Рука и разум
Шестилетний ребенок, ранее посещавший детский сад Монтессори и на которого в первую очередь ориентирована начальная монтессори-школа, обладает определенными, уже сформированными культурными интересами, любовью к порядку и даже к математике – предмету, который часто представляет трудность для ребенка средних способностей. Кроме того, его разум уже контролирует и направляет мелкую моторику рук (движение руки во время письма).
Практическая работа с детьми в наших начальных школах получила такое одобрение в обществе, что применяемые нами упражнения по развитию моторики рук стали широко использоваться и в тех школах, где обучение построено на совершенно иных педагогических принципах.
На следующем, более высоком этапе обучения, мы также предоставляем детям возможность обучения на основе работы рук, особенно в области механики и физики. Например, во время изучения закона давления и закона сопротивления материалов детям дается задание построить такой каменный свод, чтобы его элементы держались без цемента. Сооружая мосты, аэропланы, железные дороги (рассчитывая соответствующую кривую), они знакомятся с законами статики и динамики, изучение которых входит в школьную программу.
Так происходит везде, где наш метод используется правильно и при этом имеется необходимый дидактический материал. В тех случаях, когда это возможно, для подготовки детей к жизни в обществе их знакомят с различными механическими устройствами, использующимися в нашей практической жизни, в которой широко применяются различные виды машин.
Увлекаясь этой частью нашего метода, учителя в некоторых современных школ особенно в Соединенных Штатах, предоставляют возможность детям после 6 лет заниматься прежде всего изучением таких механизмов, представленных в средах наглядными пособиями для развития интеллекта. В эти школы вместе с изучением различных механизмов пришла и свобода: детям на уроке позволено выбирать себе занятие по душе.
Между тем материал, который не может быть освоен путем работы рук, исключается из процесса обучения: считается, что математику и другие абстрактные дисциплины дети не смогут освоить в процессе свободной спонтанной деятельности. Такие школы, альтернативны так называемым «старомодным» школам, где, в основном, обучают абстрактным дисциплинам и заучиванию фактов. Мы против и того, и другого методов.
Личность - это единое и неделимое целое
Все ментальные установки зависят от одного центра. Эту тайну не раз раскрывал перед нами сам ребенок, осваивая различные области знания, включая абстрактные, превосходя наши желания и ожидания.
При этом, наряду с работой разума, предлагалась работа и рукам ребенка. У детей проявляется огромное стремление к абстрактным дисциплинам, если они осваивают их через работу рук. Они приступают к изучению таких областей знаний, которые до настоящего времени были им недоступны, таких как грамматика и математика. Удивительно, как могла возникнуть теория о том, что ручной труд характерен для человека с неразвитым интеллектом, а интеллектуально развитый человек проявляет абсолютную беспомощность, когда нужно что-то сделать своими руками!
Должен ли человек классифицироваться как работник только умственного или только физического труда, вместо того чтобы позволить ему функционировать как целостной личности? Где логика в том, что одностороннее развитие может способствовать формированию единого целого?
На современных конференциях весьма известные люди, которые посвятили всю свою жизнь педагогике, всерьез обсуждают, что предпочтительнее, метод практического обучения или интеллектуальное развитие.
Но ведь сами дети уже открыли нам то, что знание какой-либо дисциплины есть результат только всестороннего развития, результат интеллектуальной деятельности, дополняемой деятельностью рук. Позвольте личности функционировать как единому целому, и тогда процесс обучения будет успешным, в противном случае - нет!
Племена, группы, народы - это результат такой же спонтанной дисциплины и объединения людей. Есть только одна проблема - всестороннее развитие человека; если она будет решена в рамках какой-либо категории людей - будь то дети или народ в целом, то и последующее развитие будет происходить самопроизвольно и гармонично.
Теперь, когда мы убедились, что в образовательном процессе должна быть задействована личность ребенка в целом, но сначала ему нужно определить ориентиры с помощью космической идеи воспитания, встает вопрос, в какой форме и когда эта идея должна быть ему предъявлена.
Младшие толпятся вокруг старших
Надо начинать с учеников младших классов, на которых уже проверена эффективность опосредованного подхода к обучению, например, когда в их присутствии что-то объяснялось старшим детям. Это вполне возможно, поскольку во всех наших школах, за небольшим исключением, обучаются дети разных возрастов.
Когда мы пытаемся показать нечто новое старшим детям, младшие толпятся вокруг, проявляя свой неподдельный интерес. Особенно сильно шестилетние дети проявляют свою заинтересованность к схеме, иллюстрирующей сравнительные размеры Солнца и Земли с помощью шара и точки. Младшие дети испытывают трепет при осознании увиденного, они не могут оторваться от схемы, хотя старшие дети, для которых планировался этот урок, не видят в этом ничего необычного, им нужно нечто более удивительное, что всколыхнуло бы их интерес.
