Вы тоже думаете, что ребенок должен есть почти беспрерывно?
Вот что пишет Мария Монтессори в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики". «Распределение еды. Здесь должен господствовать принцип, который весьма надлежит усвоить матерям, — именно что ребенок должен есть в определенные часы; тогда он будет пользоваться добрым здоровьем и хорошим пищеварением. Правда, в публике (и этот предрассудок матерей наиболее пагубен для детей) существует мнение, будто ребенок для правильного роста должен есть почти беспрерывно, без всякого порядка, и дети в самом деле вечно жуют корку хлеба. А между тем ребенок, ввиду чрезвычайной хрупкости его пищеварительной системы, нуждается в правильной диете больше взрослого, и мне кажется, что Дома ребенка с их долгим учебным днем являются особо подходящим местом вскармливания детей, ибо они могут направлять диету ребенка.
Вне указанных для приема пищи часов ребенок не должен есть. В Доме ребенка с длинным учебным днем предлагается две еды: плотная около полудня и легкая закуска около четырех часов вечера. На плотную еду детям дается суп, мясное блюдо и хлеб. Дети зажиточные получают также фрукты, сливки и масло на хлеб.
К четырем пополудни готовится легкий полдник, от простого куска хлеба с маслом до хлеба с мармеладом, шоколадом, медом. Не вредно давать сухари, бисквиты и вареные фрукты. Хороший завтрак получается из хлеба, размоченного в молоке, или яйца всмятку с батонами, или же просто из чашки молока, в которой растворена ложка Меллинс-Фуда. Я очень рекомендую Меллинс-Фуд не только в младенчестве, но и позднее ввиду большой удобоваримости и питательности этого препарата, а также его вкуса, так нравящегося детям.
Меллинс-Фуд представляет собой порошок, приготовленный из ячменя и пшеницы и содержащий в себе в концентрированном и чистом виде вещества, свойственные этим злакам; порошок этот медленно растворяют в горячей воде на дне чашки и сверху подливают вполне свежего молока.
Дома у себя ребенок ест остальные два раза, то есть утренний завтрак и ужин, причем последний должен быть очень легким, дабы дети вскоре после ужина могли лечь спать.
Утренний завтрак ребенка в зажиточном доме может состоять из молока и шоколада или же молока и солодового экстракта с сухарями, а еще лучше с поджаренным хлебом, намазанным маслом и медом; дети победнее могут ограничиться чашкой молока с хлебом.
На вечернюю еду рекомендуется суп (детям следует давать суп два раза в день) и яйца всмятку или чашка молока; или же рисовый суп с молоком в основании и хлеб с маслом, с вареными фруктами...»
Как сервируют стол
Ежедневно и по несколько раз ребенок наблюдает, как взрослые готовятся к приему пищи. В разных культурах принято по-разному накрывать стол. Например, современные скандинавы предпочитают выставлять приготовленную еду на отдельно поставленный столик, выбирать понравившееся и принимать пищу за другим столом. На Востоке едят на полу на специальных коврах. У некоторых народов принято есть всем из одного блюда. Так делают, например, узбеки, казахи. Блюдо для плова здесь имеет специальное название — ляган.
В России принято всем членам семьи сидеть за общим столом, сервированным приборами для каждого человека. В центре стола обычно ставятся сначала закуски, потом горячие блюда, а затем десерт.
Маленьким детям можно показать основные приемы сервировки стола, например, для завтрака или вечернего чая. Во многих европейских детских садах принято самостоятельное питание детей. Это значит, что, отправляя детей в группу, родители кладут им в рюкзачок маленький завтрак: яблоко, бутерброд или баночку йогурта. В определенное время дети достают его, сервируют стол, садятся и съедают.
В российских детских садах завтрак, обед и полдник готовится одинаковый для всех и для приема пищи обычно отводится специальное помещение — столовая. В Монтессори-детских садах работникам столовой столы накрывать помогают дети. Поэтому им необходимо показать, как это делается.
