“Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое и взмывает вверх к безграничному будущему”

М. Монтессори

 

NAVI-ASILO CARACCIOLO - школа-приют на корабле 

16 апреля 2023, 16:29  Просмотров: 314

Первые и самые отважные 


В 1913 году под свернутыми парусами видавшего виды списанного морского судна «Caracciolo» жена местного адвоката Джулия Чивита собрала по окрестностям Неаполя 50 беспризорных мальчиков, в том числе и трехлетних малышей. Корабль был передан городу под приют, благодаря личной заинтересованности Морского Министра Паскуале Леонардо Каттолика (Pasquale Leonardo Cattolica).


Джулия Чивита была из тех упорных и упрямых итальянок своего времени, которых там называли «женщинами благодеяния». Она стала сначала воспитательницей, а потом директором школы-приюта на корабле (Nаvi – Asilo Caracciolo), где вместе с профессиональными моряками Джулия стала учить детей морскому делу.

Согласитесь, необычная работа для женщины. Хотя нам уже не приходится удивляться: мы знаем, что Мария Монтессори была одной из первых итальянкой, переступившей порог анатомического кабинета, а дочь отважного Керчинского, вольнонаемного штурмана Юлия Фаусек стала первой в России женщиной-биологом, научно изучавшей мир беспозвоночных. И вот под руководством первой женщины директора школы-корабля Джулии Чивиты бывшие беспризорники стали учиться работать моряками и, кроме того, изучать механику, географию, столярное дело и биологию.


«Система Чивиты»


В 1924 году, отправившись в очередной раз в Неаполь, Юлия Ивановна Фаусек по совету итальянки Н. А. Лабриолы посетила несколько школ. В них не было ничего необычного. И метод Монтессори тут как будто не очень-то и работал, хотя прошло уже двенадцать лет с того момента, когда началась его пропаганда на юге Италии.

И все-таки над внешне вполне обыкновенной картиной преподавания школьных предметов и здесь, в Неаполе, витал невидимый прямому взгляду дух реформаторских настроений всего тогдашнего итальянского общества.

Внимание к каждому ребенку, попытка сделать упор на самостоятельную деятельность учеников, доверие к их рассуждениям, стремление сделать детей способными следовать своей работе не только в школе, но и в обычной жизни, – все это каким-то удивительным фоном укладывалось в общий дух итальянских школ того времени.

Похожая картина педагогической работы разворачивалась и в приюте-корабле Caracciolo. Джулия Чивита Франчески (Giulia Civita Franceschi) благодаря своей интеллигентности, общей культуре и чувствительности создала там, можно сказать, особую педагогическую систему работы с беспризорниками – «систему Чивита» – не только как способ социально-педагогического вмешательства в их жизнь, но и как пример успешного воспитания, основанного на доверии и уважении к детям.

Опора на стремление любого ребенка к познанию через собственную деятельность; в школе учит не столько учитель, сколько окружающая среда и обстановка, а потому опора на воспитание и обучение должна быть косвенной, а не прямой; школа не готовит ребенка к жизни — она и есть сама жизнь. Таковы принципы педагогической системы Чивиты.

Вот что она сказала в своей речи на конгрессе неаполитанских женщин, проходившем в 1947 году: «Не может ускользнуть от нас то, что повсюду существует разделение на людей «образованных» и «трудяг», разделение между теорией и практикой. Эта трещина между «делать» и «знать» вносит непонимание воспитательной и культурной ценности труда, и это, в свою очередь, ослабляет процесс формирования личности. Вследствие чего большая часть учеников оставляют школу, только начав приобретать первичные знания...»

Джулия Чивита была убеждена, что работа руками отвечает на глубокую потребность личностного роста ребенка, ради которого школа должна начать с освоения ремесел и поставить детей и подростков в прямые и ответственные отношения с окружающей обстановкой.

Эти принципы воспитания детей Джулии Чивиты в высшей степени близки и понятны современным Монтессори-педагогам, так как они вполне соответствуют и их взглядам на педагогическую работу. Были такие взгляды близки и понятны и Юлии Ивановне Фаусек, вслед за Марией Монтессори посетившей школу-приют на корабле «Caracciolo».


Внуков она учила по Монтессори


Джулия Чивита вступила на борт «Caracciolo» в августе в 1913-го и не ушла с этого поста до тех пор, пока в 1928-м фашисты не начали охоту за ней и не сняли с нее обязанности директора. Она переехала со своими питомцами в деревню Санта Мария, где основала начальную аграрную школу. Но в 1933 году ее силой уволили с места работы, а подростков перевезли в Гостиницу для бедных.

После Второй мировой войны старый корабль «Caracciolo», измученный бомбардировками, пытались восстановить, и Джулия Чивита готова была продолжить свое дело, но, видимо, этому выдающемуся проекту не суждено было развернуться вновь. Джулия полностью отдает себя семье.

Вот что вспоминает ее самый младший внук: «Бабушка завивала свои темные волосы на странном приспособлении, похожем на щипцы. Она рассказывала о своем детстве, о дедушке Франчески и бабушке Марине. Мы смеялись над ее неаполитанскими анекдотами. Каждый день для нас она проводила школу по методу Монтессори. Бабушка часами напролет читала мне книги Диккенса, Киплинга, Пасколи и Кардуччи. Она научила без нажима понимать, что нет ничего такого, чего нельзя бы достичь силой воли, честностью ума и собственной деятельностью...»


Запись из книги отзывов корабля «CARACCIOLO»


"Есть на свете рудники сокровищ, из которых мы можем черпать богатства, необходимые для сохранения полноты жизни и осознания величия тех, кто умеет эти сокровища добывать. Такие люди всегда рядом с бедными и оставленными. Но кто они – эти замечательные шахтеры? Они Герои и Ангелы вместе взятые и чаще всего появляются в облике выдающейся женщины. Как и здесь, на Корабле». Мария Монтессори

Из дневника Ю.И. Фаусек 


(Архивные материалы РНБ) О детских садах европейских стран, организованных по системе Монтессори. Записи во время командировки за границу. 1924 год. Неаполь

…Школы Montesca (открыта в 1901 году на вилле Montesca) и Rovigliano (открыта через год). Директриса одна, учительниц в первой школе 3, во второй - 2. В каждой школе по 6 классов (45 человек)…
...Корабль-дом (дети 5 – 15 лет). Воспитание нацелено на то, чтобы сделать ребёнка способным интеллигентно следовать своей работе в доме и в поле, самостоятельно думать, вести здоровую и честную жизнь, исполнять долг перед Родиной. Первый месяц не пускают никуда, потом в город за покупками. Юлия Фаусек


Елена Хилтунен - монтессори-педагог, Елена Амаро - переводчик по архивным материалам Исторического Морского музея Неаполя (Италия), Antonia Cassiello - помощник в поисках архивных материалов.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (32) 2012 г. Архивные фото Елены Амаро и с сайта www.xmasgrupsom.com

Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею
Смотреть галерею

Расскажите об этом друзьям:

Появились вопросы?