Существует разница между восторженностью и простым пониманием. Точка и шар затрагивают воображение ребенка, переполняя его восторгом от понимания того, что не принадлежит миру физических вещей, окружающих его, от понимания того, что нельзя потрогать руками.
Кроме того, если эта схема оставила старшего ребенка равнодушным, это не означает, что больше ничто не сможет затронуть его воображения и семимильными шагами перенести из собственного маленького мира в более широкие сферы, в неизвестную Вселенную, но он не сможет постигнуть этих чудес и таинств без нашей помощи.
Образное восприятие не имеет границ
Ребенок в период от шести до двенадцати лет движется к высшей реальности, которую можно постичь только благодаря воображению. Образное восприятие в корне отличается от обычного восприятия предметного мира, поскольку оно не имеет границ.
Воображение может бороздить не только безграничное пространство космоса, но и не имеющее границ время; мы можем вернуться на несколько веков назад и увидеть Землю вместе с ее обитателями, какой она была когда-то. Чтобы убедиться, понимает ли ребенок то, о чем мы ему говорим, мы должны понять, может ли он мысленно представить это, может ли он подняться выше уровня простого понимания.
Человеческое сознание приходит в этот мир как яркая вспышка воображения. Все, созданное человеком, физическое или духовное, есть плод чьего-то воображения. Без работы воображения изучение истории и географии невозможно, и когда мы собираемся знакомить детей со Вселенной, на что еще мы можем опереться, как не на их воображение?
Я считаю преступлением, обучая предметам, которые могут быть хорошими творческими помощниками в развитии образного мышления, отказываться от опоры на воображение, а вместо этого требовать от детей заучивания того, что они даже не в силах себе представить.
Таким предметам нужно обучать так, чтобы пробудить в ребенке силу воображения, заразить его энтузиазмом, а затем постоянно подкидывать поленья в пламя, которое вы разожгли.
Зерна интереса
Секрет хорошего обучения состоит в том, чтобы относиться к разуму ребенка как к плодородному полю, на котором можно посеять зерна, которые прорастут благодаря пламени воображения. Таким образом, наша цель состоит не только в том, чтобы добиться от ребенка понимания и поменьше заставлять его механически заучивать факты, а будоражить его воображение так, чтобы привести его в полнейший восторг.
Нам не нужны почтительно внимающие нашим словам ученики, нам нужны ученики, жаждущие знаний. Мы стремимся знакомить наших учеников с жизнью, а не с теориями, помогать им в интеллектуальном, эмоциональном и физическом развитии, а для этого мы должны предоставить человеческому разуму возвышенную и благородную пищу, которую он будет усваивать и требовать ее все больше и больше.
Леность ума из-за школьных сказок
Все педагоги в целом согласны, что развитие образного мышления имеет важное значение, но они предпочитают развивать его в отрыве от интеллектуального развития так же, как они отделяют интеллектуальное развитие от развития моторики рук. Они практически расчленяют личность на части. Они хотят, чтобы в школе ребенок заучивал сухие факты из реальной действительности, в то время как воображение ребенка развивается через сказки, связанные с миром, который наполнен чудесами, в отличие от мира, в котором они живут.
Сказки дают возможность детям почувствовать сострадание или страх, поскольку они рассказывают о несчастьях и горестях голодных и заброшенных детей, которые угнетаются и которых предают. Как взрослые находят удовольствие в трагических сюжетах, так и сказки о гоблинах и монстрах доставляют удовольствие детям и будоражат их воображение, но они никоим образом не связаны с реальностью.
С другой стороны, предлагая детям рассказ о Вселенной, мы предоставляем им возможность представить нечто, в тысячу раз превосходящее бескрайние просторы и таинственность волшебного мира, драму, которую не раскроет ни одна сказка.
Если воображение ребенка развивать только сказками, то в лучшем случае впоследствии он будет получать такое же удовольствие при чтении романов, но мы не можем ограничивать образование только этим. Разум, который привык находить удовольствие только в волшебных сказках медленно, но верно обретет леность и неспособность к более благородным занятиям.
В жизни мы находим слишком много примеров праздности ума, люди интересуются только тем, как бы лучше одеться, посплетничать или сходить в кино. Их интеллект навсегда похоронен под плитой, которую уже не сдвинуть с места. Их интересы постепенно ограничиваются настолько, что концентрируются только на собственной персоне, исключив интерес к чудесам этого мира и сочувствие к страданиям человечества. Их участь - подлинная смерть при жизни.
Из книги Мария Монтессори «Как развить внутренний потенциал человека» изд. Благотворительного фонда «ВОЛОНТЕРЫ», 2011
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (51) 2016