Материал
Сложенная в несколько раз скатерть, две мелкие тарелки, две глубокие тарелки, две столовые ложки, две вилки, два столовых ножа, стакан или чашка с блюдцем, бумажные салфетки в салфетнице, солонка с солью, хлебница.
Цели
Прямая. Накрыть на стол
так, как это принято.
Косвенная. Приобщение к
культуре, развитие самостоятельности, аккуратность, координация движений,
последовательность действий, концентрация внимания.
Презентация
Наставница предлагает ребенку показать, как накрывают стол, готовясь к обеду. Все материалы лежат на специальной полке около обеденного стола. Прежде всего надо расстелить скатерть. Ее берут с полки, кладут в центре стола и медленно разворачивают, подравнивая со всех сторон. Затем с полки берут хлебницу, солонку и салфетницу с салфетками и ставят в центр стола. После этого наставница снимает с полки и дает в руки ребенку одну за другой тарелки. Ребенок несет их на стол и ставит в беспорядке. Наставница подходит к столу и показывает, как ставят напротив каждого места тарелки. Сначала мелкую, а на нее глубокую. Ребенок повторяет эти действия.
Затем они снова идут к полке, и наставница дает в руки ребенку по одной чашки с блюдцем. Ребенок также несет их на стол. Наставница показывает место этих чашек на столе за тарелками. Затем с полки со специальной подставки берутся столовые ложки. Их кладут справа от тарелок. Ребенок каждый раз повторяет действия наставницы. Столовые ножи кладутся справа от тарелки, но слева от ложки, лезвием к тарелке, а вилки — слева.
Украсить стол можно маленьким букетиком цветов в вазе или свечкой в подсвечнике.
Новые слова
Сервировка стола, скатерть, столовые приборы, вилка, ложка, нож, чашка с блюдцем, солонка, салфетница, глубокая тарелка, мелкая тарелка, накрывать на стол.
Прием пищи у большинства народов мира является серьезным и осмысленным ритуалом
Почти всегда выбираются специальные люди, которые обслуживают других во время обеда или ужина. Дома на стол чаще всего накрывает мама или бабушка, а в детском саду выбираются дежурные, которые постоянно меняются. Дети любят быть дежурными по столовой. Особенно маленькие. Им нравится самостоятельно накрывать на стол для всех остальных. Эта работа заставляет их быть внимательными, аккуратными, координировать свои движения. Важно, чтобы взрослые не боялись доверить детям даже такую опасную работу, как разливать по тарелкам горячий суп или нарезать хлеб.
Вот как описывала обеденный ритуал в своем детском садике Монтессори Юлия Ивановна Фаусек (1923 г.)
«Дежурные выбираются по желанию детей; обыкновенно таких является больше, чем требуется, и при помощи руководительницы устанавливается очередь. Дежурные, которых бывает от двух до четырех, составляют столики по два, образуя таким образом один квадратный стол, за которым усаживаются восемь детей, покрывают их скатертями, ставят приборы, раскладывают салфеточки, расставляют стулья.
Каждый ребенок индивидуально проявляет свой эстетический вкус в украшении стола
Каждый стол украшается каким-нибудь растением в горшке или в вазе, и дети никогда не забывают ставить их на столы. При этом каждый ребенок индивидуально проявляет свой эстетический вкус в украшении стола. Дежурные надевают особые белые переднички, чем они и отличаются от других детей.
Дети рассаживаются по своим местам, которые они отыскивают по мешочкам с салфеточками, на которых написаны их имена; дежурные осматривают, все ли есть у товарищей, и разносят еду, если таковая имеется, или только чай, если дети приносят свои завтраки.
Руководительница принимает участие в работе дежурных: она делает указания, но не словесно, а действием; слов она тратит мало, а просто указывает, как надо действовать: как составлять столы, как носить стулья, как расставлять посуду и прочее, и эти указания делает она только там, где это непременно требуется, предоставляя, по возможности, детям широкую свободу инициативы и действий».