"Жертва", "компьютер", "обвинитель". Опыт самого первого монтессори-тренинга учителей в России
Прием "первичных больных" идеями Монтессори.
"Как администратор, я приехала на разведку". Единственное, что мне от вас нужно, – это учебные программы и дидактические материалы. В нашем городе такой школы еще нет, и я получила задание освоить этот опыт и внедрить его.
"Я чувствую, что мне трудно дышать в традиционной школе; я больше не хочу преодолевать себя и нежелание детей учиться".
"Все, что я увидела в вашей модельной монтессори-школе, очень похоже на вторую половину дня в моем детском саду. Только за партами они у вас не сидят".
"Хочу рассказать своим студентам о Марии Монтессори; научить их, как воспитывать свободных детей".
Как видно из приведенных высказываний, почти все 100 % первичных запросов были сформулированы как желание повысить свой профессиональный уровень путем освоения новой методики, новых приемов работы с новым дидактическим материалом. Об этом говорили администраторы, преподаватели высших учебных заведений, школьные учителя, воспитатели детских домов и детских садов, студенты и старшеклассники.
А организаторы тренинга предложили им: курсы философии новых школ, психологии детства, психологический тренинг, практикум по наблюдению за детьми. За наблюдением обычно следовало его обсуждение, где ведущий фиксировал нестереотипные, широкие взгляды на события, происходящие в группе детей; каждое неказенное, точное слово, подходящее для описания ребенка.
Значение работы с собственным словом учителям-практикантам пришлось буквально выстрадать во время самостоятельной работы с детьми на ковре.
Шок на ковре
"Я посмотрела – все дети заняты своими делами. А мне очень хотелось к кому-нибудь пристроиться, чтобы заняться с ним разговорной речью, но меня никто не принял!"
"Мне впервые ребенок ответил «нет!", когда я велела убрать за собой материал! Воспитанностью в вашей школе и не пахнет".
Отползая с ковра после занятия: "Никогда не думала, что так трудно сдержать поток собственных высказываний и вести счет своим словам!"
"Я впервые почувствовал себя комфортно и свободно рядом с ребенком. Сев на ковер, я увидел, что мы с ним одного роста - в буквальном и переносном смысле!"
"Во время занятий я с ужасом обнаружила, что не вижу почти никого из детей, а занимаюсь исключительно решением собственных проблем: подойти к ребенку или нет, сказать что-нибудь или нет, где присесть, что делать дальше. Я не могу заметить момент, когда я нужна ребенку!"
Выход к детям стал основным аргументом в ответе на вопрос: близка мне система Монтессори или нет? Со всей очевидностью проявилась несостоятельность опыта преподавания в традиционной школе, взгляд на ребенка как на объект воспитания, а также нехватка философско-психологических знаний о ребенке, о феномене детства.
Особенно явственно проявилось практическое неумение смотреть и видеть, что происходит с ребенком. Необходимость исследования и переосмысления собственного профессионального и жизненного опыта встала во весь рост. В подобном стрессовой ситуации ущемленная самоценность участников тренинга повела их по различным путям. Путей этих 5, но лишь один из них ведет к конструктивному решению возникшей проблемы профессиональной несостоятельности – путь самоисследовання.
Исторический документ. Первый российский тренинг по основам педагогики Монтессори 1992 год. Москва, ул. Кондратюка, ведомственный детский сад
издательства "Молодая гвардия".
Путь самоисследования
"Мне не хватает наблюдательности, но зато есть терпение, и я всему научусь, Потому что у меня есть мотивация - я познала минуты настоящей радости от соприкосновения с духовным миром ребенка!"
"Ваш тренинг – это как глоток свежего воздуха для меня! Это толчок к познанию себя и мира ребенка. Мне хочется читать, встречаться с интересными людьми, пропускать через себя заново свой опыт воспитания ребенка".
"Я нашла того учителя, который поможет мне духовно развиваться. Это – ребенок!"
"Впервые за многие годы я, действительно ощутила себя свободной и внутренне независимой. Как оказалось, я еще не потеряла способности к саморазвитию. Но есть и неприятные открытия. Провалы в образовании. Многое забылось. Явная нехватка тех самых методических приемов, которыми, по Монтессори, надо владеть, но не надо использовать".
Как видим, "открытия" людей, вставших на путь самоисследования, находятся на личностном уровне, гораздо более глубинном, чем профессиональный. А личностный рост – единственная гарантия начала профессионального роста.
Что объединяет самоисследователей?
Таким образом, первое, что объединяет "самоисселедователей", – попытка решать профессиональные проблемы как составные части личностных.
Второе объединяющее их начало – личная активность и действенность намерений. Они особо не надеются на чью-то помощь, а к самостоятельной работе с детьми в своих городах приступают немедленно.
И, наконец, третье – это испытанное всеми ими, физически прочувствованное наслаждение от свободы общения с детьми, И это незабываемое ощущение будет сопровождать их в течение всей жизни, препятствуя возвращению в традиционную систему муштры и показухи.
