ворона, охотник.

Правильное чтение звуков показано на каждой табличке красной надстрочной буквой, как в «Азбуке» Л.Н.Толстого. Ребенок правильно читает слова, про себя или вслух, и раскладывает табличку к фигуркам. Материал «картинка-слово» из голубой серии Голубые карточки с картинками и словами устроены так же, как и розовые. С той лишь разницей, что названия предметов на них имеют ту или иную трудность при прочтении.


Ребенок с удовольствием берет с полки и развешивает таблички с названиями предметов 


Слова с одной трудностью собраны в соответствующую группу. Например, «О-А»: огурец, смородина, колокольчик, ромашка, яблоко, орех. В контрольной карте они объединены собирательным словом. В данном случае — «растения». В любом слове трудности при чтении выделяются красной надстрочной буквой. Ребенок работает с карточками так, как описано выше.

Педагоги заметили, что мозг ребенка, видимо, незаметно фиксирует в сознании место расположения красной надстрочной буквы. Поэтому если ребенок неоднократно работает с карточками для чтения, то в дальнейшем у него бывает гораздо меньше проблем с грамотным письмом. Встречаясь при письме с уже знакомым словом, он приостанавливается в месте бывшей трудности чтения и обдумывает, как здесь это слово надо правильно написать. Иногда применяет соответствующее орфографическое правило, а чаще пишет по интуиции. Так рождается интуитивная грамотность.

Следом за упражнениями с материалом «картинка-слово» ребенок с удовольствием берет с полки и развешивает таблички с названиями предметов из окружающей среды.

Тут уже сложно сохранить принцип одной трудности. Да это и не требуется. Дети, не отстающие в развитии, легко схватывают принцип работы с карточками, и для правильного чтения слов с любыми трудностями им достаточно надстрочного знака. Достаточно и того, что они взяли с полки именно голубую коробочку, то есть хотят работать со словами, имеющими эти трудности.

В русском языке так много слов, которые читаются не так, как написаны, что не имеет смысла сортировать их. Гораздо важнее выбрать другие способы дифференциации слов русского языка.


Предложения-задания из голубой серии. Интерпретация прочитанного


Итак, истинное или, как говорит Л. Н. Толстой, «постепенное» чтение есть чтение с пониманием или интерпретацией прочитанного. В случае работы с билетиками, на которых написаны задания, это означает точно выполненное действие. Причем, если в записке обозначено сложное действие, состоящее из двух частей (например, «Нарисуй на доске дом, а потом напиши слово «дом»), ребенок, по наблюдениям педагогов, выполняет сначала одно и только затем второе действие. При этом он дважды читает записку.

Эти наблюдения за постепенным детским чтением привели к составлению последовательных текстов для детского чтения. Во втором томе своих работ который вышел на французском языке в 1916 году, в главе «Интерпретированное чтение» М. Монтессори пишет: «Маленький пятилетний ребенок, получая билетик, на котором были написаны два действия, как, например: 1) я сел на стул, 2) закрыл лицо руками и заплакал, — проделывает только одно действие: или садится на стул, или закрывает лицо руками и плачет.

И несмотря на то, что ребенок кажется увлеченным обладателем билетика и желает интерпретации, он относится гораздо холоднее к билетикам с двумя предложениями, чем к билетикам только с одним предложением, как, например, «мальчик выбежал из комнаты». Тогда энтузиазм малюток, стремление выполнить скорее действие, неудержимое желание повторить его, проявление радости, блестящие глаза, раскрасневшиеся лица показывают, что чтение им приятно.


Счастливый обладатель билетика становится одержимым страстью к чтению


Таким образом, первая серия чтений составлена из простых предложений, вроде анализируемых грамматикой фраз из глагола и существительного или глагола и местоимения». В следующих сериях идут билетики, заключающие два связных предложения; дети должны выполнить два последовательных действия. Например: «Отворяю дверь и выхожу. Выхожу и запираю дверь на ключ».

Билетики третьей серии заключают несколько последовательных действий. В четвертой серии каждый билетик содержит главное и придаточное предложение. Например: «Закрываю руками глаза, чтобы лучше услышать музыку».

Пятая серия включает несколько согласованных и подчиненных предложений. Например: «Беру платок, рассматриваю его, говорю: «это — не мой» и кладу обратно».

Мы видим своеобразный подход М. Монтессори к сознательному чтению детей: оно воистину постепенное. Термин Л. Н. Толстого точно выражает наблюдения М. Монтессори. По ее методу ребенок учится читать, не обращаясь к специальным азбукам и букварям. Он еще в добукварный период начинает читать с пониманием тексты на карточках.

«После описанной подготовки, — говорит М. Монтессори, — дети могут понимать то, что читают. Они становятся одержимыми страстью к чтению. Дети хотят читать и читать. Мы собираем для них быстро книжки, но они недостаточны для удовлетворения жадности детей к чтению. Мы много раз убеждались, что детская литература бедна, чтобы быть в состоянии отвечать на такие большие запросы детей. А потому мы, желая в принципе ограничиться только итальянскими авторами, должны были прибегнуть ко многим переводам иностранных книг и построить маленькую библиотеку».

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?