Но наряду с конструктивным, направлением самоисследования перед человеком, оказавшимся в ситуации разлада с собой, открываютcя еще четыре заманчивых пути, которые не требуют для себя никаких дополнительных усилий.
По мнению выдающегося американского психолога-гуманиста Вирджинии Сатир, все мы в подобных ситуациях, независимо от пола, возраста, профессии, жизненного опыта, испытываем искушение поиграть роль, и таких ролей всего четыре: "жертва*, "компьютер, "флюгер* и "обвинитель".
"Жертва"
«20-летний педагогический опыт наложил на меня не снимаемые оковы…»
«Пусть у меня самой с детьми по-новому не получается – так хоть студентов своих научу!"
"Жертва" чувствует свою беспомощность, заискивает перед всеми, лишь бы никого не рассердить и не изменять существующего, наработанного опыта. Верит, что, действительно, может научить тому, чего не умеет сама. С удовольствием обличает существующую систему образования, являясь на деле ее основой.
"Компьютер"
"После того, что я увидела в модельной школе Монтессори, меня, в первую очередь, беспокоит ситуация в стране. Допустим, если я создам школу, доучу детей до двенадцати лет, куда их потом выпускать? В несвободное общество?"
"Хорошо, я поняла, что делать с детьми до шести лет. А что я буду делать дальше?"
"Компьютер” желает отгородить себя от дополнительных переживаний, связанных со своей несостоятельностью, за потоком рассуждений и умственных схем: что было бы, если бы… Как и в случае с "жертвой", здесь нет и речи о непосредственных занятиях с детьми. Вернее, это возможно, если "поможете с приобретением дидактических материалов, пошлете на стажировку за границу и т.п. Общее отличие "компьютеров" – пассивность и бездеятельность намерений при хорошо развитом интеллекте.
"Флюгер"
"Я поняла, что система Монтессори - это то, что я делала с детьми все 15 лет моего педагогического стажа. Только не знала, что это так называется.
"Во время тренинга я научилась говорить "мне нравится" вместо "это хорошо".
"Флюгер" совершенно перестает контролировать ситуацию; он лишь хочет показать всем, что ничего особенного не произошло, что он не чувствует никакого дискомфорта и может делать все, что от него о потребует новая методика. Более того, по его мнению, все это он и раньше делал с детьми, а сейчас лишь надо выучить новую терминологию. Чаще всего «флюгер» искренен в своем заблуждении, что его учительский опыт включает в себя одновременно все основное и существенное из систем Монтессори, Френе, Штайнера, а также Библера, Руссо, Лысенковой, Гербарта, Потаповой.
"Флюгер" рвется к работе с детьми, не обращая внимания на отсутствие у себя единой воспитательной концепции, на несостыковку используемых им теоретических положений, неадекватность применения методических приемов.
Используя на своих занятиях самые разные техники в зависимости от своего сегодняшнего настроения, "флюгер" постоянно несет с собой атмосферу суеты, нервозности и своей непоследовательностью представляет реальную угрозу невротизации детей. В его деятельности заложена реальная опасность профанации ЛЮБОЙ идеи, в том числе и педагогической.
"Обвинитель"
Видимо, здесь нет смысла приводить жалобы этой части слушателей, ибо каждый советский учитель владеет способностью глубоко и искренне возмущаться по любому поводу. Возмущение – это один из способов, которыми "обвинитель" пытается вынудить всех поверить, вопреки очевидному, в его значимость; заставить видеть себя более сильным, чем он есть на самом деле. В нашем случае реакция возмущения была вызвана, вероятно, тем, что он не смог выполнить задание, с которым его послали на курсы повышения квалификации – "освоить и внедрить". А смириться "обвинитель" не может – иначе придется задуматься о своей профессиональной. пригодности, или, что еще страшнее, – о своей личной несостоятельности.
"В штат моей будущей школы принят пока лишь садовник"
Это решение, которое принял один из слушателей монтессори-тренинга в России. Первого тренинга за последние 70 лет ее истории. Грустные напутствия звучали вслед выпускникам. Оказалось, что плавание в свободной стихии альтернативных школ может для его участников затянуться на всю жизнь. И лишь эта жизнь, отданная самоисследованию и саморазвитию, радостным усилиям по раскрытию собственного духовного потенциала, может стать условием того, что ребенок, который находится рядом, станет чуть более свободным, и скажет, став взрослым: "Я почувствовал вкус свободы. И я могу создать для своих детей такие условия, чтобы и они вкусили ее".
Вспоминается дивный образ, данный Карлом Роджерсом: образ Учителя - Садовника. Ведь садовник не вытягивает клещами росток из зерна и не заставляет яблоню стать березой. Он лишь создает оптимальные условия для его самостоятельного произрастания. Вся жизнь учителя – это создание условий для последующих поколений…
Зима 1991-92 года
Автор лекции-статьи - Дмитрий Георгиевич Сороков, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета. В год прочтения этой лекции аспирант.